Газета Спорт-Экспресс № 174 (2073) от 3 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

3 августа 1999

3 августа 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА

"ФЕРРАРИ" ПРИБЛИЖАЕТСЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ 20-летней МЕЧТЫ

У 33-летнего ирландца из "Феррари" Эдди Ирвина продолжается полоса невероятного везения. Вторую гонку подряд нелепые неприятности, преследующие фаворитов сезона из команды "Макларен", отдают победы в руки Ирвина. За два последних "Гран-при" он набрал 20 очков, "Феррари" - 26, "Макларен" же едва наскреб 8, а чемпиону мира-98 Мике Хаккинену не досталось ни одного. Если события в 50-м чемпионате и дальше будут развиваться по подобному сценарию, "Феррари" может прервать 20-летнюю полосу неудач и завоевать-таки высший титул, не дававшийся в руки пилотам Скудерии с 1979 года.

ИРВИН СОБРАЛСЯ ПОДАРИТЬ СВОЙ КУБОК САЛО

Даже сам главный герой австрийского и немецкого гоночных уик-эндов несколько в шоке от того, какая невероятная удача буквально сама плывет ему в руки. После своей третьей в сезоне-99, а заодно и в карьере победы Эдди Ирвин признался, что финишировать первым не рассчитывал.

- У меня получился удачный старт, но потом меня заблокировал Култхард, - рассказывал Ирвин после гонки. - Пытаясь выбраться из ловушки, подстроенной им, а заодно и опередить Френтцена, я выбрал траекторию на грязной части трассы - в результате оказался даже позади Баррикелло. Короче, я шел только шестым. К тому же у меня начало перегреваться масло - и вместо того, чтобы нажимать, я вынужден был, напротив, не пороть горячки. Тут-то и понял, что все, на что могу рассчитывать в гонке, так это на удачу. И она меня не оставила! Эта победа сама нашла меня, а не я ее.

- Три с половиной года вы находились в "Феррари" на роли пасынка. Даже лидируя в гонках, всегда знали, что сейчас последует команда из боксов, и вы вынуждены будете пропустить вперед своего напарника по команде Михаэля Шумахера. Что вы чувствовали на этот раз, когда оказались в прямо противоположной роли - команда пропустить последовала не вам, а вашему напарнику Мике Сало, лидировавшему в гонке?

- Я знаю, что чувствовал и тогда, и теперь, только никакой команды не было! Возможные варианты развития событий мы обговорили еще до старта - и Мика пропускал меня добровольно. Нет, ну что за парень! Именно он - звезда гонки, это была его победа, и он должен был получить главный приз. Кстати, я не собираюсь оставлять у себя этот кубок - мне было бы неуютно, если бы он остался в моей коллекции. Я отдам его Мике. То есть тому, кому он должен принадлежать по праву.

- Спустя три месяца вы вернулись на командные высоты. Как видятся оттуда дальнейшие перспективы?

- Когда вы были маленьким, то мечтали полететь на Луну, потом стали постарше - и поняли, что это невозможно. И перестали мечтать, так? Вот и я уже взрослый мальчик. К тому же слишком большой реалист, чтобы начать мечтать о чемпионском титуле. Впереди еще много гонок - и многое в них может случиться. К тому же, как я уже сказал, это не мы выиграли гонку, это "Макларен" ее проиграл. Они по-прежнему как минимум на шаг впереди нас. Хотя следующая гонка пройдет на Хунгароринге, трассе, категорически отличающейся от всех прочих - и которую я очень люблю, потому что она напоминает мне гигантский картодром и прекрасно подходит под мой стиль пилотирования. Так что, думаю, по крайней мере в Венгрии я буду быстрее "Макларенов". К тому же Мика (Сало. - О.Л.) прекрасно освоился в машине, вошел в ритм, следовательно, сейчас мы как команда прекрасно сбалансированы и довольно сильны. Если все и дальше пойдет так же удачно, мы сможем прицелиться к обоим титулам - и к чемпионату, и конструкторскому кубку.

В завершение разговора Ирвин не мог не оседлать любимого конька, то есть выпустить пару критических стрел в адрес второго пилота "Макларена" Дэвида Култхарда, которого он почему-то избрал своей главной мишенью. Возможно, потому, что из двух пилотов "серебряных стрел" именно шотландец наиболее уязвим с точки зрения психологии. За четыре года, проведенных рядом с Михаэлем Шумахером, Ирвин прекрасно усвоил один урок - о пользе психологического давления на соперников. Поскольку с Хаккиненом такие номера не проходят, а ослабить конкурентов все-таки нужно, Эдди и атакует почем зря несчастного Култхарда!

- Честно говоря, никак не возьму в толк, чего этот парень хотел достичь своей тактикой?! - саркастически вопрошал Ирвин, намекая на фатальную для Култхарда стычку с Сало в повороте "Айртон Сенна шикейн", после которой шотландец вынужден был менять носовой обтекатель "Макларена". - По-моему, он был чрезмерно оптимистично настроен, вам не кажется?

САЛО СВЕРКАЕТ НА МЕСТЕ ШУМАХЕРА

Потрясающий прогресс, которого всего за неделю достиг за рулем осиротевшей без Михаэля Шумахера "Феррари" под третьим номером Мика Сало, не мог остаться незамеченным. Четвертое место финна в квалификации и второе в гонке - оба результата лучшие в карьере "второго Мики" - лишний раз подтверждают, что для достижения успеха вовсе не обязательно вкладывать поистине сумасшедшие деньги в двукратного чемпиона мира, достаточно иметь двух равных в правах и обязанностях классных гонщиков. Которые вдвоем обходятся раз в пять, а то и больше, дешевле одного Шумахера.

Сам же финн, не страдающий заниженной самооценкой, буквально сиял от восторга.

- Когда я увидел на информационном табло, которое вывешивает для нас команда, знак "Р1" (означающий, что гонщик идет первым. - О.Л.), я с трудом поверил своим глазам, - признался Сало. - К несчастью, эйфория длилась недолго - в интересах чемпионата я должен был пропустить вперед Эдди. Но и второе место - это фантастика. Я страшно счастлив, что оказался полезен для команды. "Феррари" - это какая-то иная планета. Все, что я должен делать, это лишь крутить руль и жать на педали с кнопками - все остальное делает команда, и у меня по этому поводу голова не болит.

Кстати, теневой гений "Феррари" Росс Браун, чья светлая голова и тонкое стратегическое чутье стоят за всеми успехами Скудерии, уже успел по достоинству оценить талант 32-летнего финна.

- Должен признаться, что Мика очень, очень хорош, намного лучше, чем я думал, - сказал он. - Действительно настоящий талант, находившийся по независящим от него обстоятельствам в латентном состоянии. До недавнего времени он вынужден был садиться за руль посредственных машин, и это не давало ему шанса раскрыться по-настоящему. К счастью, сейчас он попал в "Феррари", и я искренне надеюсь, что мы дадим ему возможность показать все, на что он способен. А мне кажется, что способен он на многое.

Сало тоже признал, что адаптировался чрезвычайно быстро.

- Конечно, есть еще кое-какие детали, которые мне предстоит освоить, так что своего максимума с "Феррари" я пока не достиг. С нетерпением жду ближайших тестов, чтобы получить ответы на возникшие у меня вопросы. А вот постоянные консультации с Шумахером мне уже не нужны! Впрочем, Михаэль не должен волноваться - я не штрейкбрехер. Он может возвращаться хоть завтра - я просто не позволяю остыть сиденью его "Феррари" в отсутствие хозяина.

Вопрос: захочет ли "Феррари", вкусив относительной свободы в отсутствие немецкого премьера, вновь возвращаться на круги своя? Конечно, контракт у Шумя херя крепкий, да и могущественный глава спортивной службы Скудерии Жан Тодт остается его яростным сторонником (даже несмотря на волшебный немецкий дубль, первый за 27 лет, Тодт не поднялся на подиум принимать приз и не поздравил Сало и Ирвина с победой в закрытом парке...). Но в "Феррари" есть намного более могущественный человек, а именно хозяин команды, экс-президент "Фиата" Джанни Аньелли, который никогда не скрывал, что является фанатом Сало, и который после гонки в Хоккенхайме на всю Италию распевал дифирамбы "потрясающему финну и невероятному ирландцу".

Судя по всему, происходящее в команде не совсем нравится и залечивающему сломанную ногу Шумахеру. Обращаясь к посетителям автодрома со специальным телепожеланием, Шумахер ни словом не обмолвился об Ирвине, пожелав успеха своему соотечественнику Хайнцу-Харальду Френтцену из "Джордана"! После же гонки, когда немецкие журналисты обратились к Михаэлю за комментарием по поводу бешеного успеха "Феррари" в Германии, немец поспешил рассказать, какая большая заслуга в этом принадлежит именно ему: "Я постоянно поддерживаю с командой телефонную связь и нахожусь в курсе всего, что происходит. Мы обсуждаем каждую мелочь, которую они хотят внести в настройки!"

Видимо, мысль о том, что "Феррари" способна прекрасно обходиться и без его чемпионских и таких дорогостоящих услуг, совсем не по нраву вынужденно оставшемуся не у дел немцу.

А КУЛТХАРД ОБГОНЯТЬ САЛО СОВСЕМ НЕ СОБИРАЛСЯ...

Если для Мики Хаккинена гонка, которую он по всем признакам должен был легко выиграть, обернулась ночным кошмаром, пополнив шевелюру финна десятком-другим седых волос, то для второго пилота "Макларена" Дэвида Култхарда она стала очередной комедией абсурда.

Напомню, что поначалу шотландец, оказавшийся на третьем месте, пострадал при контакте с Микой Сало в повороте "Айртон Сенна шикейн", а затем, пытаясь как можно быстрее отыграться после незапланированного пит-стопа, вынужден был срезать петлю, обгоняя Оливье Паниса, за что получил от строгих немецких маршалов гонки штраф "стоп-энд-гоу".

- Не имел ни малейших поползновений обгонять Мику Сало в том месте, где мы с ним столкнулись, - сказал позже шотландец. - Думаю, что он сознательно спровоцировал эту сцену. Находясь прямо передо мной, он очень рано и неожиданно затормозил, и мне пришлось в последний момент выворачивать на бордюр, чтобы просто-напросто не врезаться в его машину сзади. Что же касается Паниса, то считаю наказание 10-секундным штрафом слишком тяжелым. Я все равно обогнал бы его, не в тот раз, так кругом позже, а петлю срезал вынужденно. Не сделай я этого, врезался бы в него сзади.

Вопреки ожиданиям, патрон "Макларена" Рон Деннис воспринял немецкое фиаско философски: "В шести оставшихся до конца сезона гонках нам придется подключить все имеющиеся внутренние резервы, чтобы достичь поставленной цели. Шесть гонок - это много, а автогонки никогда не были спортом для слабых".

Ольга ЛИНДЕ