Газета Спорт-Экспресс № 86 (2282) от 17 апреля 2000 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3

18 апреля 2000

18 апреля 2000 | Борьба

ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

САМУРГАШЕВ НЕ ОТДАЛ
СОПЕРНИКАМ НИ ОДНОГО БАЛЛА

Когда свисток рефери возвестил об окончании финальной схватки в категории 63 кг, в которой убедительную победу одержал 20-летний ростовчанин Вартарес Самургашев, на ковер, минуя секьюрити, неожиданно вылетел грузный мужчина в элегантном костюме. Он, как пушинку, поднял Самургашева на руки и радостно закричал: "Мы - чемпионы!"

- Кто это вас на помосте поздравлял? - поинтересовался я у новоиспеченного чемпиона Европы после церемонии награждения.

- Мой старший брат Рафик. Он тоже в Москве выступал. Правда, за сборную Армении.

- А почему, как и вы, не за Россию?

- Ему уже 36. Давно не выходил на помост, но сейчас вновь начал тренироваться. Попасть в российскую сборную у него шансов, естественно, нет, а в Армении пригласили.

- На подступах к финалу все победы вы одержали досрочно, да и в решающей схватке ваше преимущество было неоспоримым. Неужели так легко далась золотая медаль?

- Нет, конечно. Особенно перед финалом волновался. Да и соперник - швейцарец Мозер - был не слишком удобный для меня. Выражаясь борцовским языком, он растянутый и очень чувствительный парень. Бороться с такими всегда не подарок.

- Однако это не помешало вам разгромить его со счетом 8:0.

- Мы с тренерами сделали упор на стойку, так как предполагали, что в партер, где я провожу основные приемы, Мозера могут не поставить. И эта тактика себя оправдала.

- В перерыве тренеры кричали вам: "Вова, не танцуй, одна нога вперед!" Что они имели в виду?

- В какой-то момент я стал быстро переставлять ноги, а одну из них нужно постоянно держать впереди, иначе судья может наказать за пассивность.

- Почему, кстати, все называют вас Вовой?

- В сборной так уже давно повелось, хотя мое имя не переводится с армянского как Володя. Я привык и спокойно к этому отношусь.

- Финальный поединок оказался самым сложным из всех, что состоялись в Москве?

- Как ни странно, нет. Пожалуй, в полуфинале с мощным армянином Галустяном пришлось потяжелее.

- По ходу чемпионата у вас хотя бы раз возникали сомнения в окончательном успехе?

- Нет. Тем более что в Москву не приехали три моих главных конкурента из Турции, Польши и Грузии. Впрочем, с олимпийским чемпионом поляком Завадски я недавно встречался на турнире во Франции и обыграл его. Вообще настрой здесь у меня был сумасшедший. В прошлом году я провалил европейское первенство, заняв лишь 10-е место, и теперь хотелось выступить как можно лучше. У меня и в любимом партере все приемы получались, и в стойке. В Москве я не отдал соперникам ни одного балла! И это радует меня не меньше, чем золотая медаль.

- Дома, выходит, и стены помогают?

- Так ведь только из моего Ростова-на-Дону приехало более сотни болельщиков, включая родителей и старших братьев! У нас в городе очень любят борьбу, и такой десант высаживается практически на всех крупных турнирах. По-моему, в этом смысле с Ростовом никто в нашей стране не сравнится.

- В олимпийский год некоторые предпочитают не размениваться на чемпионат Европы. У вас таких мыслей не возникало?

- Это за границей у многих борцов за спиной никого нет, и они вольны делать все что заблагорассудится. У нас же при высочайшей конкуренции в сборной такие номера не проходят. Стоит разок дать слабинку - и мигом вылетишь из состава.

- Каковы теперь ваши планы?

- До 10 мая - отдых, а потом сборы в Астрахани и Болгарии. Не знаю, буду ли я участвовать до Олимпиады еще в каких-нибудь турнирах. Все зависит от решения тренеров.

- Этот сезон самый удачный в вашей карьере?

- Пока да. Я выиграл и чемпионат России, и отборочный турнир на Олимпиаду, а теперь вот и европейское золото. Надеюсь, в Сиднее этот список будет продолжен.

Александр КРУЖКОВ