Газета Спорт-Экспресс № 57 (2253) от 14 марта 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

14 марта 2000

14 марта 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Межсезонье

Нынешний новичок "Анжи" Рафаэль Зангионов считался одним из самых талантливых российских футболистов своего возраста. Он постоянно получал приглашения в юниорскую сборную страны, приезжая к сверстникам в качестве игрока знаменитого "Андерлехта". Однако то, что произошло с ним в последнее время, - яркая иллюстрация печальных последствий слишком раннего отъезда за границу

Рафаэль ЗАНГИОНОВ: ПЯТЬ ЛЕТ ВНЕ РОССИИ

Дебют в "Анжи" Зангионов отметил голом в ворота чешского клуба "Могул", доказав, что играть не разучился. Однако будущее Зангионова пока туманно, хотя сам футболист устал от неопределенности. Мы разговаривали с ним после спарринга его нового клуба на сборе в Чехии.

- Сколько времени вы провели за границей?

- Почти пять лет. Сейчас мне 21, а уезжал я в 16.

- Не жалеете о том решении?

- Конечно, я поторопился. Хотя устоять тогда перед приглашением "Андерлехта" было трудно. Этот клуб в представлениях не нуждается, а его школа считается лучшей в Бельгии.

- Что посоветуете молодым футболистам, которые рискнут пойти по вашему пути?

- У каждого своя судьба, и советовать что-то трудно. Но надо помнить: даже в 16 лет ты легионер и, значит, отнял работу у доморощенного игрока. На первых порах тебя ждет совсем не радушный прием. Первые восемь месяцев одноклубники меня не воспринимали, всячески показывая, что для них я чужак. Плюс язык, который желательно освоить побыстрее. У меня с этим были проблемы.

- Как долго?

- Я выучил его за два с половиной года. Но поначалу было тяжело. Жил один. Одиночество убивало. Это потом приехал брат, а затем привез в Бельгию маму.

- Ощущали особое внимание со стороны администрации клуба или же были просто одним из многих молодых игроков "Андерлехта"?

- К легионерам там относятся более заинтересованно, нежели к их сверстникам из Бельгии. Руководство клуба, например, нередко приезжало на игры и тренировки юношеской команды - наблюдать именно за иностранцами.

- Считается, что переход из юношеского футбола во взрослый - самое трудное в жизни футболиста. Где это сделать проще: дома или за рубежом?

- Мне кажется, дома было бы сложнее. За границей отлажена система доводки молодых талантов до уровня взрослой команды, там меньше игроков, как говорится, пропадает. Я, например, тренировался с основным составом с 17 лет. Боскамп, недавно работавший в сборной Грузии, в ту пору занимал пост главного тренера "Андерлехта". Он-то и дал мне возможность понять, что такое главная команда большого клуба. Правда, в официальных матчах я не играл, но опыта понемногу набирался.

- Почему не удалось остаться в "Андерлехте"?

- Срок контракта истек, и насчет меня поступило предложение от клуба "Харельбеке" - выгодное для "Андерлехта": он в этом случае окупал все затраты, вложенные в мою подготовку. Меня покупали, а не брали в аренду. Я не мог выбирать. На новом же месте дела не заладились.

- Почему?

- Трудно сказать. Президент поддерживал меня, как мог. Да и тренера трудно заподозрить в антипатиях. Он, например, категорически возражал, когда я собрался уйти из команды. Однако, несмотря на желание "Харельбеке" сохранить меня, я не играл, да и условия моего контракта до конца не выполнялись.

- Не обретя в Бельгии славы, вы, возможно, неплохо заработали?

- Какие у юниора деньги?! Заработать не вышло.

- А школу успели закончить?

- Нет. Девятый и десятый классы прошли мимо меня. Я то приезжал в Россию на сборы, то снова уезжал в Бельгию. Впрочем, для меня футбол был важнее.

- Прошлым летом вы безуспешно пытались трудоустроиться в "Алании". Полгода бездельничали?

- Нет. Извлекал свои документы из "Харельбеке". Они ведь не хотели отпускать меня по-хорошему, хотя и платить тоже не желали. Собрался было жаловаться в ФИФА, но в итоге все разрешилось мирно. При личной встрече президент "Харельбеке" меня понял. Мне уже 21 год, и я хочу играть, а не сидеть в запасе.

- Что было потом?

- Агент нашел мне команду в Греции. Сейчас она идет на 15-м месте, а на момент моего приезда была 11-й. Середнячок, как и "Харельбеке". Прилетел, провел тренировку, сразу подписал контракт, в котором был пункт о разрыве отношений в случае непредвиденных обстоятельств. И надо же - это случилось. Я поехал домой на новогодние праздники и назад уже не вернулся. Билет у меня остался - на память.

- Что же произошло?

- Решением Министерства иностранных дел Греции гражданам, родившимся и постоянно проживающим на Северном Кавказе, во въездных визах на неопределенный срок было отказано. Сами понимаете, по какой причине. Президент клуба трижды звонил в посольство, доказывал, что я работаю в Греции по контракту, тщетно. Сам ездил в Новороссийск, где вроде бы можно было поставить визу, таскал везде с собой газеты, фотографии, факсы из клуба - ничего не помогало. И через два месяца сдался и стал потихоньку тренироваться вместе с владикавказским "Автодором".

- Сейчас вы пытаетесь впрыгнуть в уходящий вагон: до чемпионата России две недели, а для вас только начались смотрины в "Анжи".

- Надеюсь, что успею. Хочу лишь одного: играть в футбол, а не бороться с трудностями.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Нимбурк - Москва