Газета Спорт-Экспресс № 221 (2120) от 27 сентября 1999 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

27 сентября 1999

27 сентября 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ"

ВТОРОЙ В КАРЬЕРЕ ПОУЛ ДОСТАЛСЯ ФРЕНТЦЕНУ ПОСЛЕ СКАНДАЛА С КОМАНДОЙ

Никакого стройного сценария у субботних событий на Нюрбургринге не было и быть не могло, ибо начиналась квалификация на мокрой после дождя трассе, а заканчивалась практически на сухой. В таких условиях вскочить на поул мог практически любой. Сделал же это буквально в самый последний момент Хайнц-Харальд Френтцен на "Джордане", подтвердив тем самым обоснованность своих претензий на титул.

Предсказать подобное не взялся бы, наверное, даже известный мастер ясновидения Павел Глоба, ибо Френтцен был единственным из квартета претендентов на итоговую победу в чемпионате мира, чья машина упорно и постоянно отказывалась функционировать: в пятницу бастовала коробка передач, в субботу с утра, во время свободных тренировок, - двигатель. В итоге квалификацию немец вынужден был проводить фактически с листа. Что, возможно, на деле оказалось преимуществом, а не недостатком.

Почему? Да потому, что его нормально работавшие всю пятницу и часть субботы конкуренты - Мика Хаккинен и Дэвид Култхард из "Макларена" и Эдди Ирвин из "Феррари" - психологически и технически успели настроиться на сухую трассу. Подозреваю, с какой неприязнью смотрели они на небо над Нюрбургрингом за полчаса до начала квалификации, когда из собравшихся туч хлынул ливень! Френтцену же было все равно, на какую трассу выезжать на фактически неподготовленном автомобиле.

Впрочем, сказать, что "Джордан" Френтцена был уж совсем "сырым", нельзя, ибо у его опытнейшего напарника по команде Дэмона Хилла все шло просто отлично, а значит, базовые настройки сомнений не вызывали. Кстати, и на мокрой трассе буквально через несколько секунд после начала квалификации первым появился именно чемпион мира-96. Не думаю, что его целью в эти минуты был теоретический шанс (в случае, если опять пойдет дождь) встать на поул. Скорее всего умный и дальновидный англичанин просто пользовался случаем и проверял, что нужно "Джордану" для того, чтобы нормально чувствовать себя на мокром асфальте. И делал это Хилл не для себя. Этот человек умеет работать в интересах команды. То есть - в данном конкретном случае - в интересах Френцтена, за чьими выездами он чуть позже весьма внимательно наблюдал по телемониторам.

В СВАЛКЕ НА ПОСЛЕДНИХ МИНУТАХ ФРЕНТЦЕН СТАЛ "ЦАРЕМ ГОРЫ"

Борьба за поул в субботу началась одновременно с сигналом светофора, сообщавшим о том, что трасса открыта. Как я уже сказала, никакой стройности сюжета не было и в помине, хотя поначалу казалось, что по крайней мере главное действующее лицо останется тем же: Мика Хаккинен, бывший вне конкуренции всю пятницу и первую - сухую - половину субботы (на утренних тренировках он показал впечатляющие 1.18,945, опередив ближайшего конкурента почти на 0,5!), уже на 7-й минуте квалификации занял привычную, то есть первую, строчку протокола - 1.32,145.

Пятью минутами позже его напарник по "Макларену" Дэвид Култхард, который в данный момент является самым опасным противником финна, также показал привычный результат, то есть второй - 1.32,207.

Однако уже меньше чем через минуту пелотон получил сигнал о том, что трасса сохнет со страшной силой - Мика Сало на "Феррари", только что бывший лишь 14-м, отодвинул разом обоих пилотов "Макларена": 1.31,907! И почти мгновенно оказался только вторым: ибо его секунды перекрыл Рубенс Баррикелло на "Стюарте": 1.31,703. Показалось, что бразилец попал в свою стихию, ибо полусухая квалификация - его конек: оба своих поула в карьере - в Бельгии в 94-м и в Маньи-Куре в этом году - Рубиньо завоевал точно в таких же условиях. Ирвин к этому моменту был лишь 5-м - 1.32,466.

Правда, в этих бурных событиях никакого участия не принимал будущий обладатель поула Френтцен, который отсиживался в боксах. Когда же на 18-й минуте немец на своем желтом "Джордане" все-таки показался на трассе, многообещающим этот выезд не выглядел: 1.33,419 - только 10-й результат.

К 20-й минуте боевой порыв пелотона иссяк - целых двадцать минут трибуны скучали, ибо на трассе не было никого.

На 40-й же минуте из боксов вырулил Ирвин - на слике! И тут же дал понять, что по этой дороге уже можно "бегать" не в сапогах, а в легких тапочках: 1.29,710 - без семи тысячных две секунды сбросил ирландец с результата Баррикелло.

И тут началось. Нужно было иметь как минимум три пары глаз и столько же рук, чтобы в эти сумасшедшие минуты успеть увидеть и записать все.

Едва мониторы показали результат Ирвина, как камеры переключили свое внимание на боксы "Макларена", где Хаккинен со странным выражением глаз буквально рвал свою машину из объятий механиков. Следом за финном на трассу отправилось чуть ли не пол-пелотона. Однако пока хаос царил за спиной Мики, ибо на 46-й минуте он показал 1.25,084, при этом наткнувшись в середине второго сектора на Занарди, потому сразу же - 1.22,973! Тут же последовала ответная очередь со стороны Култхарда - 1.23,357, а потом - 1.22,024!

Этот порыв шотландца за 10 минут до конца квалификации отбросил за рубеж 107% большую часть пелотона, в том числе Ирвина, Баррикелло и Френтцена!

Судорожная борьба - нет, не борьба, а нечто, больше всего напоминавшее свалку, - продолжалась все десять минут без перерыва, при этом самым яростным ее участником были отнюдь не Хаккинен, Ирвин или Култхард, а Френтцен, который, выехав на трассу за 5 минут до конца на дождевой резине, быстро отодвинул Култхарда (1.20,910), по радио связался с боксами, наорал на механиков с требованием мгновенно сменить ему резину на сухую, влетел на пит-лайн, "Джордан" отработал гоночный вариант замены резины - и под падающим клетчатым флагом немец поставил окончательную точку в беспроигрышной квалификационной серии Хаккинена, длившейся два с половиной месяца после Франции: 1.19,910!

В этот микроскопический, с точки зрения вечности, промежуток времени на поуле успели побывать Хилл, Ральф Шумахер, Хаккинен, снова Култхард. "Феррари" в этой свистопляске участия не принимала - дуэт Скудерии квалификацию просто провалил: Ирвин финишировал 9-м, Сало - 12-м!

ФРЕНТЦЕН ПОРУГАЛСЯ С КОМАНДОЙ, А МЕХАНИКИ КУЛТХАРДА НЕ СТАЛИ ЕГО СЛУШАТЬ

- Потрясающе! - так прокомментировал свой всего-навсего второй в карьере поул Френтцен. - Не могу поверить. Все случилось так стремительно и так неожиданно! В пятницу сломалась коробка передач, сегодня все утро меняли мотор - у меня не было времени даже на то, чтобы просто войти в нужный ритм пилотирования. Кстати, даже квалификация прошла ужасно: я поругался со своей командой! Мы орали друг на друга по радио, потому что никак не могли сойтись во мнениях, сколько лить топлива, какую ставить резину и когда выезжать на трассу. Хочу извиниться перед парнями, но признаюсь, что мне нравится, когда все идет именно так.

- Вы уверены, что завтра в момент старта сумеете удержать этих двух парней (намек на пару "Макларена") по-прежнему позади себя?

- (Смеется.) Нет, ну что вы! Уверен, они подорвут меня гранатой, а потом умчатся выяснять отношения между собой. А если серьезно, то уверен - в гонке мы будем достаточно хороши, чтобы выиграть, потому что моя машина просто великолепна!

Сдержанно сияющий Култхард с нескрываемым удовольствием принимал поздравления со своей второй в нынешнем сезоне квалификационной победой над напарником по команде:

- Не могу сказать, что совершенно доволен: я ведь сражался за поул, а это именно то, что обычно следует за победой над Микой. Увы - Хайнц-Харальд подсуетился... Имея его по соседству, нам предстоит, скажем так, необычная гонка. Кстати, должен сказать спасибо моей бригаде механиков: я настаивал на дождевых настройках, они же проигнорировали мое мнение, чему сейчас я страшно рад.

- Весь уик-энд вы не уставали повторять, что против введения в "Макларене" командной субординации. И что если какие-то распоряжения и последуют, то только после квалификации. Вы выиграли ее у вашего напарника - что теперь?

- Надеюсь, команда позволит мне вести гонку так, как хочу я. Однако я здесь не для того, чтобы обсуждать командную стратегию, - в конце концов впереди еще целых полтора часа гонки, в которой может случиться все. Повторю - вопрос о чемпионе по-прежнему открыт, и хотя арифметическое преимущество на стороне Мики, все же давайте подождем и посмотрим, что случится в гонке.

Хаккинен, который выглядел обманутым в ожиданиях, также отказался обсуждать насущный вопрос о разделении на первый и второй номера: "Не думаю, что эту тему вообще стоит обсуждать, тем более здесь и сейчас".

- Вашу последнюю попытку смазал колоссальный траффик...

- Да-а, это было нечто. Однако не уверен, что, не будь на трассе помех, я смог бы подняться на поул.

- Мика, и в пятницу, и в субботу утром вы имели подавляющее преимущество над соперниками. То, что оно не реализовалось в очередной поул, должно вас сильно огорчать...

- Не могу сказать, что счастлив быть третьим, но чем больше я об этом думаю, тем больше прихожу к выводу, что расстраиваться не из-за чего: моя машина чрезвычайно хороша и на сухой дороге, и на мокрой, так что уверен - завтра я буду конкурентоспособен вне зависимости от погоды.

ШУМАХЕР НАСТАИВАЕТ НА ТОМ, ЧТО ХАККИНЕН ВСЕ-ТАКИ ЛУЧШИЙ

В стане "Феррари" царил едва сдерживаемый траур: 9-е (Ирвин) и 12-е (Сало) места навевали тоску. Впрочем, провал Скудерии можно было предсказать заранее, ведь на стендах команды присутствовал президент "Феррари" Лука ди Монтеземоло, а это - плохая примета.

- Ужасный результат, особенно если учесть, что мы имели все шансы быть в авангарде, - сказал Ирвин. - Я дико разочарован, но не сдаюсь, ибо по-прежнему уверен, что достаточно быстр для того, чтобы стать чемпионом мира. К тому же надеюсь, что в воскресенье будет сухо и моя машина позволит мне быть настолько агрессивным, насколько это будет необходимо.

При этом Ирвин назвал причиной своего провала помехи - и нашел в этом полную поддержку со стороны Мики Сало.

- Забавно, как часто гонщики забывают, зачем им приделаны зеркала заднего вида, - так прокомментировал финн свое 12-е место.

А вот спортивный глава Скудерии Жан Тодт видел все в черном свете: "Разница в классе между машинами микроскопическая, но наши ближайшие конкуренты - на первых ролях, мы же - в глубине пелотона. Не та ситуация, которую я назвал бы идеальной с точки зрения предстоящей гонки".

Свою лепту в развитие событий и нагнетание напряженности внес и двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер, наблюдающий за событиями на Нюрбургринге из дому. Отсутствующий чемпион открыто намекнул, что не верит в то, что Ирвин станет чемпионом мира.

- Мика (Хаккинен. - О.Л.) делает чрезмерно много подарков моей команде и "Джордану", - сказал Михаэль. - Остается лишь посмотреть, как надолго хватит его щедрости. Если проанализировать результаты, то невооруженным глазом видно, что, когда Мика делает свою работу нормально, конкурентов у него нет. Буду безмерно удивлен, если и в оставшихся трех гонках он продолжит ошибаться, но - все мы люди...

- Я рад за Хайнца-Харальда, - продолжил Михаэль, - но считаю своим долгом напомнить ему: его нынешнее положение претендента на титул - лишь следствие ошибок Мики и, возможно, Дэвида. Это должен был бы быть чемпионат одного пилота, если бы Мика не совершал ошибок. Конечно, может получиться и так, что он отдаст титул Хайнцу-Харальду или Эдди. Но все равно - считать Френтцена главным претендентом на корону слишком оптимистично!

Намекнул Михаэль и на то, что нынешние неприятности "Феррари", связанные, как не раз говорил Ирвин, с тем, что машина перестала прогрессировать, а команда - работать над ее усовершенствованием, как раз следствие его отсутствия.

- Все, что говорит Михаэль, совершенно не важно, - отреагировал Ирвин. - Значение имеет лишь то, что случится на трассе в воскресенье. Очевидно, этот парень (Шумахер. - О.Л.) верит в свою команду меньше, чем верю в нее я. Я знаю моих механиков и инженеров, я знаю всю команду - и знаю, что они никогда не прекращали трудиться!

Что ж, посмотрим, кто знает о "Феррари" больше...

Ольга ЛИНДЕ