Газета Спорт-Экспресс № 88 (1987) от 20 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

20 апреля 1999

20 апреля 1999 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

МАЛЬЦЕВ - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДЕЛАЛ ИСТОРИЮ

ДОСЬЕ "СЭ"

Александр МАЛЬЦЕВ

Родился 20.04.1949 г.

Заслуженный мастер спорта, нападающий.

В 1967 году - в "Олимпии" (Кирово-Чепецк). В 1967 - 1984 гг. - в "Динамо" (Москва). Второй призер чемпионатов страны 1971, 1972, 1977 - 1980 гг., третий - 1968, 1969, 1974, 1976, 1981 - 1983 гг. В первенствах СССР провел 530 матчей, забил 329 голов. Обладатель Кубка страны 1972 года, финалист 1969, 1970, 1974 гг.

Чемпион мира 1969 - 1971, 1973 - 1975,1978,1981,1983 гг. Второй призер 1972, 1976 гг., третий - 1977 года. Победитель первенства Европы 1969, 1970, 1973 - 1975, 1978, 1981, 1983 гг. Второй призер - 1971, 1972 гг., третий - 1976, 1977 гг.

Чемпион Олимпийских игр 1972, 1976 гг., второй призер - 1980 года. Обладатель Кубка Канады - 76. В первенствах мира, Европы и на Олимпиадах провел 126 матчей, забил 94 гола. В Кубке Канады - 9 матчей, 4 гола.

Ныне - начальник и игрок команды ветеранов "Русское золото".

Сегодня Александру Мальцеву исполняется 50 лет. С чем "СЭ" его и поздравляет. Только не надо восклицаний типа: "Ах, как быстро летит время! Кажется, совсем недавно..." Прошло уже 15 лет после того, как Мальцев распрощался с большим хоккеем, превратившись из всеобщего любимца Саши в Александра Николаевича. В молодые годы его безудержно восхваляли и нещадно били: в прямом смысле - на площадке и в переносном - в руководящих инстанциях и в прессе. Мальцев не порвал с хоккеем окончательно и бесповоротно. Чем занимается он сейчас, чем живет - вот что интересовало меня в первую очередь.

Позвонив, чтобы договориться о встрече, неожиданно услышал: "Завтра я занят на телевидении. А послезавтра - пожалуйста". Так что через день мой первый вопрос был вполне естественным:

- Каким ветром занесло вас на телевидение?

- Пригласили сниматься в программе "Старая квартира", год 1984-й.

- Помилуйте, эта передача посвящена "коммуналкам". Неужели олимпийский чемпион в ней обитал?

- Нет, а вот в общежитии довелось. Это было роскошное динамовское общежитие в районе Водного стадиона. А соседи какие - Валера Васильев, Юра Репс плюс Гоша Канарейкин и Юра Лизавин из русского хоккея. С такой компанией и в шалаше - рай.

Что же касается телевидения, тут такая история. В 84-м закончили выступать Владислав Третьяк, Валерий Васильев и ваш покорный слуга. По этому поводу организовали фантастический матч в Лужниках: сборная СССР против сборной Европы. Но в связи с кончиной большого начальника, в стране объявили траур. Игра получилась какой-то полузакрытой, телевидение ее не транслировало. И вот теперь оно решило восполнить этот пробел. Нам подарили по кассете с записью той встречи. Мы ее, как можем, комментируем. Телезрители получат возможность увидеть фрагменты чуть ли ни секретного матча.

- И когда же передача выйдет в эфир?

- Примерно в конце апреля, хотя планы телевидения мне неизвестны.

- Однако, согласитесь, это - разовая акция, всего лишь эпизод. А чем вообще заполнена ваша жизнь?

- "Русским золотом".

- Знаю, что есть такая фирма и такая хоккейная команда ветеранов. Что они собой представляют?

- В деятельность фирмы я детально не вникал - не мое это дело. Что касается команды, то она существует уже пять лет. Состав более или менее постоянный. Гусев, Тюменев, Владимир Голиков, Мальцев... Сплошь чемпионы страны, мира, Олимпийских игр. Тренер - Николай Семенович Эпштейн, а я являюсь ее начальником. Твердого календаря у нас нет - кризис, будь он неладен, мешает. Тем не менее 35 - 40 игр в год проводим. Болельщики на наши матчи валом валят. Большое спасибо им за это.

- Юбилей - повод предстать при параде, во всем блеске наград, коих у вас видимо-невидимо. Помимо спортивных - ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, "Знак Почета", две медали "За трудовую доблесть". Целый иконостас. В праздничный день в нем предстанете?

- Нет. Я вообще никогда не надевал своих наград. Даже дорогой мне золотой значок МОК не афишировал. Что поделать - не люблю показуху. Во всех ее проявлениях.

- Надеюсь, вы все-таки испытываете уважение к своим регалиям?

- Конечно. Я добросовестно относился к порученному делу. Надеюсь, заслужил поощрение.

- У вас есть немало высоких титулов, вы несколько раз признавались лучшим нападающим мира, СССР, были самым метким снайпером, вместе с командой владели призом справедливой игры... Не обидно, что так ни разу и не стали чемпионом страны?

- Знаете, когда человек начинает цепляться за прошлое, он становится стариком. А я не хочу им быть, хотя у меня недавно появилась внучка, и, получается, я стал дедом. Какая разница - чемпион Мальцев или не чемпион. На матчи с участием "Динамо" в Лужники приходило 14 тысяч зрителей. Вот что главное.

Самыми страшными для меня были игры, когда я не мог действовать в полную силу, показать все, на что способен. Например, после травмы. Болельщики, знаю, ждут от меня тех маленьких шедевров, ради которых они пришли во Дворец спорта. А я бессилен. Это, если хотите, маленькая трагедия.

Что же касается чемпионства, то, как известно, с ЦСКА, собиравшим в те годы весь цвет отечественного хоккея, бороться было бесполезно.

- И все-таки не верится, что человек может быть абсолютно равнодушен к наградам, почестям, признанию, наконец.

- А я и не равнодушен. К примеру, до глубины души был тронут известием, что меня избрали почетным гражданином родного Кирово-Чепецка. Безмерно счастлив от того, что 20 апреля в городе (знаю, решение уже принято) должна появиться улица Мальцева. О большей чести и мечтать нельзя.

- Как вы оказались в Москве?

- Нашел меня Эпштейн. Мне в ту пору было всего 17 лет, но Николай Семенович рискнул взять меня в сборную России и повез в Швецию. Видимо, чем-то я тренерам приглянулся. Не знаю уж, каким образом прознал обо мне Аркадий Иванович Чернышев, только вскоре в Кирово-Чепецк за мной приехал Виктор Васильевич Тихонов. Так я оказался в столице, в том самом динамовском общежитии в районе Водного стадиона.

- Вы играли с разными партнерами - и в клубе, и в сборной. С кем комфортнее себя чувствовали, с кем легче было находить общий язык?

- В этом смысле я счастливый человек. Мне довелось выступать с таким звездами, о встрече с которыми можно только мечтать. Валерий Харламов, Анатолий Фирсов, Владимир Викулов... Комментарии нужны?

- Нет, увольте. Ваше поколение игроков первым скрестило клюшки с НХЛовцами. Каковы воспоминания?

- Знаю, что таких матчей, как в серии 1972 года, больше не будет. Будут другие - лучше, хуже, но не такие. Мы делали историю. Во всяком случае хоккейную.

- Вас в НХЛ приглашали?

- Да. Но я с ходу отметал все предложения. Для себя решил, что не уеду за океан ни при каких обстоятельствах. Потому как наши болельщики мне никогда бы этого не простили.

- А деньги, большие деньги?

- Поймите, мы были воспитаны совершенно не так, как нынешнее поколение хоккеистов. Мы играли за идею, за честь флага, за Родину. Что деньги в сравнении с этими непреходящими ценностями?

- А если честно, не завидуете нашим легионерам, выступающим в НХЛ?

- Завидую. В первую очередь тому, что по окончании карьеры они независимы. Могут поехать в любую точку мира, позволить себе купить машину, дом, виллу. К сожалению, многим моим оставшимся в России соотечественникам подобное не по карману.

- Надеюсь, Александр Мальцев все-таки не бедствует. Как сложилась ваша судьба после ухода из большого хоккея?

- Слава Богу, нормально. Сначала работал с юношами "Динамо", потом судьба свела меня с "Русским золотом".

- Какое у вас впечатление о нашем нынешнем хоккее?

- Честно?

- Разумеется.

- Удручающее. Потому я и на матчах появляюсь довольно редко. Игра должна доставлять зрителям удовольствие, иначе она превращается в муку.

- Не слишком ли вы строги в оценках?

- Я далек от высоких материй, но в хоккее, считаю, идею, о которой я говорил, в последние годы мы утратили. Что пришло на смену? Погоня за деньгами. Именно она стала побудительным мотивом хоккейной жизни. Раньше государство контролировало спорт, и все было в порядке. Сегодня каждый клуб борется за выживание. Многие руководители больше всего озабочены тем, как бы подороже игрока продать и подешевле купить на его место не менее хорошего. А подобная система, на мой взгляд, порочна. Спортсмен стал товаром, как бесконечно рекламируемые по телевидению зубная паста или жевательная резинка. Да, жизнь сейчас непростая: не заработает клуб - вылетит в низшую лигу, а то и вовсе прекратит существование. Вот только зарабатывать надо не в ущерб общему делу.

- Тем не менее с кем из нынешних хоккеистов вы согласились бы выходить на лед в одном звене?

- Знаете, у меня нет такого желания. А вот в ветеранской команде с удовольствием играю с любыми партнерами.

- 50 лет - определенный жизненный рубеж, когда можно и оглянуться. Начни вы все заново, каких ошибок хотели бы избежать?

- Трудно сказать. У каждого человека есть свои плюсы и минусы. Случались у меня взлеты, случались и падения. Но был и ангел-хранитель в лице Аркадия Ивановича Чернышева, которого я считаю своим крестным отцом. Не знаю, что получилось бы из меня без этого достойнейшего человека.

- И какую же роль он сыграл в вашей судьбе?

- Огромную. Мыслимое ли дело: на нашей динамовской базе в Новогорске мы жили в одной комнате. Хотя обычно тренеры предпочитают одиночество. Наверное, я и впрямь был ему как сын.

- А может, просто ходили в любимчиках?

- Врагу не пожелаю быть таким "любимчиком". Ох, и доставалось мне от Аркадия Ивановича! Спрашивал он с меня по полной программе. Но я был счастлив. И сейчас хочу жить счастливо и красиво. Красиво - не в мещанском смысле, не в пошлой роскоши бытия. Хочу чтобы обо мне могли сказать: вот Александр Мальцев - красивый человек. Не внешне, конечно. Важно, чтобы мои поступки признавались красивыми, порядочными, полезными.

- Что ж, разговор об ошибках мы отвергли. А был ли в вашей карьере какой-нибудь звездный матч или, может, яркий гол?

- Нас всегда учили: каждая игра - решающая. Стало быть, и каждая встреча - звездная. А вот запомнившийся на всю жизнь гол есть. 1970 год, Швеция, чемпионат мира. Матч с хозяевами первенства. Я тогда всю пятерку соперника обыграл и забросил шайбу. Впрочем, полагаю, это была случайность.

- Не могу не спросить о семье, детях. Кроме того, что вашу жену зовут Сусанной, многим о ней ничего не известно. Может, представите супругу легендарного хоккеиста?

- Сусанна в хоккейные дела никогда не влезала. В семье все нормально. В прошлом году сыграли серебряную свадьбу. В 99-м у нас сплошные юбилеи: мне - 50, жене - 45, сыну - 25. К спорту он никакого отношения не имеет. Да и что взять с компьютерщика?

- Позвольте еще один вопрос личного характера. Помнится, у вас была уйма поклонниц, редакции многих газет буквально задыхались от адресованных вам писем от представительниц прекрасного пола. Сусанна не из числа ваших воздыхательниц?

- Нет. Мы с ней познакомились на пляже в Одессе. Сусанна работала танцовщицей в Московском мюзик-холле. He-трудно представить, что со мной было, когда я увидел ее на берегу моря. Романтика, идиллия. Как видите, браки после пляжных знакомств тоже бывают крепкими.

- И последнее. Где и как будете отмечать юбилей?

- Сразу хочу извиниться перед своими поклонниками. Простите меня те, кого я не в состоянии пригласить. Простите все, кто желает меня поздравить. Большое вам спасибо. Но, если честно, сейчас предпочел бы оказаться на даче, в тишине и спокойствии. Ну не люблю я торжеств, пышности, больших компаний. Хотя всем глубоко признателен.

- Нечего было звездой становиться, коли сиять не умеете.

- Признаться, это как-то само собой получилось.

- Так что же все-таки произойдет в день 50-летия Александра Мальцева?

- В Лужниках предполагается матч ветеранов: "Русское золото" - "Динамо". Из Кирово-Чепецка пригласил детскую команду "Олимпия". Она встретится со сверстниками моего клуба. Приходите. Посмотрите на славное прошлое нашего хоккея и, надеюсь, на его светлое будущее.

Алексей ПАТРИКЕЕВ