Газета Спорт-Экспресс № 263 (2162) от 16 ноября 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

16 ноября 1999

16 ноября 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

ЛУЧШИЙ БОМБАРДИР ЧЕМПИОНАТА

Георгий ДЕМЕТРАДЗЕ

ПОСЛЕ МАТЧА СО "СПАРТАКОМ" ИГРАЛ С ДЖАНАШИЯ В БИЛЬЯРД И ПЕРЕГОВОРОВ С "ДИНАМО" НЕ ВЕЛ

ЛУЧШИЕ БОМБАРДИРЫ

Игрок

Клуб

Голы

Игры

1. Георгий ДЕМЕТРАДЗЕ

Алания

21 (10)

28

2. Андрей ТИХОНОВ

Спартак

19 (5)

29

3. Владимир КУЛИК

ЦСКА

15 (-)

30

4. Олег ТЕРЕХИН

Динамо

14 (1)

28

5. Дмитрий ЛОСЬКОВ

Локомотив М

14 (1)

28

6. Арсен АВАКОВ

Локомотив НН

13 (-)

28

7. Сергей СЕМАК

ЦСКА

12 (-)

29

8. Вячеслав КАМОЛЬЦЕВ

Торпедо

12 (-)

30

9. Олег ВЕРЕТЕННИКОВ

Ротор

12 (1)

30

10. Егор ТИТОВ

Спартак

11 (-)

29

Ч-92 Вели Касумов

Динамо М

16 (4)

23

Ч-93 Виктор Панченко

КАМАЗ

21 (3)

32

Ч-94 Игорь Симутенков

Динамо М

21 (3)

27

Ч-95 Олег Веретенников

Ротор

25 (6)

29

Ч-96 Александр Маслов

Ростсельмаш

23 (3)

33

Ч-97 Олег Веретенников

Ротор

22 (6)

34

Ч-98 Олег Веретенников

Ротор

22 (6)

30

Впервые лучшим бомбардиром российского чемпионата стал грузинский легионер. Нападающий "Алании" Георгий Деметрадзе, появившись во владикавказской команде в середине сезона-98, забил в 15 матчах 14 голов. Поэтому в начале нынешнего первенства его рассматривали, как основного фаворита голеадорского спора. И Деметрадзе по праву выиграл это сложное соревнование, главным соперником в котором у него был спартаковец Андрей Тихонов. Именно со "Спартаком" в Москве встречалась "Алания" в последнем туре чемпионата. Деметрадзе спартаковские ворота распечатать не удалось. А Тихонов свой гол забил, но в итоге отстал от грузинского форварда на два мяча. Через несколько дней после московского матча Деметрадзе улетел в столицу Грузии, и телефонный звонок корреспондента "СЭ" застал бомбардира за праздничным столом в его тбилисской квартире.

О ПРАЗДНИКЕ В СВОЮ ЧЕСТЬ

- Празднество, как понимаю, по поводу вашей победы в споре снайперов?

- Да. Только не подумайте, что стол накрывали по моей инициативе. Отец, родственники, друзья того пожелали. Они переживали за меня искреннее и были очень рады, что я забил в российском чемпионате больше всех. Вот сидим и говорим о футболе. Очень жаль, что вы сейчас не в Тбилиси - присоединились бы к нашей компании, отведали грузинских блюд и вина.

- Спасибо, не отказался бы. Только голос у вас почему-то не очень веселый.

- Хоть и сидим за праздничным столом, праздник на самом деле смазанным получился. Конечно, хорошо, что мне удалось стать лучшим бомбардиром. Но ведь "Алания" не сумела занять пятое место, о котором все в команде мечтали, и напрямую попасть в еврокубковую зону. Теперь будем болеть за московские клубы - пусть какой-нибудь из них выиграет Кубок России и откроет "Алании" дорогу в Европу.

- Лично для вас этот сезон получился удачнее прошлогоднего?

- Смотря как посмотреть. В 98-м я отыграл в России только второй круг и забил 14 мячей. Сейчас в 28 встречах - 21 гол. В процентном отношении получилось хуже, но зато удалось выиграть звание лучшего бомбардира.

- А что для вас значит это звание?

- Кроме морального удовлетворения оно, думаю, добавит мне авторитета в футбольной России. А может быть, и не только в России. В будущем это может пригодиться.

О КОНКУРЕНТАХ

- В первом круге нынешнего чемпионата вы забили 13 мячей, во втором - 8. Что думаете по этому поводу?

- Если бы и во втором круге забил 13, то побил бы рекорд Олега Веретенникова, который он установил в 1995 году. Но как видите - не судьба.

- Перед чемпионатом вы не скрывали, что попытаетесь победить в бомбардирской гонке. А кого считали главным конкурентом?

- В первую очередь того же Веретенникова. Еще - Терехина и Джанашия.

- Выходит, от Тихонова голеадорской прыти не ожидали?

- Я ожидал, что Тихонов станет лучшим игроком чемпионата - по оценкам "СЭ" так оно и вышло. Пользуясь случаем, от всей души поздравляю Андрея. Также не было сомнений, что "Спартак" будет много забивать. Но Тихонов - полузащитник, и я думал, что роль снайперов возьмут на себя нападающие москвичей. Ведь в их составе играли Юран и Ширко, да и Робсона нельзя было сбрасывать со счета. Но получилось, что моим главным конкурентом стал именно Тихонов.

- В ходе чемпионата не возникало тревоги, что вы проиграете ему в вашем споре?

- Всякое могло случиться. В то, что я лучший бомбардир, поверил лишь с последним финальным свистком чемпионата. Мне удалось опередить Тихонова. И теперь я вижу в нем в первую очередь бомбардира, а потом уже крайнего полузащитника, способного выдать филигранный пас. Однако, думаю, что в будущем сезоне заявит о себе и Ширко.

- Кстати, после матча со "Спартаком" вы уходили с поля вместе с Ширко, оживленно переговариваясь. О чем, если не секрет?

- Он сказал, что его знакомый грузин, живущий в Москве, написал песню о Тбилиси и хочет подарить мне кассету Потом я получил этот подарок очень хорошая песня. А я пожелал Ширко забить мяч в ворота "Лидса". Мне почему-то кажется, что он обязательно это сделает.

О ЗАБИТЫХ, НЕЗАБИТЫХ И НЕЗАСЧИТАННЫХ ГОЛАХ

- Почти половину своих мячей вы провели с пенальти...

- Я остаюсь при своем мнении - забить пенальти совсем непросто.

- Но вы как-то сказали, что когда пробиваете пенальти, то у вас на успешный исход - 99 процентов, а у вратаря лишь один.

- Тем не менее вратарь "Шинника" Черницын использовал этот единственный шанс, а я со своими 99 остался, как говорится, с носом, не забив свой первый 11-метровый в России. Так что единичка может в некоторых случаях перевесить куда более весомую цифру.

- После матча с "Шинником" "Алания" играла с "Зенитом" и "Спартаком". Пенальти в ворота соперников не назначались, но если бы...

-... то обязательно отправился к 11-метровой отметке. В такие приметы я не верю, а от промахов никто не застрахован. К тому же надо было использовать любую возможность, чтобы не пропустить вперед Тихонова.

- А какой гол с игры запомнился больше всего?

- Их было несколько. Скажем, "Ротору" во Владикавказе. Но его аннулировали, так как матч не был доигран. Или в Сочи "Жемчужине", но его не засчитал судья.

- Выходит, помните не только засчитанные мячи, но и отмененные?

- А почему их не помнить получились они трудовыми и по всем правилам. Ну а из тех мячей, которые все-таки вошли в послужной список, запомнился гол в домашнем поединке с "Торпедо", когда Хапов от своих ворот выдал мне точный пас через все поле. Еще - гол со штрафного "Уралану" и второй мяч "Шиннику" в той самой встрече, где я смазал пенальти. Кстати, "Шиннику" я и в прошлом году забил красивый гол. В этом сезоне подобными эффектами похвастать, увы, не могу.

- Как не можете похвастать голами в ворота "Ростсельмаша", "Спартака" и московского "Локомотива"?

- Этим клубам я не то что красивых, даже самых захудалых голов так за полтора года и не забил. Об этом пробеле помню и, если доведется, обязательно его устраню.

О СВОЕЙ РОЛИ В "АЛАНИИ"

- Считаете себя лидером "Алании"?

- Если скажу "да", то это будет нескромно. Мне отводят эту роль, и я стараюсь оправдать доверие. Видимо, это участь всех нападающих, которые много забивают. Ведь если от тебя ждут забитого мяча, ты должен идти вперед и просто обязан быть лидером. Хотя в той же "Алании" лидерами считаются Хапов, Тедеев, Касымов. Эти опытнейшие футболисты одним своим присутствием на поле вдохновляют на хорошую игру, не дают расслабиться.

- Но порой складывается впечатление, что если игра у Деметрадзе не пошла, то она не пойдет и у всей вашей команды.

- Просто так получилось, что, к примеру, сентябрьский кризис в моей игре совпал с игровым кризисом всей команды. У нас тогда почти ничего не получалось, и мы растеряли уйму очков. Что и аукнулось на финише. О сентябре мне и вспоминать не хочется.

- Ваш игровой кризис начался, кажется, чуть-чуть раньше, в самом конце августа - с матча в Сочи против "Жемчужины". Потом вы не забивали в пяти встречах подряд. Причем произошло это сразу после вашей голевой серии из семи матчей. Воля судьбы?

- Точнее, воля судьи. Не хочется бросать тень на наш славный судейский корпус, но тот правильно забитый, но незасчитанный гол в ворота "Жемчужины" меня, честное слово, надломил. Я очень старался в последующих матчах, однако несправедливость сильно подействовала в психологическом плане. Поверьте, я совсем не хочу оправдываться за промахи. Но арбитр Баскаков, судивший в Сочи, косвенно приложил к ним руку.

- А могло случиться, что кризис у Деметрадзе и у всей "Алании" продолжился бы до конца чемпионата?

- Нет. Были уверены, что неудачи закончатся и мы найдем в себе силы завершить чемпионат достойно. В октябре стали выбираться из психологической ямы.

О ВИЗАВИ

- Но и в октябре у "Алании" были неудачные матчи. Скажем, в Элисте ваша команда и вы в том числе сыграли не лучшим образом.

- Я не считаю, что наша команда, несмотря на крупное поражение, сыграла с "Ураланом" плохо. А вот себе я действительно этот матч в актив не занесу В Элисте против меня удачно действовал защитник хозяев Маевич. Я о нем раньше ничего не слышал, а на поверку оказалось, что это футболист очень высокого класса. В общем, выключил он меня из игры.

- А кто еще из "персональщиков", игравших против вас в прошедшем чемпионате, запомнился?

- Арифуллин из московского "Локомотива". Я никогда не сомневался в его разрушительных способностях, и он лишний раз продемонстрировал их на мне. Есть в России и другие очень хорошие защитники, играющие цепко, самоотверженно и, самое главное, - в мяч, а не в ноги.

- А неудобные вратари для вас есть?

- Кому не забивал - тот и неудобный. Да и среди тех, кому удавалось забить, есть классные голкиперы.

О ЗАДЕРЖКЕ В МОСКВЕ

- Насколько знаю, вас в Тбилиси заждались, но вы задержались в Москве на несколько дней. Почему?

- Команду распустили в отпуск, и я решил начать его в столице России. Ничего предосудительного не делал. Почти двое суток напролет играл с Джанашия в бильярд. Очень увлекательное занятие.

- А среди владикавказских болельщиков появились слухи, что вы ведете усиленные переговоры с московским "Динамо".

- Никаких переговоров с динамовцами я не вел. И вообще вся моя дальнейшая судьба в руках руководства "Алании". От меня ничего не зависит.

- Но вероятность вашего ухода из "Алании" близка к ста процентам?

- Не знаю. Меня уже, кажется, 20 раз продавали и столько же возвращали назад.

- Возможно, такое случится и в 21-й раз?

- Возможно. Хотя, постойте: 21-е - мое число. 21 гол в чемпионате забил, и вообще оно мне с детства нравится. Как знать, может, действительно поменяю клуб?

О ВЛАДИКАВКАЗЕ И ТБИЛИСИ

- Если это состоится, жалеть об "Алании" будете?

- Конечно. И болеть за владикавказскую команду буду, где бы ни находился. Это трудно передать словами, но "Алания", Владикавказ стали для меня больше чем родными.

- Но в футбол вас учили играть не во Владикавказе, а в родном Тбилиси.

- Знаете, у меня теперь две родины. В этих городах я одинаково чувствую себя своим. Тбилиси - это детство и юность. Это - мой первый тренер Тенгиз Чарквиани, который возился со мной не покладая рук. Это отец, благодаря которому я стал заниматься футболом. Это родственники, друзья. А Владикавказ - это уже взрослые годы. Это - искрометная "Алания", неповторимый тренер Газзаев, объективные болельщики. Все взаимосвязано, и все одинаково дорого.

- В вашей футбольной судьбе был еще один город - Роттердам.

- Дела за время моего короткого пребывания в "Фейеноорде" у меня не пошли, и Роттердам, естественно, своим городом не стал.

- Решение дальнейшей судьбы будете ожидать в Тбилиси?

- В Тбилиси я буду отдыхать. Вволю покатаюсь на своем "мерседесе".

- Вы же его разбили летом во время аварии?

- К счастью, у меня есть еще один. Впрочем, дело не в "мерседесе". Хоть пешком буду ходить по тбилисским улицам, но постараюсь хорошо отдохнуть. Только сейчас почувствовал, как устал. Ну и, конечно, будет много встреч с друзьями, а еще больше разговоров с отцом. Это - удивительный человек. С ним можно говорить о чем угодно и сколько угодно.

ДЕМЕТРАДЗЕ-СТАРШИЙ О ДЕМЕТРАДЗЕ

Шалва Деметрадзе приезжает из Тбилиси почти на каждый домашний матч "Алании". В тонкостях игры разбирается прекрасно, хотя сам в профессиональный футбол никогда не играл. Когда наш разговор с Георгием закончился, Деметрадзе-старший ответил на несколько вопросов о сыне.

- Говорят, если бы не вы, Георгий никогда не стал бы футболистом?

- Уж не знаю, но когда заметил, что он, шестилетний мальчишка, с утра до вечера возится с мячом, решил устроить его в спецшколу "Юный динамовец". Так и водил за руку каждый день на тренировки.

- Вы по профессии художник-реставратор. Не хотели, чтобы сын пошел по вашим стопам?

- Никогда об этом не думал, потому что Георгий сызмальства подавал надежды в футболе. И вот стал хорошим футболистом, лучшим бомбардиром российского чемпионата. Как говорится, каждому свое. Я очень рад успехам сына.

- Выходит, 1999 год - для ваш счастливый?

- Конечно. Разве не счастье, когда тебя останавливают на улице практически незнакомые люди и спрашивают о Георгии: как у него дела, не получил ли, не дай Бог, травму. Жаль, что до этого дня не дожила мама Георгия - она умерла три года назад.

- Георгий вполне мог забить в чемпионате и больше 21 мяча. Как думаете, что ему помешало?

- Возможно, то, что он еще не женат (смеется). Я где-то слышал, что у женатых форвардов результативность выше, чем у холостяков. Георгию стоит подумать над этим вопросом, хотя, судя по его настроению, жениться он пока не собирается. Это меня огорчает. Старшая сестра Георгия, моя дочь, 14 лет назад подарила мне внучку. Но мне еще внука хочется. Подрос бы парнишка, отвел бы я его в детскую футбольную школу как когда-то сына, и, быть может, со временем заиграл бы он лучше, чем сам Георгий.

Сергей КАПУСТИН