Газета Спорт-Экспресс № 107 (2006) от 15 мая 1999 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

15 мая 1999

15 мая 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

50-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Четвертый этап - "ГРАН-ПРИ МОНАКО"

МОНАКО ПРАЗДНУЕТ 70-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

Четвертый этап - "Гран-при Монако". 16 мая. Монте-Карло. Городская трасса. 262,626 км (78 кругов по 3367 м). Рекорд круга в квалификации: 1.18,216 (средняя скорость 154,924 км/ч) - Хайнц-Харальд ФРЕНТЦЕН (Германия, "Уильямс-Рено", 1997). Рекорд круга в гонке: 1.22,948 (средняя скорость 146,130 км/ч) - Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес", 1998). Победитель-98: 1:51.23,595 (141,458 км/ч) - Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес").

В предстоящие выходные в Монте-Карло состоится самый престижный в "Формуле-1" "Гран-при" - монакский. Знаменитая "Гонка вокруг казино" ныне проводится в 70-й раз. В далеком 1929 году ее победителю понадобилось без малого 4 часа, чтобы проехать по узеньким улицам карликового княжества сотню кругов, а его средняя скорость едва превышала 80 км/ч. Современные же пилоты преодолевают свои без малого 300 км дистанции со средней скоростью за 140 км/ч. Что, кстати, является своего рода рекордом "медленности" современной "Формулы-1".

Имена пилотов, когда-либо побеждавших в этой знаменитой гонке, навечно заносятся на скрижали формулической истории, ибо победить здесь стократ труднее и почетнее, чем даже выиграть чемпионат мира. Достаточно сказать, что такие великие гонщики, как, например, чемпионы мира Альберто Аскари, Джим Кларк, Нельсон Пике и Найджел Мэнселл, ни разу не выигрывали этой гонки! Легендами Монако считаются двукратный чемпион мира Грэм Хилл, 5 раз становившийся обладателем этого "Большого приза", и трехкратный чемпион мира Айртон Сенна, побеждавший в Монте-Карло 6 раз. Из действующих без малого двух дюжин гонщиков подниматься на ступени княжеской ложи за полагающимся победителю шампанским доводилось лишь двукратному чемпиону мира Михаэлю Шумахеру, чемпиону мира-98 Мике Хаккинену и Оливье Панису. Кстати, Шумахер в случае удачи в ближайшее воскресенье может стать вторым после четырехкратного чемпиона мира Алена Проста пилотом, выигрывавшим "Гран-при Монако" четырежды.

Кроме легенд, которыми уже давно оброс монакский этап, прелесть этой гонке придает и то, что без малого половина гонщиков являются монегасками по прописке, а значит, для современной элиты "Больших призов" предстоящий этап - домашний в полном смысле этого слова.

ШУМАХЕР СТАВИТ НА САМОГО СЕБЯ

Между прочим, премьер "Феррари" и лидер юбилейного чемпионата Михаэль Шумахер абсолютно уверен в том, что именно ему доведется в ближайшее воскресенье принимать главный приз из рук князя Ренье III. На вопрос корреспондента одной из немецких газет, что бы он сделал, если бы ему дали 100 немецких марок и предложили сыграть на тотализаторе, Михаэль без запинки ответил: "Поставил бы их всех на самого себя. Причем на свою победу не только в Монако, но и в чемпионате мира".

Причину своего повышенного оптимизма он объяснил так: "На предшествовавших монакскому этапу тестах в Фиорано я окончательно убедился в том, что "Макларен" больше не имеет преимущества в скорости над "Феррари". В Монако мы будем на передовых позициях, ибо колоссальные усилия, приложенные командой для совершенствования F399 начиная с Мельбурна, наконец-то принесли плоды. Монако по праву считается гонкой пилотов, а не моторов и шасси, и все знают, как здорово я обычно здесь выступаю. Эта трасса всегда была для меня особенной, а имея в своем распоряжении такую машину, как нынешняя "Феррари", я чувствую, что обязательно выиграю. Наша победа в Имоле здорово повысила моральный дух команды. Мы ведь не просто победили там - мы начисто переиграли наших главных конкурентов".

Правда, эти самые "главные конкуренты", то есть команда "Макларен", отнюдь не разделяют мнение герра Шумахера-старшего. "Имола ничего не изменила, - спокойно сказал Дэвид Култхард. - Наша МР4/14 по-прежнему самая перспективная и скоростная машина, и условия Монако никак не повлияют на эти показатели. Мы приехали сюда выигрывать".

КУЛТХАРД В ВОСКРЕСЕНЬЕ НЕ БУДЕТ СИЛЬНО ТОРМОЗИТЬ

Судя по результатам первых тренировочных заездов, которые по традиции в Монако проходят не в пятницу, а в четверг (пятница отдана разного рода презентациям и приемам), Шумахер всерьез настроен сдержать слово. Настолько всерьез, что создается впечатление, будто вопрос о ставках не был шутливым.

В четверг двукратный чемпион мира показал по итогам двух часовых серий свободных заездов лучшее время - 1.22,718, на 0,136 опередив действующего чемпиона мира Мику Хаккинена на "Макларене". Не намного отстал от своих коллег победитель "Гран-при Монако"-96 Оливье Панис, показавший на своем "Просте" третье время - 1.23,318. Далее расположились Эдди Ирвин ("Феррари") - 1.23,396; Джанкарло Физикелла ("Бенеттон") - 1.23,458; Дэвид Култхард ("Макларен") - 1.23,503; Рубенс Баррикелло ("Стюарт"), проводящий здесь свою 100-ю гонку, - 1.23,545; Мика Сало ("БАР") - 1.23,793; Жак Вильнев ("БАР") - 1.23,862; Джонни Херберт ("Стюарт") - 1.23,865; Дэмон Хилл ("Джордан") - 1.23,874; Ярно Трулли ("Прост") - 1.23,958; Алессандро Занарди ("Уильямс") - 1.24,065; Александр Вурц ("Бенеттон") - 1.24,263; Жан Алези ("Заубер") - 1.24,492; Ральф Шумахер ("Уильямс") - 1.24,906; Педро Паулу Диниц ("Заубер") - 1.24,094; Педро Де Ла Роса ("Эрроуз") - 1.26,148; Хайнц Харальд Френтцен ("Джордан") - 1.26,336; Тораносуке Такаги ("Эрроуз") - 1.27,618; Марк Хене ("Минарди") - 1.27,667; Лука Бадоер ("Минарди") - 1.28,316.

Любопытно, что второй пилот "Макларена" Култхард начал призовой уик-энд с травмой ноги, полученной им во время благотворительного футбольного матча команды "всех звезд" принца Альбера Монакского против команды "всех пилотов", состоявшегося во вторник и с треском проигранного формулистами - 5:2. "Ничего не сломано и не порвано, просто потянута мышца правой стопы, - сказал Дэвид. - Это несколько мешает при торможении, но, надеюсь, не скажется ни в квалификации, ни в гонке".

ИМЕНИНЫ ДЛЯ РУБИНЬО

"Гран-при Монако" для бразильца Рубенса Баррикелло почти всегда бывает связан с приятными событиями. Несколько лет подряд гонка в Монте-Карло совпадала с его днем рождения. А в 97-м Рубиньо чуть было не вошел в историю как автор первой победы новичка "Больших призов" команды "Стюарт", закончив проходившую под дождем труднейшую гонку вокруг казино вторым! А ведь это был лишь пятый "Гран-при" в истории команды 3-кратного чемпиона Джекки Стюарта. На память о том героическом этапе мистер Стюарт подарил бразильцу супердорогие часы фирмы Rolex.

В этот уик-энд у Рубенса дня рождения не ожидается, однако в импровизированных боксах его команды все равно праздничная обстановка. Потому что в воскресенье Баррикелло выйдет на старт своего 100-го в карьере "Большого приза", и он станет шестым в современном пелотоне пилотом, преодолевшим этот рубеж. Возглавляет список самых опытных француз Жан Алези, у которого за плечами 154 гонки, следом идут его бывший напарник по "Зауберу" и нынешний коллега Баррикелло по "Стюарту" англичанин Джонни Херберт - 132, двукратный чемпион мира немец Михаэль Шумахер - 120, чемпион мира-98 финн Мика Хаккинен - 115 и чемпион мира-96 Дэмон Хилл - 102.

Вообще-то было объявлено, что сотый "Гран-при" Баррикелло приходится на гонку двухнедельной давности в Имоле. Но дотошные статистики вспомнили, что после дикой аварии на старте прошлогоднего "Гран-при Бельгии" на повторный старт бразилец не вышел, следовательно, как они считают, тот этап ему нельзя засчитывать. Команда признала этот довод убедительным и назначила празднование "столетия" Баррикелло на приближающееся воскресенье. В качестве юбилейного подарка Рубенс получит шлем с серебряным отливом, в котором он будет красоваться только в Монако.

Есть, правда, одна деталь, которая может отравить Баррикелло праздник. Статистика "Больших призов" свидетельствует, что в последние годы юбилейные гонки складываются для самих юбиляров в высшей степени неудачно. Стоит лишь вспомнить 100-й "Гран-при" Дэмона Хилла, закончившийся в этом году в Австралии сходом именинника в первом же повороте. Впрочем, любая статистика - отнюдь не закон, и вполне может быть, что Рубенсу удастся стать счастливым исключением из правил.

КАК БОРОТЬСЯ С ОТСТАЮЩИМИ

Именно такая школьная задачка стоит сейчас перед участниками "Гран-при Монако". Имеются в виду, конечно, не тривиальные двоечники, а пилоты, которые во время гонки отстают от лидеров на круг и больше и всячески отравляют асам жизнь. Вспомните, как гневались после гонки в Имоле Рон Деннис и Дэвид Култхард, по сей день считающие, что победу на "Гран-при Сан-Марино" Михаэлю Шумахеру подарили именно круговые, бывшие почему-то очень неуступчивыми в отношении шотландца и в высшей степени предупредительными в отношении немца. А это ведь была относительно просторная Имола, которая по сравнению с узким улочками Монако - настоящий проспект!

И в четверг утром на традиционном пилотском брифинге, предваряющем начало заездов, вопрос о том, что делать и как быть, встал, что называется, ребром. Инициаторами обсуждения поведения отстающих стали Култхард, который по-прежнему обижен на Оливье Паниса, и Шумахер. До чего договорились - и договорились ли вообще - гонщики, мы увидим во время гонки в воскресенье. А пока - два комментария тех, кому в воскресенье придется скорее всего в очередной раз исполнять печальные роли круговых.

Педро Де Ла Роса: "Все проблемы возникают, когда ведешь с кем-нибудь борьбу. В арьергарде тоже ведь гоняются, а не гуляют. Поэтому считаю, что нужно ввести пункт в правилах, который бы как-то облегчил нам жизнь. Например, запрещающий обгон той машины, которая дает дорогу лидеру. Потому что, когда сосредотачиваешь внимание на обгоняющем тебя фаворите, становишься уязвимым для конкурентов, особенно в поворотах". От себя замечу: предложение, не лишенное смысла.

Марк Хене: "Я, как правило, в задние зеркала смотрю гораздо чаще, чем вперед. Тем не менее считаю, что моя команда со стендов должна вовремя предупреждать меня о приближении кого-то, кто обгоняет меня на круг, чтобы я был внимателен и вовремя уступил дорогу. Потому что проблема обгонов - проблема общая". И с этим трудно не согласиться.

Между прочим, поведение Оливье Паниса на "Гран-при Сан-Марино" настолько возмутило мистера Денниса, что он выступил с предложением ввести жесткие санкции против блокировщиков - вплоть до лишения их набранных очков! Однако, несмотря даже на то, что в полемику по поводу круговых вступил сам президент FIA Макс Мосли, вряд ли предложение Денниса вызовет воодушевление.

Ольга ЛИНДЕ