Газета Спорт-Экспресс № 286 (2185) от 14 декабря 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

14 декабря 1999

14 декабря 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

Артем ЕНИН

ПРИЯТНО, ЧТО УГОВАРИВАЛИ ОСТАТЬСЯ ДОМА,
НО Я ХОЧУ ИГРАТЬ В ВЫСШЕМ ДИВИЗИОНЕ

Армейский клуб в нынешнее межсезонье проводит активную селекционную политику. Лидер ярославского "Шинника"-99 Артем Енин - очередное приобретение ЦСКА, который выиграл спор за этого игрока у как минимум еще двух команд высшего дивизиона.

Енину 23 года. Самый подходящий возраст для принятия судьбоносных решений. Он ярославец, предмет гордости руководства клуба, которое с трепетом относится к своим воспитанникам. Помнится, два года назад, на сборах в турецкой Анталии, после одного из спаррингов волжан ко мне подошли тренеры команды Побегалов и Гаврилов. "Андрей, мы редко о чем-то просим. Но на сей раз, если можно, отметь Енина, - попросили они. - Свой мальчишка, растет на глазах, прогрессирует с каждым занятием - трудится на совесть. Хотелось бы, чтобы его заметили, пригласили в молодежную сборную. Он для нее созрел". К счастью, кривить душой не пришлось - Енин отыграл матч, проходивший по щиколотку в грязи, здорово, поразив способностью действовать на любой позиции, куда отряжал его Петр Шубин, в ту пору - главный тренер ярославцев. После окончания нынешнего сезона в "Шиннике", наверное, просили бы об обратном: не писать о Енине, не привлекать к нему повышенного внимания. Но полузащитник возмужал и покинул родной клуб. Как многие его предшественники, среди которых Евгений Кузнецов и Андрей Рудаков, Дмитрий Попов и Евгений Бушманов. Большинство талантливых игроков "Шинника", воспитанников местного футбола, в конце концов оказывались неподалеку - в Москве. Сам Енин, которому я позвонил в его ярославскую квартиру, полагает, что питать своими кадрами столицу "Шинник" будет не вечно.

- Сейчас в клуб пришло новое руководство, весьма амбициозное, нацеленное на самые высокие задачи. Думаю, у них все получится и в городе наконец создадут высококлассную команду, - говорит Артем Енин.

- А кто будет у этой команды главным тренером, часом, не знаете?

- Нет, не знаю.

- Просто его пока нет, а если бы был и вас полностью устраивал - могло бы это повлиять на ваш выбор, где продолжить карьеру?

- Нет, это не связанные между собой вещи.

- То есть отговорить вас покинуть "Шинник" нельзя?

- Я подписал контракт с ЦСКА на два года. Приятно, конечно, что меня так настойчиво пытались удержать в команде, но я принял решение и отказываться от него не намерен.

- А почему именно ЦСКА, а не, скажем, "Динамо"?

- Я бы так сказал: из игровых соображений. И только из них. Деньги здесь не играли никакой роли. И потом, я мечтал поиграть в Кубке УЕФА - хотя этот фактор был не самым важным.

- А что же было тогда самым важным?

- Желание выступать за команду высшего дивизиона. Желательно имеющую перспективу и решающую самые высокие задачи.

- С кем разговаривали при переходе в армейский клуб? Станислав Лысенко, например, с Долматовым даже не общался.

- Мне звонил генеральный директор клуба. Он заверил меня в том, что и руководство, и главный тренер очень хотят видеть меня в ЦСКА. Я подумал и дал согласие на переход.

- Из высшего дивизиона "Шинник" фактически вылетел после поражения от "Крыльев". Я был на этой игре и могу сказать - ваша команда провела его очень странно. Что тогда случилось?

- Перегорели мы, вот и все объяснения. Это был последний реальный шанс остаться в элите. Все понимали, что надо побеждать, а потому... перенастроились, что ли. Так подобные встречи не выигрываются.

- И вы решили уйти, не желая опускаться в дивизион, считающийся соревнованием для мужиков, которые должны биться, а уж потом - играть?

- Да, хотя я играл и в первой лиге, и во второй, и даже в третьей. ЦСКА - мой пятый клуб. А завершая тему "Шинника", замечу: я и поныне уверен, что нам не повезло. Мы были ни капли не слабее целого ряда команд. Просто обстоятельства сложились так, как они сложились.

- А в каких клубах вам еще довелось поиграть?

- Пять лет назад, в 94-м, меня взяли в "Шинник". Я выходил на замены, и довольно регулярно. Однако в клубе решили отдать меня в аренду на год в костромской "Спартак". Потом год на таких же условиях провел в ярославском "Нефтянике" - эти команды играли в третьей лиге. А затем меня пригласил в вологодское "Динамо" наш ярославский тренер Александр Самыгин, который в этом году помогал Побегалову и Зелькявичюсу. Это уже была вторая лига - кстати, не чета сегодняшней. К примеру мы соперничали с такими командами, как "Арсенал", "Волгарь". Там, в Вологде, я многому научился. И вообще три года в низших лигах не пропали даром.

- А вам никогда не бывало обидно, что в Ярославле вас не ценят? Вот Артем Яшкин так в свое время обиделся, что ушел из клуба не без скандала. Сейчас он игрок киевского "Динамо".

- Я так не думал и не думаю. Ко мне всегда хорошо относились в клубе, а три года вне команды только принесли мне пользу.

- ЦСКА играет в своеобразный футбол, явно не похожий на тот, что исповедует "Шинник". Это не пугает?

- Нет. Я иду в команду, которая мне интересна, готов подстраиваться под ее стиль и выполнять те требования, которые предъявляет к игрокам главный тренер.

- Вы за свою карьеру были и крайним хавбеком, и нападающим, и опорным полузащитником, и "под нападающими" не раз выходили на поле. А какой из этих позиций вы сами отдаете предпочтение?

- Люблю атаковать из глубины. Инсайд - я бы так свое любимое амплуа назвал.

- В Москве уже решили вопрос с жильем? Или поселитесь на базе?

- Нет, такого не будет. Я женат, супруга поедет со мной - мы будем жить в служебной квартире, которую предоставит клуб.

- Однажды вы сказали, что для самоутверждения Енину не хватает здоровой наглости.

- Меня просто не так поняли. Я человек спокойный, уравновешенный, но при случае отпор дам любому. Просто на показ свои эмоции не выставляю.

P.S.:Потерю игрока, вокруг которого в "Шиннике" хотели строить новую команду, в Ярославле восприняли болезненно, но без обид.

- Мы пытались удержать Артема всеми силами, однако он хочет играть в высшем дивизионе, - говорит и.о. главного тренера Александр Побегалов. - Жаль, но это жизнь. Надеюсь, что его рост продолжится и в Москве. А в Ярославле за Енина будут болеть всей душой.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ