Газета Спорт-Экспресс № 187 (2086) от 18 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

18 августа 1999

18 августа 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 20-й тур

ВОЗВРАЩЕНИЕ

ЛОКОМОТИВ НН - АЛАНИЯ - 2:1

Мирджалол КАСЫМОВ

НЕМЕЦКИЕ ВРАЧИ СНЯЛИ С МЕНЯ ИНВАЛИДНОСТЬ

Матч с нижегородским "Локомотивом" стал для Мирджалола Касымова 90-м в составе "Алании" в чемпионатах России. Предыдущий, 89-й, он провел почти три года назад: 17 августа 1996-го, когда владикавказская команда одолела дома "Ростсельмаш". Тяжелая травма спины круто изменила судьбу атакующего полузащитника сборной Узбекистана: после четырех сезонов в "Алании" она отправила его сначала на больничную койку, а потом на операционный стол. Прослышав, что Касымов вновь заиграл в родном Ташкенте, болельщики Северной Осетии заговорили о его возвращении - за время, проведенное во Владикавказе, он стал любимцем местной публики. И вот это второе пришествие состоялось.

- Свой последний матч во Владикавказе хорошо помните?

- Конечно. Я сделал дубль, а "Алания" в борьбе победила ростовчан - 3:2. Настроение было приподнятым. Никак не думал, что сразу после той игры придется заняться не футболом, а собственным здоровьем. Внезапно появились сильные боли в спине. Диагноз оказался неутешительным - межпозвоночная грыжа.

- И вы уехали лечиться в Ташкент?

- Посчитал, что так будет лучше. Контракт с "Аланией" у меня заканчивался, и я становился свободным агентом. Прекрасно сознавал, что быстро в строй не вернусь, а ташкентские врачи сказали: с такой болячкой вообще придется забыть о футболе. Довольно быстро выяснилось, что от консервативного лечения проку не будет. Мало того, начались осложнения. Поехал в Германию, и в конце декабря 96-го мне сделали операцию. Все финансовые расходы взяла на себя федерация футбола Узбекистана. Прооперировали, к счастью, удачно, и примерно через полгода я стал потихоньку заниматься - в гимнастическом зале и бассейне. Ну а потом пришел черед работы с мячом.

- И вы окончательно убедились, что врачи в прогнозах ошиблись?

- Веры в лучшее я никогда не терял, но было очень тяжело - и в физическом отношении, и - особенно - в моральном. Мысль, что меня записали в инвалиды, постоянно приходила - даже тогда, когда провел несколько официальных матчей осенью 97-го.

- За ташкентский "Пахтакор"?

- Нет, так получилось, что первый после возвращения матч провел за сборную Узбекистана против команды ОАЭ в отборочном цикле чемпионата мира. А уже затем были две игры за "Пахтакор" в Кубке страны.

- А почему именно в "Пахтакоре"?

- А где еще? Жил в Ташкенте, "Пахтакор" - родная команда. Играл только там и в "Алании".

- С Владикавказом в это трудное для вас время связь поддерживали?

- Конечно. Мне часто звонил Газзаев. Я всегда буду благодарен ему за моральную поддержку

- Сезон-98 отыграли полностью?

- Да. Спасибо немецким врачам - выписали меня из инвалидов. За полтора года простоя квалификацию, кажется, не потерял. Помог "Пахтакору" стать чемпионом Узбекистана. Да и в этом сезоне наша команда задает тон.

- Но доигрывать первенство "Пахтакор" будет без вас.

- Вопрос о моем переходе решился очень быстро. Несколько раз со мной беседовал по телефону Газзаев, затем "Алания" обо всем договорилась с ташкентским клубом. Я подписал с владикавказцами контракт и в последний день дозаявок приступил к тренировкам в старой новой команде. Мне, конечно, было хорошо в "Пахтакоре", но чемпионат России на порядок выше узбекского. К тому же Владикавказ стал для меня второй родиной.

- Дискомфорта не ощущаете: в нынешнем составе "Алании" совсем немного тех, с кем вы когда-то вместе играли.

- Абсолютно никакого дискомфорта. С Хаповым, Пагаевым, Корниенко, Агаевым, Тедеевым не один пуд соли пришлось съесть. С остальными раньше знаком не был, но на поле игроки одной команды делают одно дело.

- До ухода из "Алании" вы были штатным пенальтистом. Теперь у владикавказцев появился новый мастер 11-метровых - Деметрадзе?

- Он бьет точно. У вратарей не остается ни единого шанса - я в этом убедился в нижегородском матче. Что же касается меня, то если когда-нибудь поручат - отправлюсь к 11-метровой отметке. Играя за "Пахтакор", с нее не промахивался.

- А как насчет еще одного вашего козыря - штрафных? От них в свое время пострадало не только много российских команд, но и знаменитый "Ливерпуль".

- В 95-м мне действительно удалось застать врасплох вратаря "Ливерпуля" Джеймса. Но тот гол, к сожалению, так и остался моим единственным в еврокубках. А нынешнюю оценку штрафным в моем исполнении даст время.

- Надеетесь пополнить лицевой счет в еврокубках в составе "Алании"?

- Для начала мне нужно закрепиться в составе "Алании" в российском чемпионате. А это непросто - конкуренция большая. Нелегко будет прорубить окно в Европу и нашей команде. Но, думаю, ей это по силам, хотя борьба с московскими клубами предстоит нешуточная. Мне пока трудно составить более объемное впечатление о российском чемпионате, но он, кажется, посильнее, чем три года назад. Ведь не зря в Россию потянулись легионеры не только из стран бывшего СССР. Класс команд подровнялся, и в еврокубки хотят многие. "Алании" нужно очень хорошо финишировать, чтобы решить эту задачу.

- Вспоминается иногда финиш сезона-95, когда владикавказцы стали чемпионами?

- В том золотом сезоне нам удался не только финиш: в активе было достаточно ярких матчей. Но, конечно, сейчас больше вспоминаются встречи, определявшие судьбу. К примеру, осенний матч с ЦСКА в Москве, когда "Алания" де-юре закрепила за собой золотые медали. Я, правда, тогда не играл - вызывали в сборную. Смотрел матч по телевидению: в Ташкенте транслируют ОРТ. Страшно переживал после финального свистка, что не могу вместе с одноклубниками подбросить вверх Газзаева.

- Тот сезон в вашей российской карьере можно назвать лучшим?

- Одним из лучших. Я хорошо подготовился к сезону-96 и играл, кажется, неплохо. Вот только травма внесла коррективы - удалось провести всего 17 матчей, в которых забил 11 голов.

- А всего за российскую карьеру - 28. И первый из них стал для Владикавказа историческим.

- Мне посчастливилось открыть счет мячам владикавказской команды в первенствах России - в марте 92-го, когда мы принимали ЦСКА. Уже на 4-й минуте я удачно пробил штрафной в ворота Харина. Так что в историю действительно вошел.

- Во Владикавказе вы всегда играли "под нападающими"?

- Нет. В чемпионате-92, когда главным тренером был Новиков, я действовал на месте опорного полузащитника. А в 94-м, когда после годичного пребывания в "Пахтакоре", я вновь оказался во Владикавказе, возглавивший команду Газзаев отправил меня поближе к форвардам.

- Это место останется за вами и сейчас?

- Не знаю. Все будет решать Газзаев.

- У "Алании", которую вы покинули в 96-м, много общего с нынешней?

- Разумеется. Сразу виден тренерский стиль Газзаева. Как и та команда, нынешняя делает акцент на атаку.

- Но много атакуя в Нижнем, вы "Локомотиву" уступили. Сказалось отсутствие на тренерской скамейке заболевшего Газзаева?

- Разумеется. Приступ, случившийся с ним перед матчем, выбил нас из колеи в моральном плане. Но мы не должны были проигрывать "Локомотиву". Объективным исходом встречи была бы ничья.

- В субботу после трехлетнего перерыва вам предстоит вновь выйти на поле владикавказского стадиона. Болельщики ждут не дождутся. А вы?

- Конечно. Я благодарен поклонникам футбола за внимание к моей скромной персоне. Приятно играть, когда тебя так поддерживают. Но во Владикавказе взыскательная публика, и я постараюсь уже в матче с "Сатурном" доказать ей, что меня не зря вновь пригласили в "Аланию".

- Бытовые вопросы уже решили?

- Клуб снял для меня квартиру. Скоро приедет из Ташкента семья - жена, дочь и два сына. Старшему восемь лет, младшему - четыре. Очень хочу, чтобы хоть один из них добился в футболе большего, чем я.

Сергей КАПУСТИН

Владикавказ