Газета Спорт-Экспресс № 220 (2119) от 25 сентября 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

25 сентября 1999

25 сентября 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Четырнадцатый этап - "ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ"

ПОСЛЕДНИЙ РАЗ БОРЬБА ЗА ЧЕМПИОНСКИЙ ТИТУЛ С УЧАСТИЕМ ЧЕТЫРЕХ ПИЛОТОВ БЫЛА В 1986 ГОДУ

В 50-м чемпионате мира сложилась интереснейшая ситуация - на лавры лучшего пилота мира практически с равными шансами претендуют сразу 4 гонщика: действующий чемпион мира 30-летний финн Мика Хаккинен из "Макларена", 33-летний первый (на данный момент) пилот "Феррари" ирландец Эдди Ирвин, 32-летний немец из "Джордана" Хайнц-Харальд Френтцен и 28-летний шотландец из "Макларена" Дэвид Култхард. Аналогичный случай в современной истории "Больших призов" произошел 13 лет назад, когда в "большую четверку" входили великие бразильцы Айртон Сенна и Нельсон Пике, англичанин Найджел Мэнселл и француз Ален Прост. Последнему благодаря точному расчету и хитроумной тактике удалось в финальной гонке сезона сохранить добытый годом раньше титул. Сумеет ли Хаккинен через чертову дюжину лет повторить подвиг француза, под руководством которого он совершенствовал свое мастерство в "Макларене" образца 1996 года?

Ольга ЛИНДЕ

События на наших глазах разворачиваются и в самом деле очень интригующие. Ведь в последние 12 лет вопрос о том, кому носить корону быстрейшего пилота планеты, решался в споре двух конкурентов, причем трижды за эти годы соперничество было лишь теоретическим, настолько велико было преимущество Найджела Мэнселла в 92-м, Алена Проста в 93-м и Михаэля Шумахера в 94-м. Ну а в 99-м нам приходится ломать голову над задачкой с четырьмя неизвестными, решить которую очень непросто и потому особенно интересно!

Конечно же, возникает вопрос, насколько объективна сложившаяся расстановка сил. Изучите наш анализ плюсов и минусов претендентов на титул. На первый взгляд, полное преимущество - и техническое, и психологическое - на стороне Хаккинена. Но все ли так просто для финна? Отлично известно, что завоевать чемпионскую корону всегда легче, чем ее удержать. В справедливости этого утверждения Мика сейчас и убеждается на собственном опыте. На счету лидера де-юре чемпионата больше всех нулевых результатов - 5 в 13 гонках! И по большому счету лишь один из них, итальянский, можно объяснить личной ошибкой пилота. К тому же во второй половине сезона финн выглядит более уязвимым, чем год назад. Напомню: в 98-м Хаккинен приехал на Нюрбургринг точно с такими же результатами, как и Михаэль Шумахер: 80 очков и 6 выигранных этапов. А уехал оттуда моральным победителем, в красивейшем стиле побив немца на его территории его же оружием!

На мой взгляд, фаворитом в погоне за титулом, как это ни парадоксально, сейчас является... Френтцен. Ему абсолютно нечего терять в отличие от Хаккинена, он не подвержен колебаниям настроения, как Култхард, демонстрирует потрясающе надежную езду и пользуется полной поддержкой со стороны команды, чего не скажешь об Ирвине.

Впрочем, мне очень хотелось бы ошибиться. Как говаривал мудрый герой горьковской пьесы "На дне" Лука: "Кто ничего не делает - с тем ничего не станется". Ведь все успехи Френтцена объясняются лишь тем, что он, не предпринимая на трассе ничего из ряда вон выходящего, просто доезжает до финиша. Он не борется со скрытым саботажем собственной команды, как Ирвин, ему, как Хаккинену, не перекрывает кислород собственный напарник по команде. Он не совершает поступков. Он просто едет. Надежно. Безошибочно. Результативно. Так, как позволяет ситуация. А сам не предпринимает ничего. И в этом в сложившейся ситуации - его главная сила.

А хотелось бы, чтобы у чемпиона мира были в активе другие, более крупные и яркие достижения. Иначе получится несправедливо.

Ольга ЛИНДЕ

14-й этап. "Гран-при Европы"

14-й этап. "Гран-при Европы". 26 сентября. Автодром Нюрбургринг. 305,252 км (67 кругов по 4556 м). Расположен в 90 км к юго-западу от Кельна и в 60 км к северо-западу от Кобленца. Рекорд круга-98 в квалификации: 1.18,561 (средняя скорость - 208,775 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Феррари"). Рекорд круга-98 в гонке: 1.20,450 (средняя скорость - 203,873 км/ч) - Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес"). Победитель-98: 1:32.14,789 (средняя скорость - 198,534 км/ч) - Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес").

КАКИЕ МЕСТА ЗАНИМАЛИ ПРЕТЕНДЕНТЫ

Авст
ралия

Брази
лия

Сан-
Мари
но

Мона
ко

Испа
ния

Кана
да

Фран
ция

Анг
лия

Авст
рия

Герма
ния

Венг
рия

Бель
гия

Ита
лия

ХАККИНЕН

-

1

-

3

1

1

2

-

3

-

1

2

-

ИРВИН

1

5

-

2

4

3

6

2

1

1

3

4

6

ФРЕНТЦЕН

2

3

-

4

-

-

1

4

4

3

4

3

1

КУЛТХАРД

-

-

2

-

2

7

-

1

2

5

2

1

5

ЧЕТВЕРКА ФАВОРИТОВ: ЗА и ПРОТИВ

ХАККИНЕН

ЗА

одна из лучших машин чемпионата

один из самых мощных и надежных двигателей

опыт борьбы на высшем уровне

одна из самых опытных и профессиональных команд

хладнокровие и умение не совершать ошибки в решающие моменты

ПРОТИВ

непредсказуемые отказы техники

необходимость соперничества с партнером по команде

неумение сражаться любыми методами

нежелание команды вводить субординацию между пилотами

ИРВИН

ЗА

одна из лучших и самых надежных машин чемпионата

один из самых мощных и надежных моторов

желание доказать собственный класс гонщика

отсутствие соперничества со стороны напарника по команде

умение применять все средства для достижения цели

ПРОТИВ

возможный внутренний саботаж со стороны команды

относительная слабость в работе с техникой

отсутствие опыта борьбы на высшем уровне

неуравновешенность

КУЛТХАРД

ЗА

одна из самых быстрых и надежных машин

мощный и надежный двигатель

одна из самых опытных и профессиональных команд

желание самоутвердиться

нежелание команды вводить субординацию между пилотами

ПРОТИВ

необходимость вести борьбу с партнером по команде

нестабильность и непредсказуемость на трассе

необходимость соблюдать внутрикомандную этику

явный проигрыш Хаккинену в скорости

ФРЕНТЦЕН

ЗА

не самое плохое шасси, явно подходящее под стиль пилотирования

возможно, самый мощный и один из самых надежных двигателей

потрясающая стабильность и практическая безошибочность на трассе

отсутствие конкуренции со стороны напарника по команде

эффект "темной лошадки"

ПРОТИВ

отсутствие опыта борьбы на высшем уровне у него и команды

отсутствие яркости и самобытности в стиле пилотирования

неумение рисковать

ХАККИНЕН СЧИТАЕТ, ЧТО СТАЛ СИЛЬНЕЕ

Эмоциональный срыв чемпиона мира-98 Мики Хаккинена, поставивший финна в Монце на колени на глазах миллионов фанатов "Больших призов", сделал основного фаворита сезона-99 только сильнее. Так по приезде на Нюрбургринг заявил сам главный неудачник "Гран-при Италии".

- У меня были очень большие цели в тот уик-энд, - сказал Мика, - а нелепый вылет все разрушил. Вот почему я не смог сдержать эмоций. Такое может случиться с кем угодно. А вот то, каким ты выйдешь из этой передряги, зависит только от тебя самого. Можно опустить руки. А можно, проанализировав происшедшее, сделать правильные выводы и стать сильнее. Именно так я и поступил.

Напомним, что ровно 12 месяцев назад Хаккинен, которого сейчас, несмотря на ряд разочаровывающих гонок, по-прежнему считают самым реальным кандидатом на титул чемпиона мира-99, был точно в такой же ситуации. Нет, даже в худшей, ибо год назад при равенстве очков с Михаэлем Шумахером - по 80, у него было и равное с ним количество побед на этапах - по 6. Сейчас же финн при равенстве очков с Ирвином - по 60 имеет преимущество в победах и формально остается лидером чемпионата. Однако лидерство де-юре и лидерство де-факто - вещи разные. Поэтому, видимо, Хаккинену в предстоящий уик-энд выпадет огромная психологическая нагрузка.

КУЛТХАРД НЕ ХОЧЕТ ПОДЧИНЯТЬСЯ КОМАНДНОЙ СУБОРДИНАЦИИ

О серьезности ситуации, сложившейся на финише сезона, косвенным образом свидетельствует такой факт. Даже такой ярый сторонник равноправия между гонщиками одной команды, как патрон "Макларена" Рон Деннис, недавно открыто заявил, что всерьез намеревается ввести у себя разделение на первый (Мика Хаккинен) и второй (Дэвид Култхард) номера. Наверняка это известие вызвало некоторое облегчение у Хаккинена и серьезное недовольство у Култхарда, который со своими 48 очками тоже еще может стать чемпионом мира.

- Я по-прежнему остаюсь одним из соискателей титула, хотя мои шансы выглядят менее предпочтительными, чем у Мики, - сказал Култхард. - Поэтому не думаю, что введение в такой ситуации какойлибо субординации будет справедливо. Вот если на Нюрбургринге Мика выиграет у меня - тогда я, видимо, соглашусь выполнять роль подносчика снарядов. Но не раньше!

Впрочем, приехав в Германию, шотландец несколько утратил категоричность: "Я заранее знал, что вопрос о распределении ролей между мной и Микой будет самым популярным. Однако ответа на него я пока давать не намерен. Смотрите - и сами все увидите. Возможно, вопрос вообще не по адресу: я ведь, как и Мика, только гонщик. Спросите лучше мистера Денниса или мистера Хауга".

Уклончив был и Хаккинен: "Очень трудный вопрос. Два парня борются за одно и то же... Нет, ничего я вам сейчас сказать не могу".

Источники, близкие к "Макларену", утверждают, что Култхарду уже дано жесткое распоряжение не вступать в схватку со своим партнером по команде. Трудно сказать, подчинится ли Култхард, которому для победы в чемпионате нужно совершить чудо - выиграть три оставшиеся гонки. В этом случае, даже если Хаккинен трижды финиширует вторым и очков у обоих будет поровну - по 78, шотландец получит корону благодаря большему (5 против 4) количеству побед на этапах.

Но это, как вы понимаете, из разряда фантастики.

"ДЖОРДАН" ОТ ПОДАРКОВ СУДЬБЫ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ

Любопытно, но факт: Дэвид Култхард считает немца из "Джордана" Хайнца-Харальда Френтцена, включившегося в погоню за титулом всего две недели назад после победы в Италии, чуть ли не главным претендентом на трон!

- Он меня беспокоит даже больше, чем Ирвин, - огорошил всех шотландец. - Хайнц проделал титаническую работу и не намерен останавливаться. Конечно, если бы мы с Микой не раздавали конкурентам очки, то Хайнц, скорее всего, не был бы сейчас так высоко. Но его все равно ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

Сам же Френтцен считает, что конкуренты сознательно - дабы подстегнуть себя - завышают его шансы на титул. Он признался, что даже в самых смелых мечтах не заносится так высоко. Удивительно, но точку зрения своего первого пилота разделяет хозяин команды Эдди Джордан.

- Я безмерно счастлив, что мой парень участвует в дележке такого громадного пирога, но, честно говоря, рассчитываю лишь на самый маленький кусочек, - сказал мистер Джордан, намерение которого войти в тройку сильнейших конюшен "Больших призов" уже практически осуществлено. - Победа в чемпионате мира - слишком трудная задача, чтобы браться за ее решение с наскока. Я не питаю иллюзий: мы можем выиграть лишь в том случае, если "Макларен" и "Феррари" проиграют по собственной инициативе. Конечно, такой успех принесет меньше удовлетворения, но кто мы такие, чтобы отказываться от подарков судьбы? Мы по-прежнему рядом и подберем то, что потеряют другие. Мы - "темные лошадки", а ставя на таких, всегда выигрываешь больше!

Вот тут с мистером Джорданом - великим мастером игры на тотализаторе - не поспоришь. Тем более что ему в этом деле бессовестно везет!