Газета Спорт-Экспресс № 126 (2025) от 7 июня 1999 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

7 июня 1999

7 июня 1999 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ДЖИРО Д'ИТАЛИЯ

ИТАЛЬЯНСКИЙ СУПЕРТУР В ШОКЕ: ФЕСТИВАЛЬ ПАНТАНИ ОБЕРНУЛСЯ ГРАНДИОЗНЫМ СКАНДАЛОМ

Подобного окончания одной из трех знаменитейших супермногодневок шоссейников-профи, великой итальянской "Джиро", не мог предсказать никто. Нескончаемая "охота на ведьм", инициированная французскими властями год назад во время "Турде Франс", получила еще один "трофей". На этот раз жертвой так называемой борьбы с допингом в велоспорте стал лидер нынешней итальянской гонки, ее прошлогодний победитель и триумфатор "Тур де Франс"-98 Марко Пантани из команды "Меркатоне Уно". Анализ крови, взятый у него и еще десяти гонщиков ранним утром накануне 21-го этапа, показал повышенный гематокрит - процент содержания красных кровяных телец. На старт в Мадонна ди Кампильо Пантани и его команда не вышли. "Джиро" лишилась законного победителя.

Накануне, в пятницу вечером, высокогорный курорт Мадонна ди Кампильо с восторгом рукоплескал победителю 20-го этапа, которым стал Марко Пантани. Эта победа - четвертая на "Джиро"-99 и вторая подряд после Альпе ди Пампеаджо - была одержана 29-летним итальянцем, за своеобразную внешность и не менее своеобразную манеру езды прозванным Пиратом, после его фирменной острейшей одиночной атаки. На этот раз догонять лидировавшую группу из 9 гонщиков во главе с олимпийским чемпионом Атланты-96 швейцарцем Паскалем Ришаром Пантани кинулся на последнем перед Мадонной подъеме на вершину Мортироло за 13 км до финиша, за 5 км до него он обошел соперников, на следующем километре создал отрыв в 20 секунд, а затем довел его до минуты! На подступах к Мадонне Пирату пришлось чуть ли не продираться сквозь толпы фанатов, готовых от полноты чувств разорвать на части обладателя розовой майки.

Этот потрясающий бросок позволил Пантани - горному королю "Джиро" и лидеру в зачете на звание самого активного гонщика - накануне субботнего, самого сложного горного этапа с грозной вершиной Пассо Гавиа (2621 м) посередине еще более упрочить свое преимущество. Шедшего вторым своего соотечественника Паоло Савольделли Марко опережал на 5.38 и явно шел на рекорд: в 1990 году знаменитый Джанни Буньо выиграл "Джиро", опередив второго призера на 6.33.

Пелотон смирился, поняв, что сражаться с Пантани бессмысленно. "Когда Марко в такой форме, в горах он непобедим, - сказал победитель "Джиро"-97 Иван Готти. - Напрасно даже пытаться поддерживать задаваемый им темп. Думаю, он уже выиграл гонку".

Так же считали очень многие. Кроме самого Пантани. "Сейчас я восстанавливаю веру в себя и заново учусь сражаться, словом, беру реванш у судьбы за 1995 год (напомним, что после того как на тренировке Марко сбила машина, он 19 месяцев восстанавливался после сложнейшего перелома обеих ног. - О.Л.) , - сказал Пантани на финише в Мадонне. Однако победителем себя пока не считаю. Для того чтобы стать им, нужно закончить гонку в Милане".

Как в воду глядел. Утром в субботу итальянские газеты вышли с громадными шапками типа "Марко едет в историю". Оказалось, что на самом деле Марко едет домой.

Рано утром в субботу, в третий раз, не считая поголовной проверки перед стартом на Сицилии, пелотон подвергся внезапному налету медиков из UCI. На этот раз кровь на предмет обнаружения пресловутого ЕРО взяли у 11 гонщиков, в том числе и у Пантани, причем во второй уже раз на "Джиро"-99. И анализ его пробы показал, что в крови лучшего горного гонщика последних лет 52 процента эритроцитов против оговоренных регламентом UCI 50. Разразился скандал. Согласно правилам, за два этапа до победы лидер "Джиро" был с гонки снят. Из отеля, где квартировала команда Пантани "Меркатоне Уно", Пирата уводили под эскортом карабинеров. Как преступника. Обслуживающий персонал "Меркатоне" - врачи, массажисты, механики - плакали, не стесняясь слез. Товарищи Марко по команде в знак солидарности со своим капитаном и лидером приняли решение тоже покинуть пелотон "Джиро". Фаны итальянца, рыдая, устроили манифестацию в поддержку своего любимого гонщика. Когда стало ясно, что чуда не будет и к Милану "Джиро" покатит без Пирата, толпы вдоль трассы изрядно поредели.

Вместо заслуженного триумфа - второго подряд - гонка обернулась для Пантани трагедией. Теперь он не имеет права выходить на старт в течение 15 дней.

- Таковы правила, мы обязаны исключить Пантани из гонки, - сказал президент UCI Хейн Вербрюгген, который, по отзывам очевидцев, выглядел несколько обескураженным. Это тяжелый удар для велоспорта, ведь пострадал его первый номер. Велошоссе - тяжелейший и весьма коммерциализированный вид спорта. Все это вместе позволяет думать, что здесь допинг применяется гораздо шире, чем где бы то ни было еще. Однако случай с Пантани - это не вопрос допинга. Это всего-навсего контроль за здоровьем спортсменов. Когда два года назад мы принимали решение о проверке гематокрита, то первоначально намеревались установить лимит в 53 процента, поскольку знаем о его возможных индивидуальных колебаниях.

Правда, о том, почему все-таки остановились на 50 вместо 53, Вербрюгген ни словом ни обмолвился.

Врач команды "Меркатоне Уно" Роберто Ремпи сказал, что обычный уровень гематокрита в крови Пантани превышает 45 процентов и что вечером после финиша в Мадонне ставший привычным собственный анализ на гемоглобин показал, что все гонщики команды укладываются в лимит.

А вот что сказал сам Пантани:

- Не понимаю случившегося. Во всем этом есть что-то странное. Дважды до этого утра я проходил кровяные тесты - и оба раза показатели были в норме (гематокрит Пантани после этапа в Чезенатико был на уровне 46 процентов. - О.Л.). Мое состояние трудно передать словами. Не раз за свою карьеру я возвращался в строй после разных неприятностей, тяжелейших травм. Но вернуться на этот раз будет очень и очень трудно. Я на грани ухода из велоспорта.

82-я традиционная шоссейная многодневка профи "Джиро д'Италия". 20-й этап. Предаццо - Мадонна ди Кампильо. 175 км.

1. Марко Пантани (Италия, "Меркатоне Уно") - 4:39.58. 2. Массимо Кодол (Италия, "Лямпре") - отставание 1.07. 3. Лоран Жалабер (Франция, ОНСЕ) - то же время. 4. Джильберто Симони (Италия, "Баллан"). 5. Иван Готти (Италия, "Полти"). 6. Эрнан Буэнаора (Колумбия, "Виталисио Сегурос") - у всех то же время... 11. Сергей Гончар (Украина, "Вини Кальдирола") - 1.29... 13. Даниель Клаверо (Испания, "Виталисио Сегурос") - 1.41...15. Андрей Зинченко (Россия, "Виталисио Сегурос") - 1.44. 16. Ришар Виранк (Франция, "Полти")... 18. Паоло Савольделли (Италия, "Саеко") - то же время. 21-й этап. Мадонна ди Кампильо Априка. 190 км. 1. Роберто Эрнандес Эрас (Испания, "Келме") - 5:57.07. 2. Симони. 3. Готти - у обоих то же время. 4. Савольделли отставание 4.05. 5. Жалабер - 4.45. 6. Гончар - то же время... 9. Виранк - 6.19... 15. Александр Шефер (Казахстан, "Ризо Скотти") - 9.39... 20. Зинченко - 12.00. 21. Клаверо... 23. Буэнаора - у обоих то же время. Общий зачет. 1. Готти - 95:26.13. 2. Савольделли - отставание 3.35. 3. Симони - 3.36. 4. Жалабер - 5.16. 5. Эрнандес Эрас - 7.47. 6. Никлас Аксельссон (Швеция, "Навигаре") - 9.38. 7. Гончар - 12.07. 8. Даниэле Де Паоли (Италия, "Амика") - 14.20. 9. Клаверо - 15.53. 10. Роберто Сгамбеллури (Италия, "Кантина-Толло") - 17.31... 12. Зинченко - 20.14... 14. Виранк - 24.15.

Ольга ЛИНДЕ

Дисквалификация Пантани - не первый случай в истории профессионального велоспорта, когда лидеров выводили из игры. Самый громкий из этой серии скандал разразился, пожалуй, в 1969 году, когда с "Джиро" был снят сам Эдди Мерке. Но тогда допинг, обнаруженный в пробе бельгийца, оказался настоящим.

Президент UCI Хейн Вербюгген дал понять, что "дело Пантани" отнюдь не связано с допингом. Однако пятно на репутации от его слов не исчезнет, и психологическая травма не станет менее болезненной.

Случившееся с Пантани можно считать по-настоящему скандальным. И очень странным. Ведь любой медик скажет, что содержание гематокрита - показатель сугубо индивидуальный и может варьироваться в довольно широких границах. У среднестатистического человека он колеблется в пределах 42 - 48 процентов. К тому же при смене температур (а поднявшись в горы, пелотон после жары оказался в относительном холоде), предельных физических нагрузках, работе в горных условиях и непременной при этом дегидратации количество эритроцитов в крови повышается. Поэтому взятие проб на кровяной допинг после тяжелейшего горного этапа кажется, мягко говоря, малопрофессиональным с медицинской точки зрения.

Вряд ли дисквалификация Пантани поможет велоспорту стать чище и здоровее. Атаки на допинг, непрерывно ведущиеся с прошлогоднего "Тур де Франс", могут привести лишь к тому, что велошоссе просто прекратит свое существование. Велоспорт, как и автогонки, - удовольствие чрезвычайно дорогое и существует лишь благодаря спонсорской поддержке ведущих фирм мира. Их привлекает популярность велогонок, уровень которых определяется телетрансляциями. А кто вызывает интерес к тому или иному виду спорта? Люди. Звезды. Личности. Которых в современном пелотоне - раз, два и обчелся. Прошлогодний "Тур" вывел из игры Ришара Виранка, надломил Лорана Жалабера. Эта "Джиро" скорее всего сделала то же самое с Пантани. Завтра в велошоссе может не остаться ни одной знаменитости. А кто же будет тратить немалые средства на гонку без премьеров? Какой телеканал захочет показывать тур без первых номеров? Какой спонсор согласится финансировать соревнования посредственностей?

Первый звонок уже прозвенел. Франко Полти, владелец итальянской фирмы, которая вот уже 6 лет спонсирует одну из ведущих профессиональных велогрупп, сказал: "В субботу я три часа говорил с президентом UCI Хейном Вербрюггеном, и он не смог четко ответить мне, что происходит. Кто пытается разрушить велоспорт? Я провел в нем 6 лет, вкладывая в него не только деньги, но и страсть. Сейчас мой гонщик едет в майке лидера, однако я чувствую, что меня обманули. Думаю, что в создавшейся ситуации было бы правильнее в течение года не проводить никаких гонок, чтобы попытаться понять, в чем проблема, решить, что делать, а потом начать заново. С нуля".

Предложение не лишено смысла. Однако вряд ли это выход.