Газета Спорт-Экспресс № 80 (1979) от 10 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

10 апреля 1999

10 апреля 1999 | Баскетбол - Россия

Сергей БАЗАРЕВИЧ

НАДО ИЛИ ДОВЕРЯТЬ МНЕ, ИЛИ ВООБЩЕ МЕНЯ НЕ ПРИГЛАШАТЬ

Большую часть нынешнего сезона Базаревич провел в Москве. Одно время поддерживал форму самостоятельно, потом выступал за подмосковный клуб высшей лиги "Химки". Кое-кто тогда поспешил махнуть на ветерана рукой: мол, не судьба больше Базаревичу поиграть на высоком уровне. Но звездная репутация - великая вещь. В январе, когда, казалось, все сроки уже прошли, Сергей объявился в "Гориции" - клубе высшего дивизион а, пожалуй, сильнейшего из европейских национальных чемпионатов - итальянского. И Базаревич сразу заиграл так, как будто и не было никакого перерыва в его солидной клубной практике.

Когда Базаревич пришел в "Горицию", она занимала последнюю строчку в турнирной таблице. Понятно, что перед клубом стояла одна задача - сохранить место в высшем дивизионе. Российский плеймейкер заметно усилил команду удостоился самых лестных отзывов от итальянских обозревателей и вскоре увел "Горицию" с последнего места. Правда, добиться большего клуб не успел: заняв предпоследнюю, 13-ю строчку в таблице, он вылетел из высшего дивизиона. Однако Базаревича упрекнуть не в чем.

Я МОГ ОКАЗАТЬСЯ В "ПО-ОРТЕЗЕ" ИЛИ В "АЛЬБЕ"

- Большую часть нынешнего сезона вы оставались фактически без команды. Не боялись, что год пройдет впустую?

- Нет. Я сознательно шел на риск, не подписывая летом контракты, которые меня не устраивали по тем или иным причинам.

- Какие предложения вы рассматривали после ухода из ЦСКА?

- Всех уже не припомню. В декабре же было два реальных варианта: французский "По-Ортез" и немецкая "Альба". Естественно, я хотел сыграть в Евролиге, но не получилось. "По-Ортез", присматривавшийся ко мне в течение месяца, в конце концов решил оставить в команде приглашенного на просмотр американца. Неудачно стартовавшая в еврокубке "Альба" уже была готова подписать со мной контракт, но после трех побед передумала и не стала разрывать соглашение с Гаррисом. Когда варианты с Евролигой отпали, появилась "Гориция". Период дозаявок в еврокубках к тому времени закончился, и я решил, что ждать чего-то стоящего уже бессмысленно. Буквально за три дня собрался, уладил все формальности и уехал в Италию.

- Не пришлось потом жалеть о своем выборе?

- Нет. Конечно, перед "Горицией" была поставлена только одна задача - остаться в высшем дивизионе. И все же эта команда - не самая слабая в очень сильном чемпионате Италии.

- Вы довольны контрактом и условиями жизни?

Контрактом, может быть, и не особенно, а вот условия оказались очень хорошими. Никаких проблем на бытовом уровне не возникало. Понравился мне и сам город, который находится у границы со Словенией: до нее от моего дома - 5 минут пешком. Играть здесь очень приятно. Население Гориции всего 45 тысяч жителей, но пятитысячный зал заполнен практически всегда. Оно и понятно: баскетбол - едва ли не единственное развлечение здесь. А наш клуб, кстати, один из старейших в Италии.

- Как вас приняли в новой команде? С почестями, подобающими бывшему игроку клуба НБА и двукратному серебряному призеру чемпионатов мира?

- Скорее с надеждой на то, что я помогу им остаться в серии "А". Если не ошибаюсь, до моего приезда в активе "Гориции" было всего 3 победы. Со мной команда добилась большего в первых же 9 матчах. После этого в клубе даже пошли разговоры о возможном выходе в плей-офф! Шансы на это у "Гориции" имелись - считаю, что мы были ничуть не хуже 6-7 команд, которые шли впереди. Но наверстать упущенное на старте уже не представлялось возможным.

ТИМИНСКАС ВСПОМНИЛ РУССКИЙ ЯЗЫК

- Что представляла собой команда, в которой вы оказались?

- Если говорить о составе, то могу отметить защитника сборной Италии Микеле Миана, неплохо проявившего себя в последних отборочных матчах чемпионата Европы, 36-летнего форварда Альберто Тонуцци, на счету которого участие в трех первенствах континента, а также литовца Дарюса Тиминскаса. Мы вчетвером практически и тащили на себе всю команду. Главная же проблема "Гориции" - высокорослые игроки. Одновременно со мной контракт подписал голландец Серж Цвиккер, однако он не оправдал возлагавшихся на него надежд. Несмотря на свои 220 сантиметров роста, Цвиккер прочно обосновался на скамейке запасных, а на одну из игр его вообще не поставили. По ходу сезона в команде сменился главный тренер. Когда я пришел в "Горицию", ее возглавлял Антонио Дзордзи - один из старейших наставников лиги. В свое время он был ассистентом в национальной сборной у знаменитого Сандро Гамбы. Но после трех поражений подряд Дзордзи убрали, и на освободившееся место назначили его бывшего ассистента Франко Чани. При Чани я почувствовал себя комфортнее, поскольку тренировочный процесс стал умнее: вместо бесконечного заучивания многочисленных комбинаций мы начали тщательнее разбирать манеру игры противника, стали лучше защищаться.

- Судя по весьма "легкому" составу, "Гориция" должна играть в быстрый баскетбол?

- Во всяком случае, пытается. Я носился по площадке как угорелый. Однако, как известно, для того чтобы хорошо бежать, нужно выигрывать подбор. Так против "Тимсистем" - как вы знаете, не самой плохой команды в Европе - мы долгое время боролись на равных и еще на 33-й минуте вели в счете, но в итоге преимущество соперника под щитом все же сказалось.

- Быстро ли вы нашли общий язык с Тиминскасом? Ведь большинство литовских игроков молодого поколения не говорит по-русски.

- Хотя Тиминскас женат на американке, он неплохо владеет русским языком. Во всяком случае, легко вспомнил его, когда я пришел в команду. А вообще Тиминскас - хороший парень и перспективный баскетболист. У него хорошие физические данные, он все умеет - бежит в прорыв, может забить издали. Правда, ему еще не хватает игроцкой наглости и уверенности в себе.

В ИТАЛИИ СНОВА НАШЕЛ СЕБЯ

- Руководство клуба осталось довольно вашей игрой?

- Думаю, да. Хотя, не скрою, пришлось нелегко. После первых двух игр соперники начали прессинговать меня по всей площадке. Но довольно быстро я к этому привык. Несмотря на предельно плотную опеку, выдавал очень хорошие матчи. Я избирался в пятерку лучших игроков тура, прочел немало комплиментов в свой адрес от La Gazzetta dello Sport, которая брала у меня интервью.

- Когда в конце прошлого сезоне вы играли за ЦСКА, то получали меньше лестных отзывов в свой адрес.

- (Смеется.) Это еще мягко сказано. Признаюсь, в ЦСКА я себя чувствовал не очень комфортно. Не хочу никого ни в чем обвинять, но считаю, что такому игроку, как я, надо доверять - или вообще не приглашать. В армейской команде я доверия не чувствовал, а вот в Италии, можно сказать, снова нашел себя. Вернулась уверенность, которую у меня отняли в предыдущем сезоне.

- ЦСКА по-прежнему имеет перед вами денежные задолженности?

- Да. Со мной до сих пор не рассчитались ни за позапрошлый сезон, ни за период, во время которого команду спонсирует ОНЭКСИМ-банк. Я разговаривал на эту тему с руководством клуба, мне обещали, что задолженность будет погашена, однако воз, как говорится, и ныне там.

- Если не секрет, ЦСКА вам много должен?

- Если посчитать все вместе, то долг очень большой. Что я собираюсь предпринять в сложившейся ситуации? Боюсь, на порядочность людей теперь уже трудно надеяться.

- Думаете, плакали ваши денежки?

- (Смеется.) Не знаю, не знаю... Конечно, буду пытаться вернуть свое - надежда-то умирает последней.

ЖЕЛАНИЯ ИГРАТЬ В РОССИИ ПОКА НЕ ИСПЫТЫВАЮ

- Вы успели поиграть в Испании и Турции. В чем, на ваш взгляд, основное отличие между чемпионатами этих стран и итальянским?

- В Италии все организовано более профессионально. Мне сейчас трудно судить об Испании, но если говорить о Турции, где я выступал в прошлом сезоне, то итальянские залы, медицинское обеспечение и прочие условия для игроков в сравнении с турецкими - это небо и земля.

- А относительно баскетбола? По мнению многих специалистов, итальянский чемпионат сейчас сильнейший в Европе.

- Возможно, так оно и есть, учитывая выступление "Киндера" и "Тимсистем" в Евролиге. Для меня несомненно, что итальянский чемпионат входит в тройку сильнейших наряду с греческим и испанским. В Италии есть четыре команды, которые превосходят всех остальных в классе, но при этом и они не застрахованы от поражений в матчах с аутсайдерами. Та же "Гориция" еще до моего приезда одержала победу над "Киндером".

- Вы, конечно, следите за ходом Евролиги. Прокомментируйте, пожалуйста, выступление в ней вашей бывшей команды - ЦСКА.

- Думаю, в клубе все надеялись на большее, чем выход в первый раунд плей-офф. Однако слишком много было упущено в групповом турнире. Я не удивился тому, что ЦСКА так рано вылетел. Пройти "Эфес Пилсен", который к тому же имел преимущество своего поля, - задача трудновыполнимая.

- На кого бы вы поставили в нынешнем розыгрыше Евролиги?

- Сложно сказать. Не рискну назвать победителя, хотя один из моих прогнозов уже сбылся. После окончания групповых турниров я сказал массажисту "Гориции", что "Панатинаикос" проиграет "Тимсистем". Он в ответ лишь рассмеялся, но я был уверен в победе итальянцев. Слишком уж хорошо все складывалось для греческого клуба, а постоянно брать верх невозможно. Эх, жаль я не заключил пари на деньги.

- Контракт с "Горицией" у вас был рассчитан до конца сезона. Вы хотели бы остаться в этой команде?

- Не знаю, посмотрим. Конкретного разговора на этот счет пока не было, да и вообще я не спешу загадывать. Может быть, будут предложения поинтереснее из той же Италии. Мне здесь нравится - кухня классная, жизнь хорошая... Конечно, хотелось бы, чтобы и уровень моей команды был повыше.

- А снова поиграть в России не хочется?

- Честно говоря, большого желания пока нет. После того как поиграешь в нормальной стране, наша российская действительность выглядит, мягко говоря, курьезно.

Александр ФЕДОТОВ