Газета Спорт-Экспресс № 13 (2209) от 21 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4

21 января 2000

21 января 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Высший дивизион

37-летний БОРОДЮК УТВЕРЖДАЕТ:
ДАЖЕ ЕСЛИ ОН ОСТАНЕТСЯ В "КРЫЛЬЯХ",
ЭТОТ СЕЗОН НАВЕРНЯКА СТАНЕТ ПОСЛЕДНИМ ДЛЯ НЕГО

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

из Аянапы

Сегодня самарские "Крылья" - уже не привычный по прежним временам сплав малоизвестных и весьма посредственных, по строгим меркам, футболистов. Ставка на рабочих лошадок - в прошлом. Теперь клуб с Волги ориентирован на известных мастеров. Ни одна команда российской провинции не может похвастать такими яркими исполнителями, каких собрал Александр Тарханов со всего бывшего Союза.

Но и на их фоне выделяется Александр Бородюк. 37-летний ветеран известен и любим в Москве и Гельзенкирхене, Воронеже и Вологде, Дортмунде и Кайзерслаутерне. Мы беседовали в номере отеля "фечиан Бэй", где остановилась его новая команда. Приняв предложение Тарханова, Бородюк прилетел на сбор в Аянапу с "Крыльями". Не исключено, что именно в этом клубе завершится его долгая и славная карьера.

- Вам не надоел футбол? Наверняка вы давно обеспечили себе старость. А в Германии у вас, насколько мне известно, есть жилье. Бизнесом можно заняться.

- Играть мне не надоело. А бизнесом никогда не займусь - не мое дело. Теоретически я мог бы перебраться в Германию: у меня и семьи есть вид на жительство. Но я никогда к этому не стремился. Играя там, всегда четко представлял: рано или поздно придется вернуться домой. И вне футбола я себя не представляю.

- Но публику часто интересует не ваше мастерство, а возраст Бородюка или Горлуковича. Все умиляются и удивляются: "Им скоро 40, а играют - молодежи можно поучиться".

- Это так. Хотя я считаю, что мог бы поиграть и еще, этот сезон наверняка станет для меня последним. Хватит - пора заняться иным. Например, тренерской деятельностью.

- Серьезно?

- В моем возрасте несерьезные поступки совершать не принято. Я прекрасно понимаю: Бородюку никто не доверит завтра хорошую команду но меня это ни капли не пугает. Начну со второй лиги, с КФК. Все когда-то с чего-то начинали. Трудностей не боюсь.

- Вы могли бы завершить карьеру и после завершения минувшего сезона. Передумали из-за того, что год не заладился с самого начала? Завершали вы его в "Торпедо-ЗИЛ", где играли мало.

- От этой команды остались недоумение и сожаление. Жаль, что дал себя уговорить Борису Игнатьеву, уступил его дару убеждать человека. В итоге так и не понял, зачем и ему, и мне нужно было такое сотрудничество.

- Обижало, что сидели в запасе?

- Не столько это, сколько тот факт, что все происходило под соусом постоянных разговоров о необходимости обновления и омоложения команды. Да и расстались как-то не так: ни спасибо, ни до свидания не сказали. Может, я к иному, много поиграв на Западе, привык, но факт остается фактом. Видимо, Игнатьев в свои 60 лет так и не смог перестроиться на новые отношения с футболистами.

- Больше в первый дивизион не пойдете?

- Я лучше совсем с футболом закончу, чем еще раз соглашусь там играть. Не ожидал, что таким получится возвращение в турнир, где когда-то начинал. Тогда первая лига была сильнее. Впрочем, и страна была иная. Я разговаривал со знаменитым немецким журналистом Хайманном из Kicker. Он считает, что в 80-е годы в Европе было три лучших чемпионата - кальчо, бундеслига и закрытый советский, который, правда, почти никто и не видел. А он, постоянно приезжая в СССР, видел и мог сравнивать. Сейчас многое утрачено, в том числе и преемственность. В то же время тренерское поколение Газзаева, Тарханова, Романцева, Семина работает иначе, чем тот же Игнатьев, прогрессивнее. Уверен: многие из тех, кто уехал за границу первыми - я, ГЬрлукович, Карпин, Мостовой, - со временем станут тренерами и многое изменят в нашем футболе.

- Чем, кстати, занят Горлукович? Часом о работе тренера, как и вы, не думает?

- Горлукович - мой давний друг и с "ЗИЛом" расстался примерно так же, как и я. Он сейчас в Москве и тоже хочет еще поиграть. Хотя дай ему сейчас как тренеру игнатьевское "Торпедо", он вывел бы его в высший дивизион. Вот в Горлуковиче я ни капли не сомневаюсь. А вот для автозаводцев предстоящий сезон вообще может стать последним в плане чего-то серьезного. Нужно выходить в элиту. И грех не выйти, имея такого президента, как Владимир Носов, который вкладывает в клуб деньги и душу. Но пока я бы на "Торпедо-ЗИЛ" так уж наверняка не ставил. Хорошие игроки - еще не хорошая команда.

- А как вас зовут партнеры? Многие ведь в сыновья годятся.

- Это точно. Здесь, в "Крыльях", есть игроки, которые обращаются ко мне "дядя Саша". Кто-то просто дядей зовет. Уважительно, словом. Наверное, и впрямь пора закругляться с карьерой футболиста.

- Но хочется завершить ее на мажорной ноте. Если не выиграть что-то, так хотя бы помочь команде и о себе память добрую оставить.

- Именно так. У меня нет скорости, и я не побегу уже так, как может мой молодой партнер. Но у меня есть опыт, за счет которого можно принести больше пользы. А еще есть инстинкт победителя. Психология в спорте играет сегодня огромную - если не решающую - роль.

- Какие первые впечатления от "Крыльев"?

- У меня нет большого желания обсуждать это сейчас, когда мой статус в команде не определен до конца. Я пока на просмотре, а точнее говоря, приехал к Тарханову. Его я уважаю как человека и тренера, считаю одним из лучших специалистов в нашем футболе. Останусь ли я в Самаре - вопрос открытый. Но играть хочу, причем только в элите. Если нет, лучше пойду тренировать детей.