Газета Спорт-Экспресс № 131 (2030) от 14 июня 1999 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

14 июня 1999

14 июня 1999 | Формула-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ШЕСТОЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ КАНАДЫ"

КАНАДСКОЕ БЕЗУМИЕ ВЫВОДИТ ХАККИНЕНА В ЛИДЕРЫ ЧЕМПИОНАТА

Вчера в Монреале Мика Хаккинен на "Макларене", выиграв хаотически складывавшуюся гонку, захватил лидерство в общем зачете 50-го чемпионата мира. Его самый опасный конкурент, немец из "Феррари" Михаэль Шумахер, на исходе 29-го круга разбивший свою машину, теперь отстает от финна на 4 очка. Однако главным героем гонки стал Эдди Ирвин, ценой невероятных усилий закончивший гонку 3-м!

Утром, во время традиционной прогревочной тренировки, так называемой warm-up, которая проводится за 4,5 часа до старта гонки, попытку реабилитировать "Макларены" предпринял Дэвид Култхард, показавший лучшее время - 1.20,614. Далее - и это было главным сюрпризом воскресного утра - расположились два "Стюарта" Рубенса Баррикелло (1.21,012) и Джонни Херберта (1.21,059), что было своего рода сигналом: внимание к "Стюартам"! Однако, как выяснилось позже, тревога была ложной. Хаккинен завершил утреннюю разминку 4-м (1.21,244), Шумахер-старший - лишь 7-м (1.21,560), пропустив вперед еще Физикеллу (1.21,530) и Ирвина (1.21,534).

Заявка "Макларенов" выглядела, таким образом, более весомой, чем заявка "Феррари".

Старт - и это своего рода традиция канадских "Гран-при" - получился хаотичным. Резко вывернув руль вправо, обладатель поула Михаэль Шумахер совершил кроссинг - и вошел в первую шпильку раньше своего самого опасного соперника Мики Хаккинена. Финн не стал упорствовать, помня об уроке, преподнесенном ему в свое время четырехкратным чемпионом мира Аленом Простом: гонки не выигрываются в первом повороте, а вот проигрываются - как нечего делать. Напарник Шумахера Эдди Ирвин ценой определенных усилий свое третье место сохранил, а вот напарник Хаккинена Дэвид Култхард вынужден был одно место уступить: ко входу в первый поворот он оказался в буквальном смысле плечом к плечу с Ирвином и Физикеллой - и, дабы не закончить гонку через пару сотен метров после старта, уступил напору итальянца.

Таким образом, четыре главных действующих лица нынешнего сезона завершили процедуру старта без особых потерь. А вот за их спинами разыгралась трагедия, заставившая вспомнить об эффекте "де жа вю": действительно, год назад мы видели то же - синий "Прост" Ярно Трулли, выбивающий из игры "Заубер" Жана Алези. Кроме этих двоих, в стартовом столкновении пострадали "Стюарт" Рубенса Баррикелло и "Бенеттон" Александра Вурца.

Все это и вызвало появление на трассе пейс-кара. Снова эффект "де жа вю" - как и год назад. Правда, на этот раз с "Маклареном" Мики Хаккинена ничего фатального не приключилось.

Спустя круг машина безопасности покинула пелотон - с тем, чтобы еще через два круга снова оказаться на трассе, после того, как в неудобном месте разбил свою машину Риккардо Зонта, а затем вылетел с трассы главный неудачник сезона-99 Алессандро Занарди. К этому моменту в пелотоне было лишь одно изменение: отменной атакой на прямой Култхард отобрал у Физикеллы 4-е место в гонке.

Диспозиция в очковой зоне к этому моменту была такова: Шумахер, Хаккинен, Ирвин, Култхард, Физикелла, Френтцен. При этом самой напряженной была обстановка между ирландцем и шотландцем - Култхард, шедший по трассе явно быстрее Ирвина, мчался впритирку в заднему спойлеру "Феррари" и пытался атаковать, впрочем, безуспешно. Таким образом, напряжение в гонке было видимым - никаких перемен в шестерке не было вплоть до 30-го круга: на разогретом почти до полусотни градусов асфальте автодрома имени Жиля Вильнева Хаккинен вел преследование Шумахера - алый и серебристый болиды словно бы были соединены резиночкои, разрыв между ними колебался от 3,5 до 2,5 секунд, и обратно.

Соревнование между немцем и финном носило теоретический характер - фавориты чемпионата обменивались быстрейшими кругами, загадывая загадки по поводу выбранной ими тактики с дозаправками. Поскольку Шумахер в целом ехал быстрее Хаккинена (примерно на 0,2 на круге), казалось справедливым предположить, что "Феррари" все же идет с большим количеством дозаправок. Для того, чтобы понять, верно ли это предположение, оставалось только ждать.

Увы, но узнать, какую тактику выбрал на гонку двукратный чемпион мира, не удалось: на исходе 29-го круга комфортно лидировавший Шумахер, торопясь обогнать на круг Оливье Паниса, слишком резво вошел в последнюю перед прямой "старт/финиш" шпильку - и, так же, как два года назад Жак Вильнев, разбил свою "Феррари". Трудно сказать, какое количество - и каких! - эмоций пронеслось в голове Михаэля в тот момент, когда его алый болид боком летел в бетон отбойника. В эти мгновения Шумахер терял не только шанс на третью в карьере победу в канадской гонке - он терял лидерство в чемпионате мира, ведь после вылета премьера "Феррари" на первое место выходил - и в гонке, и в чемпионате - преследовавший немца Мика Хаккинен.

Надо сказать, что это место было в воскресенье заколдованным - кроме "Феррари" Шумахера, здесь же пострадали еще три машины, в том числе (снова "де жа вю"?!) - БАР Жака Вильнева.

На 37-м круге чемпион мира-98 Хаккинен первый и последний раз нанес визит в боксы - и покинул их очень быстро: 8,7. Тут же на пит-лайн зарулил Ирвин - его механики продержали больше: 12,3. И тут же - по непонятной причине (развалины машины Вильнева опасности не представляли, ибо в этом месте трассы есть подъемный кран - и эвакуация машин трудностей не вызывает, других же аварий не было) - на 38-м круге в третий раз в этой гонке на трассе материализовался пейс-кар. Поскольку машина безопасности, забыв, что в эти минуты лидером является Култхард, ждала "Макларен" Хаккинена, шотландец рванул на пит-стоп. Однако попытка не удалась - после визита в боксы Дэвид снова вернулся на трассу 3-м.

На 40-м круге, в тот момент, когда надоедливый пейс-кар покинул гонку, случился, возможно, самый зрелищный момент "Гран-при Канады". А именно - в острейшей последней шпильке Култхард предпринял отчаянную попытку пройти Ирвина. Ему это почти удалось. Однако надо помнить о повышенной сопротивляемости ирландца: на апексе шпильки Ирвин, воспользовавшись временным помутнением рассудка Култхарда, прихлопнул калитку - и обе машины оказались на обочине. "Феррари" не пострадала, отправившись дальше на 9-м месте, а вот "Макларен" вынужден был побывать в боксах.

Столкновение Ирвина и Култхарда стало сигналом - в игру снова вступил синдром монреальского безумия: отстававший на круг Панис снова ослеп - в результате чего не желал замечать, что на антикрыле его машины висят претендующие на призовые места Физикелла и Френтцен. В результате немец, воспользовавшись упрямством француза и осторожностью итальянца, вышел на второе место.

Взрыв активности, инициированный столкновением Ирвина и Култхарда, вызвал целый обвал 10-секундных штрафов "стоп&гоу" (Култхард, Занарди, Панис, Бадоер), которые вместе с перманентным присутствием на трассе пейс-кара превратили гонку в подобие фарса. Связно описать события невозможно - на трассе царил полный хаос. В котором Ирвин, в безумной круговерти прорвавшийся на 6-е место, предпринимал отчаянные усилия опередить Херберта в борьбе за 5-е место. Англичанин в этой непростой ситуации проявил максимум хладнокровия - и обогнать его ирландцу удалось, до предела затянув торможение и срезав поворот по траве! Вообще нужно сказать, что безумие Ирвина вызывало уважение: что - что, а сражаться до конца ирландец умеет. Он не успокоился - и, пройдя Ральфа Шумахера, стал 4-м. После того, как за 5 кругов до финиша на дикой скорости вылетел ехавший вторым Френтцен (немец явно получил какие-то повреждения, ибо самостоятельно покинуть машины не мог), Ирвин стал 3-м.

Синдром канадского помешательства не касался в эти мгновения только одного человека. Мика Хаккинен, получивший столь внезапный и такой бесценный подарок от Михаэля Шумахера, рисковать не намеревался. Он ехал осторожно и спокойно, жестко контролируя ситуацию - и, одержав свою первую победу в Канаде, вышел в лидеры 50-го чемпионата мира. На счету Хаккинена теперь 34 очка - на 4 больше, чем у Шумахера.

Следом за финном вчера финишировали Джанкарло Физикелла, Эдди Ирвин, Ральф Шумахер, Джонни Херберт и Педро Паулу Диниц.

Ольга ЛИНДЕ