Газета Спорт-Экспресс № 167 (2066) от 26 июля 1999 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

26 июля 1999

26 июля 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ АВСТРИИ"

ХАККИНЕН ОСТАЕТСЯ КОРОЛЕМ КВАЛИФИКАЦИИ

Субботняя квалификация перед австрийским "Гран-при" оказалась всего лишь третьей за последние восемь полных лет, в которой не принимал участия двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер. Напомним, в 1994 году из-за дисквалификации он не выходил на старт итальянского и португальского "Больших призов". Однако отсутствие фаворита "Феррари" на ходе событий внешне никак не отразилось: третье, законное для "Феррари" в нынешнем сезоне место на стартовой решетке занял до недавнего времени второй, а нынче первый пилот команды Эдди Ирвин. Первая же линия поля, как и ожидалось, за явным преимуществом досталась гонщикам "Макларена" Мике Хаккинену и Дэвиду Култхарду.

После сюрпризов, которые преподнесли пятничные свободные тренировки (напомню, что первое время - к изумлению Эдди Джордана - показал его гонщик Дэмон Хилл, опередивший и Хаккинена, и Култхарда, а между ними и Ирвином вклинились также Зонта, Алези, младший Шумахер, Диниц и Вильнев!), суббота уже с утра выдалась рутинной. Серебряная (по цвету комбинезонов) маклареновская парочка быстренько восстановила пошатнувшийся было в пятницу статус-кво, показав два лучших результата (1.11,801 - Култхард и 1.11,854 - Хаккинен). Да и Ирвин вроде бы пришел в себя -1.11,926. Эти трое были единственными, кому удалось проскочить рубеж 1.12, после чего стало ясно, что сюжет квалификации снова будут писать все те же действующие лица: пилоты "Макларена" - и пилот "Феррари". Короче, школьная истина: от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Так и вышло. Интрига была проста до оскомины. Култхард пытался впервые в сезоне, так сказать, деклассировать своего финского напарника, который, в свою очередь, довольно легко козыри шотландца покрыл своими и в 7-й раз в этом году (в 17-й за карьеру) занял самое выгодное место на стартовом поле. Ирвин же исправно играл свою роль - не оказывая никакого реального соперничества "Макларенам", отбивал виртуальные атаки Френтцена, Баррикелло и (это небольшой сюрприз!) Херберта, пытавшихся в меру сил остудить пыл заносчивого ирландца.

Правда, в самом начале заездов показалось, что у Ирвина будет еще одна проблема: на 5-й минуте, до того момента, когда боксы покинули "Макларены", промежуточным поулом (1.13,096) владел отнюдь не он, а его новоиспеченный напарник Мика Сало! Время же Эдди было только вторым.

Первое появление на трассе "серебряных стрел" обстановки не разрядило. Как раз наоборот. "Макларен" под первым номером внезапно споткнулся и, замедлив ход, припарковался в зоне безопасности буквально через пару сотен метров после выезда с пит-лайн, а его двойник с двойкой на носу едва протянул круг! Позже выяснилось, что на боевой машине Хаккинена было кое-что изменено в моторе, двигателю эта новинка явно не понравилась - и он выразил свой протест, отказавшись функционировать. На машине же Култхарда слегка барахлила электроника - не смертельно, но неприятно, учитывая тот факт, что запасная машина у команды одна и ее уже отдали Хаккинену.

- Как правило, боевая и запасная машины ничем друг от друга не отличаются, все дело лишь в психологическом настрое, однако, когда первая отказывает и ты пересаживаешься во вторую, все равно нервничаешь, - признался Хаккинен. - Когда машина остановилась через сотню-другую метров, у меня поджилки затряслись, но я тут же вспомнил, что осталось еще 50 минут квалификации, и заставил себя успокоиться.

Финн успокоился настолько, что уже своим вторым выездом расставил все точки над i, не оставив конкурентам и тени надежды на то, что его можно потеснить на троне короля квалификации: первый летучий круг - за 1.12,002, следующий - за 1.11,435. Нет, я не забыла о том, что минутой позже, на 20-й минуте сессии, промежуточным поулом овладел Култхард (1.11,299). То, что это был именно промежуточный поул, не вызывало сомнений: даже невооруженным глазом было видно, что в пилотаже Хаккинена есть приличный запас, Култхарду же в отличие от его напарника второй подряд летучий круг проехать быстрее первого не удалось (1.11,417).

Этот вывод получил свое подтверждение через 20 минут, когда оба пилота "Макларена" выехали на свою вторую полноценную попытку. Хаккинен немедленно выложил своего туза - 1.10,954. В распоряжении же Култхарда, выражаясь карточным языком, оказался лишь король - 1.11,153.

За сим, как говорится, все. Тем более что примерно пятью минутами раньше свой главный козырь выложил и Ирвин - 1.11,973.

Дальнейшие события носили чисто локальный характер: каждый из оставшихся 19 пилотов решал свои собственные задачи, с задачами лидеров никак не пересекавшиеся. К примеру, Френтцен в очередной раз демонстрировал свою маресьевскую закалку, несмотря на трещины в колене левой ноги, показав четвертый - свой лучший в квалификации сезона-99 - результат. А пилоты "Стюарта" слетанным экипажем добыли лучший свой результат в командной квалификации (5-й и 6-й результаты). Возмутители же пятничного спокойствия во главе с Хиллом и Алези изо всех сил пытались показать приличный результат, который бы позволил сохранить какие-либо надежды на достойное выступление в гонке.

Но, как я уже сказала, к первой тройке все это ни малейшего отношения не имело.

- Мои тормоза весь день вели себя как им заблагорассудится: на одном круге блокировало передние тормоза, на следующем - задние, - объяснял Ирвин. - Поэтому я никак не мог правильно вписаться в повороты. Не будь этого, был бы как минимум на полсекунды ближе к Хаккинену.

Тот, кто хорошо знаком с арифметикой, увидит, что общего положения Ирвина эти полсекунды не поправили бы.

- Впрочем, - по привычке хорохорился ирландец, - квалификация и гонка - вещи совершенно разные, и на воскресенье я настраиваюсь оптимистически. Третье место вполне удобно для хорошего старта, поэтому я рассчитываю уже в первом повороте пройти Дэвида и попытаться уцепиться за Мику. Короче, завтра я намерен заставить парней из "Макларена" как следует попотеть, чтобы отработать свои денежки.

- Было бы просто прелестно стартовать нынче с поула, - сказал Култхард, - но Мика в очередной раз справился со своей работой лучше меня. На первом и третьем секторах я был быстрее, но этого оказалось недостаточно. Впрочем, я весь уик-энд чувствовал себя прекрасно, машина не вызывала никаких замечаний, так что, думаю, завтра у нас должна получиться увлекательная гонка.

Говоря об увлекательной гонке, Култхард явно имел в виду себя и своего напарника по команде - Ирвин в эту картину как-то не вписывался. Хаккинен согласился с шотландцем полностью:

- Вчера, в гоночной оснастке, мы показали вполне удовлетворительный результат и на данный момент имеем полное представление о том, какими должны быть настройки. Но казаться слишком оптимистичным не хочу. Опыт показывает, что эта трасса чрезвычайно тяжела для шасси и в особенности для тормозов, к тому же в ход борьбы может вмешаться такое количество посторонних факторов, о которых ты даже не подозреваешь, что лучше не делать никаких прогнозов. Правда, должен признаться, что иметь такое громадное преимущество над Эдди, который сейчас идет вторым в чемпионате, очень приятно!

Ольга ЛИНДЕ