Газета Спорт-Экспресс № 297 (2196) от 27 декабря 1999 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

27 декабря 1999

27 декабря 1999 | Остальные

РОССИЯ. СПОРТ. "СЭ"

ДЕВЯТЬ ЛЕТ ВМЕСТЕ

"Я белым не проигрываю!" - высокомерно заметил американский боксер-тяжеловес Хасим Рахман.

"Я не просто белый, я русский!" - парировал Олег Маскаев.

Чем дело закончилось, вы скорее всего помните. Маскаев, вроде бы не обладающий сильным ударом, ударил так, что Рахман, перелетев через канаты, рухнул на судейский столик.

Слова Маскаева: "Я не просто белый, я русский!" - как и ход его поединка с американцем, в котором россиянин поначалу уступал, кажутся мне неким удивительным символом. Если бы написать спортивную историю Новой России, лучше эпиграфа не придумаешь.

***

За точку отсчета принято брать 19 августа 1991 года. Когда с утра по телевизору транслировали "Лебединое озеро", у важнейших московских объектов появились танки и было объявлено о создании ГКЧП. Да, Беловежские соглашения были подписаны лишь спустя несколько месяцев, но на самом-то деле прежняя страна перестала существовать под "Танец маленьких лебедей".

Получается, мы с Новой Россией - ровесники. Первый номер "СЭ" вышел 14 августа того же 91-го. А уже четвертый номер оказался под угрозой срыва: главный редактор газеты, в которой мы до этого работали, обратился в ГКЧП с требованием новорожденный российский "СЭ" закрыть.

Невероятно, но предупредили об этом сами сотрудники аппарата того же ГКЧП. Прислали факс: мол, новая газета им нравится, и в обиду ее постараются не дать.

Слава богу, помощь не понадобилась. 21-го танки стали покидать улицы.

***

Август 91-го - декабрь 99-го. Все эти годы Россия, спорт, "СЭ" - вместе.

В октябре 93-го, когда макашовцы штурмовали Останкино, руководители "СЭ" обзванивали сотрудников - предупреждали, чтобы на следующий день в редакцию, расположенную в самом центре Москвы, те не приезжали: слишком опасно. Результат этой телефонной активности оказался нулевым: транспорт не ходил, где-то рядом стреляли, но утром на работу приехали все.

Черные вторники, дефолты, заказные убийства, политические скандалы, теракты, чеченские кампании - сколько же за эти годы было грязи и крови!

Что придавало нам сил? Уверенность в том, что делаем нужное для народа дело. Уже в первом номере "СЭ" мы продекларировали: спорт - это радость и оптимизм, это те положительные эмоции, без которых нормальной жизни и быть не может, вот мы и ставим своей целью пробуждать эти эмоции. Пусть даже - вопреки всему.

Дефолты и теракты разъединяют. Спорт объединяет, дает силы. "Увы, у наших людей не осталось почти ничего, чем можно было бы гордиться, - грустно заметил четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов. - Разве что российскими спортсменами".

***

Мне повезло: за эти годы в качестве спецкора "СЭ" побывал на четырех Олимпиадах - в Альбервилле, Барселоне, Атланте и Нагано. Плюс на европейском футбольном первенстве в Англии и множестве турниров рангом пониже.

За наших спортсменов не было стыдно никогда - даже в Англии-96, хотя лавров нашей сборной тот чемпионат и не принес. В памяти остались не неудачи, а первый тайм матча с итальянцами, после которого - в перерыве - знаменитый Энцо Беарзот не скрывал восхищения: "Русская команда заслуживает самых громких комплиментов! Ваши сыграли блестяще!"

А еще в памяти - церемония награждения победителей Олимпийского турнира-92 в Альбервилле, счастливые, раскрасневшиеся Катя Гордеева и Сережа Гриньков: "Это удивительное чувство - вновь стать чемпионами. Конечно, мы сделали это и для себя, но прежде всего (обязательно напишите об этом!) - для страны: России сейчас трудно, и мы очень хотели хоть чем-то порадовать наших людей".

Атланта-96, финальный заплыв на 100 метров вольным стилем, невероятный ажиотаж (сам Клинтон на трибуне!) - и все ждут победы своего, Гэри Холла. Но вот Александр Попов финиширует первым, и над трибунами вдруг повисает мертвая тишина.

Опять Атланта, женская велогонка с раздельным стартом. В главном пресс-центре офис "СЭ" соседствует с офисом парижской "Экип", и французы за стеной отчаянно болеют за свою единственную и неповторимую - Жанни Лонго. Но побеждает не она - а тоненькая, невероятно симпатичная Зульфия Забирова, и наш восторженный вопль одновременно с возгласами разочарования экиповцев приводят к неожиданному результату: хлипкая стенка, разделяющая два офиса, со страшным грохотом рушится.

Нагано-98. В домике нашей лыжной сборной празднуют очередной успех Ларисы Лазутиной. Затаенная зависть в глазах юной Юли Чепаловой: и я могу, дайте только шанс. А затем - труднейшая 30-километровая гонка (вот он, шанс!), и - невероятно - Юлия становится обладательницей золотой медали.

***

Чепалова - это уже новое, сугубо российское поколение наших чемпионов. Тех, кто сформировался как спортсмен в лихолетье.

Казалось, страна летит в бездну. Всеобщее безденежье не могло не сказаться на спорте. Сотнями закрывались спортшколы. Сворачивалось финансирование. На "Спартак" в Москве ходило не более тысячи зрителей. Знаменитые тренеры не выдерживали - уезжали за границу. Кто осудит?

Не стоит проводить водораздел между теми, кто ныне выступает за границей, и теми, кто выступает здесь. Все - наши. И все же... В Нагано у России была классная хоккейная сборная. Все звезды. И эти звезды лишь чуть-чуть не дотянули до золота. Но даже если бы выиграли, я, пожалуй, не ниже их победы поставил бы на первый взгляд гораздо менее ценную - на недавнем Кубке "Балтики".

Одни играют за океаном - в сытых Канаде с Америкой. Играют для них. Другие - в полуголодной России. Для нас.

И во время предстоящих Игр в Сиднее, переживая за российских велосипедистов-профи (может, удастся им наконец не посрамить), по-настоящему болеть буду за гребца из Волгограда Максима Опалева и баскетболиста, нынешнего москвича Андрея Кириленко.

Оба, кстати, из новой волны. Как и Чепалова.

***

Сейчас модно говорить, что спорт может стать нашей национальной идеей. Пожалуй, действительно может. Июньским утром после победы нашей футбольной сборной над чемпионами мира - французами - страна проснулась счастливой. (Когда до этого такое было? Некоторые считают - в 61-м, в день полета Гагарина.) Подвиги Валерия Карпина обсуждали все - от дошкольников до старушек.

Наверное, поэтому журналисты "СЭ" и отдали Карпину первое место в опросе на звание лучшего спортсмена страны.

Это чувство общенародного счастья чуть было не возникло вновь - уже в октябре. Но настала 88-я минута...

Ну и черт с ней, с этой минутой. Все равно, считаю, классно играли. А минута эта опять потрясла всех - от дошкольников до старушек. Спорт опять сплотил страну - пусть мгновением неудачи.

Владимир ГЕСКИН

Мы девять лет вместе - Россия, спорт и "СЭ". Спорт потрясал, объединял, воодушевлял людей. Давайте еще раз вспомним и увидим эти потрясения глазами журналистов нашей газеты.

Стр. 2 - 3