Газета Спорт-Экспресс № 174 (2073) от 3 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 8

3 августа 1999

3 августа 1999 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Первый дивизион. 24-й тур

СТАДИОН

ТОРПЕДО-ВИКТОРИЯ - РУБИН - 2:0

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ НОВЫЙ СТАДИОН - "ПИОНЕР"

Матч "Торпедо-Виктории" и "Рубина" прошел на новом, только что построенном стадионе "Пионер", который по своим техническим параметрам обещает стать одним из самых уютных в России. Достаточно сказать, что он чисто футбольный. Без предыстории вряд ли можно объяснить, почему "Пионер" был построен.

Автозаводский район только по официальным документам и географическим картам - часть Нижнего Новгорода. Одна из восьми. На самом деле это город в городе, со своим менталитетом, руководителями, своей пролетарской и спортивной гордостью.

Существование предприятия-гиганта, каким является АО "ГАЗ", не могло не наложить отпечаток на жизнь всех автозаводцев. Давно уже никого в Нижнем не удивляет тот факт, что в рейтинге влиятельности должностных лиц президент "ГАЗа" Николай Пугин может обойти не только мэра, но и самого губернатора всей Нижегородчины. Автозавод привык задавать тон и в спорте. Еще в послевоенные годы первой футбольной командой тогдашнего Горького, пробившейся в элиту, было "Торпедо". Правда, потом автозаводское руководство к футболу охладело, команда мастеров развалилась, и звание лучшей в регионе перешло к "Волге", которая принадлежала другому военно-промышленному гиганту - судостроительному заводу "Красное Сормово". Автозавод полностью и бесповоротно переквалифицировался на хоккей - для хоккейного "Торпедо" не жалел ни времени, ни средств. После того как в середине 80-х горьковский футбол окончательно захирел, а сверкнувшая было в элите "Волга" скатилась во вторую лигу, за восстановление любимой миллионами игры взялась Горьковская железная дорога. Желание и волю проявил страстный болельщик и нынешний почетный президент ФК "Локомотив" Омари Шарадзе. Именно он отыскал никому тогда не известного Валерия Овчинникова, который смог вывести молодую команду только сначала в первую лигу союзного первенства, а после развала СССР - и в высшую российскую.

Пожалуй, не будь "Локомотива", автозавод вряд ли повернулся бы лицом к футболу. Но ведь каждый рабочий имеет собственную гордость. Автозавод и спорт высших достижений для Нижнего были неразделимы, а тут - команда только в КФК.

"Так дело не пойдет!" - решило руководство автогиганта. Для руководства новой командой был приглашен из Селятина талантливый тренер, бронзовый призер Олимпиады-76 Леонид Назаренко - ученик Валерия Лобановского. "Торпедо-Виктория" официально не принадлежит АО "ГАЗ", хотя футболисты и носят на груди эмблему завода. Но во время открытия нового стадиона все выступающие без устали подчеркивали, что "Торпедо" - команда именно автозаводская, а не нижегородская, видя в этом принципиальную разницу.

Подопечные Леонида Назаренко в два года преодолели две ступени российского первенства, и получилось это без видимых усилий. В прошлом году торпедовцы первыми из команд - победительниц региональных групп во втором российском дивизионе застолбили за собой место в первой лиге.

Игре своей команды Назаренко пытался придать черты киевского "Динамо". Вот только уровень исполнительского мастерства футболистов не позволял добиться желаемого. Команда проигрывала, казалось бы, выигранные матчи и в итоге оказалась на неприятном предпоследнем месте.

После смены тренера сменились и футболисты. Пришли съевшие не один пуд соли первого дивизиона игроки, плюс "Локомотив" помог, предоставив тех, кто не подходил для элиты, но сейчас прекрасно смотрится в более слабой лиге. Стадион "Северный", на котором играла "Виктория", для первого дивизиона явно не годился. Одна трибуна на 5600 зрителей, никаких излишеств в виде пластиковых сидений и искусственного подогрева. С одной стороны стадион поджимала автомобильная дорога, с другой - жилые дома. Смысла в реконструкции не было. Именно поэтому было принято решение о строительстве новой арены. И ее бы построили уже к началу сезона-99, если бы страну не подкосил августовский кризис. А так новоиспеченной команде первого дивизиона приходилось играть сперва на арендуемом "Локомотиве", а потом и на бугристой и бурой поляне "Северного" - качество газона критиковали тренеры всех приезжающих команд.

"Пионер" начали строить с нуля, то есть с газона. Автозаводское - значит лучшее, и поэтому на газон не поскупились, заказав его в Германии. Сначала к открытию намечалось построить лишь одну трибуну, потом - две. А в итоге зрителей встречали три трибуны общей вместительностью 8000 зрителей. Окончательный срок сдачи стадиона приурочили к матчу с казанским "Рубином", но это потребовало неимоверного напряжения сил. Президент "Виктории" Александр Кульмячев в последний месяц вообще забыл, что такое сон, а работа на "Пионере" не прекращалась даже ночью. В итоге стадион был лицензирован лишь за двое суток до намеченного матча, а возглавлявшего комиссию ПФЛ Николая Толстых приятно удивило качество поля.

На открытие стадиона и первый матч публика собиралась отнюдь не фанатская. Свободный доступ, как это было на "Северном", отменили - приглашения распространялись лишь среди работников автозавода. Поэтому в первом тайме небольшая дружина фанатов "Рубина" полностью перекричала местный бомонд. Видя это, губернатор, оставшийся на первый тайм, распорядился в перерыве пустить всех. Болельщики заполонили трибуны, забили все проходы, и атмосфера матча стала оглушительно правильной. На открытии новой арены присутствовали все VIP-персоны города и области. Губернатор и президент "ГАЗа" разрезали символическую ленточку, а потом плечом к плечу сидели в ложе для почетных гостей. Там же нашлось место и для почетного президента "Локомотива" Омари Шарадзе, и для мэра города. А уж когда к началу матча подъехал "Локомотив" во главе с Валерием Овчинниковым, все посчитали, что праздник окончательно удался.

Конечно, пристальный взгляд может заметить множество недоделок. И внутри, и снаружи стадион походит на только что сданный дом, куда понемногу въезжают первые жильцы. Там штукатуры оставили ведра и кисти, здесь - остатки цемента после строителей, помещения только обживаются мебелью. Но стадион есть, он запущен и выдержал первый экзамен. Два дня накануне открытия шел гнусный осенний дождь. На "Локомотиве" час хорошего ливня превратил матч железнодорожников со столичным "Динамо" в полуватерпольный фарс. А вот "Пионер" достойно ответил вызову природы - последствия дождя были видны только на сиденьях, но отнюдь не на газоне.

Как уже говорилось, "Пионер" - стадион чисто футбольный. И нижегородским болельщикам непривычно было видеть футболистов, бегающих чуть ли не у них под ногами. И переговоры на поле благодаря акустическому эффекту от окружающих стадион зданий слышны каждому до мельчайшего нюанса. Аплодисменты срывал даже судья в поле, поскольку всем было слышно, за что именно и как он проводил профилактическую работу с футболистами.

"Пионер" еще строится. Одна из боковых трибун будет удвоена ввысь, после чего вместимость достигнет 12 тысяч. Не стыдно будет не только в первом дивизионе выступать, но и повыше... Но сейчас надо пожелать "Торпедо-Виктории" для начала сохранить прописку в той лиге, где новый автозаводский стадион оказался как нельзя более кстати.

Максим ЛЕБЕДЕВ

Нижний Новгород