Газета Спорт-Экспресс № 52 (1951) от 9 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

9 марта 1999

9 марта 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

50-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. ПЕРВЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ"

КАЗАЛОСЬ, ЧТО "МАКЛАРЕНЫ" - ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Субботняя квалификация - своего рода прелюдия к "Гран-при Австралии", оказалась зрелищем любопытным, но словно бы под копирку срисованным с аналогичного мероприятия годичной давности. С одной лишь разницей. В марте 1998 года обладатель поула Мика Хаккинен на "Макларене" опередил обладателя третьего места Михаэля Шумахера на "Феррари" на 0,757. На этот раз преимущество финна выросло почти вдвое!

Смело можно сказать, что подобного эффекта не ожидал никто. Конечно, как мы уже выяснили, в современной "Формуле- 1" результаты зимних тестов не обозначают практически ничего, но все-таки какие-то, хотя бы приблизительные, выводы из них делать можно. Год назад преимущество "серебряных стрел" на зимних тестах было подавляющим, поэтому к их тотальному превосходству на первом этапе 49-го чемпионата мира пелотон был морально подготовлен. Минувшей же зимой "чемпионат по тестам" выиграл отнюдь не Хаккинен, а Ярно Трулли на "Прост-Пежо", показавший в Барселоне лучший суммарный результат 1.21,090. Хаккинен остался только третьим (1.21,141), пропустив вперед еще и Рубенса Баррикелло на "Стюарт-Форд" (1.21,140), его партнер Дэвид Култхард был 5-м (1.21,468), таким образом, Михаэль Шумахер, за единовременное свое появление в Испании сумевший показать 1.21,690, отставал от финна всего-то на полсекунды. Поэтому когда уже в пятницу маклареновцы "повезли" ближайшему преследователю (а им был отнюдь не Шумахер, а Баррикелло!) секунду с хвостом, паддоки оказались слегка в шоке.

К тому же, словно по команде, кончились все преследовавшие чемпионов на тестах технические проблемы. Достаточно сказать, что Хаккинен и Култхард были практически единственными гонщиками в пелотоне, на чьих МР4/14 в пятницу и субботу ничто само по себе не ломалось. А вот "Феррари" F399 словно бы задалась целью наверстать упущенное. Впрочем, это касается в основном машины двукратного чемпиона мира. Вторая "Феррари" вела себя почти паинькой, хотя и была, по словам ее пилота Эдди Ирвина, слишком медленной.

Хаккинен же с Култхардом и не думали жаловаться на машину. Дэвид своим последним хронометрируемым кругом отобрал первую строчку у Мики (1.31,971 против 1.31,985), признавшись позже, что всю (!) тренировку проездил на одном-единственном комплекте резины (новый "Бриджстоун" по жесткости и малой снашиваемости, как говорят, теоретически позволяет пройти гонку без смены колес). Хаккинен же, за дюжину минут до конца напугавший очевидцев своим вылетом в последнем повороте перед прямой "старт-финиш", в результате которого целым на МР4/14 остался только кокпит, усмехнувшись, сказал: "Я зашел в поворот на слишком высокой скорости, потому и улетел. Но я задался целью найти границу допустимого - с этой машиной и на этой резине - риска. И теперь точно знаю, где она пролегает".

Так что уже во время двух пятничных часовых тренировочных серий "Макларен" успел подготовить кулуары "Гран-при Австралии" к своему квалификационному триумфу. Но, думаю, нокаута, последовавшего во второй половине дня субботы, никто не ожидал.

Утром на второй двухсерийной тренировке (дважды по 45 минут, если кто забыл) Хаккинен отобрал первую строчку протокола у Култхарда 1.30,324 против 1.30,969, остановившись всего лишь в 0,314 от своего прошлогоднего поула. Третий, коим был снова "Стюарт", но на этот раз Джонни Херберта, отстал от финна на 1,2, Шумахер, показавший 6-е время после Хилла (1.32,661) и Вильнева (1.32,717), -на 1,4.

Квалификация началась примерно на четверть часа позже обычного. Ее никто и не думал откладывать, просто первый болид ("Стюарт" Херберта) появился на трассе лишь в 13.15 по местному времени. Джонни первым попробовал освоить поул -1.33,594. Но было ясно, что с такими секундами он тут долго не продержится. Очень быстро его оттуда скинул дебютант-возвращенец Занарди - 1.33,560, сделавший четыре подряд быстрых круга. На 25-й минуте боксы покинул Баррикелло - и это было уже 1.33,118.

Лишь около 13.30 боксы покинул "Макларен" под первым номером. Первый круг Мики оказался смазан - на первом секторе под колесами возник Трулли. Но второй был уже безупречен - 1.31,063. Остальные могут отдыхать! Вторым быстро пристроился "Макларен" под номером два - 1.31,181 Култхарда.

Во второй раз финн и шотландец вернулись на трассу уже в конце часа - за тем, чтобы на последних минутах, и даже секундах устроить великолепный фейерверк и напрочь испортить настроение соперникам, в первую очередь Шумахеру.

Двукратный чемпион мира сражался за право выйти на старт первой гонки сезона третьим. И с кем! С Баррикелло!!! При этом нужно сказать, что с трудом унес ноги от "следующего Сенны". Вот серия бразильца - 1.32,456 - 1.32,148, а вот серия немца - 1.32,144 1.31,781. Лишь однажды на какое-то мгновение третьим побывал Вильнев - 1.32,888, но этот отчаянный круг канадца так и остался его лучшим, но принес в итоге только 11-е место.

Остальные сражались за места после 4-го. Мог преуспеть Хилл, но на его последнем летучем круге, который англичанин сумел хорошо начать, вывесили желтые флаги. В итоге свой сотый "Гран-при" Хилл начинал только 9-м, что не могло не вонзиться занозой в самолюбие Дэмона, если учесть, что Френтцен стал 5-м, выиграв у него чуть не полсекунды, а ведь до квалификации Хилл смотрелся, пожалуй, побыстрее немца. На последних секундах сессии Ирвин мог оттеснить не только Френтцена, но и Баррикелло, и даже Шумахера: он шел с полусекундным преимуществом над графиком Михаэля, но ошибся и вместо третьего места на поле угодил в траву.

Борьбу за поул вели только двое. Хаккинен и Култхард. Вели красиво, с отчетливым психологическим подтекстом. На последних минутах шотландец выдал серию 1.31,064 и сразу же 1.30,946. Первый результат финн, шедший по трассе метров на 300 - 500 позади партнера, проигнорировал, а вот на последний ответил. И как! Шла последняя минута квалификации, и Дэвид уже праздновал поул, когда Хаккинен начал отсчет своего финального летучего круга. Первую треть прошел точь-в-точь, как Култхард, - за 30,343, на второй вырвался вперед на 0,174, а на финише привез партнеру 0,484!

Это была яркая и, как мне кажется, осознанная демонстрация силы действующего чемпиона мира. Так что можно быть уверенными - внутри "Макларена" уже идет, может быть, не слишком бросающаяся в глаза внутренняя психологическая битва. И Хаккинен имеет в ней преимущество. По крайней мере - пока.

Первым вопросом, который услышали Мика и Дэвид на пресс-конференции, был, естественно, вопрос о вероятных взаимных уступках "а ля 1998 год". Напомню, что на "Гранпри Австралии" 1998 года пилоты заключили между собой джентльменское соглашение:

кто первым войдет в первый поворот, тот имеет приоритет на победу в гонке.

- Как на этот раз - снова ждать "соглашения о первом повороте"?

Мика, улыбаясь, обернулся к Дэвиду: "Как думаешь?"

- Только в том случае, если выигрывать буду я, - немедленно отреагировал шотландец.

Посмеялись. После чего финн полушутя сказал: "Мы расскажем вам завтра. Может быть..."

- Мика, вы довольны результатом квалификации?

- Больше, чем я, будьте уверены, - Култхард ответил быстрее партнера.

- Сейчас - да, - улыбаясь, перехватил-таки эстафету финн. Но не во время квалификации, потому что Дэвид своим последним кругом задал мне задачку!

- Удивлены ли вы столь большим преимуществом над Дэвидом - почти полсекунды?

- Тот же вопрос вы задавали мне год назад. Тогда я ответил: нет. Сейчас отвечу то же самое. Это комфортное преимущество, но квалификация - не гонка. Очков за нее не дают.

- Дэвид, вы были уверены, что поул ваш?

- Был, - честно ответил шотландец. - Но когда выяснилось, что еще один быстрый круг я засечь не успеваю, все, что я мог, это сидеть и ждать. Правда, был несколько удивлен, что Мике понадобилось столько времени, чтобы проехать по-настоящему быстро. Однако у меня нет ощущения, что мы достигли скоростного предела МР4/14. К тому же не думаю, что наше преимущество над остальными соответствует действительности. В отличие от прошлого года, когда лучшее время показывалось на первом круге на свежей резине, нынче чем больше кругов ты проехал, тем лучше работают покрышки. Так что мы просто не успели оторваться еще дальше.

Шумахер даже не пытался скрывать, что расстроен.

- Мы не смогли как следует распорядиться потенциалом, имеющимся у нашей машины, сказал он. - К тому же столкнулись с проблемами, которых никак не ожидали. Буду сильно удивлен, если за ночь до гонки нам удастся их как-то локализовать, но в сезоне не одна, а 16 гонок, так что пока расстраиваться не спешу. Из-за одной неудачи списывать весь сезон - это не мой стиль. По-прежнему уверен, что мы имеем громадный потенциал. Результаты зимних тестов не могут быть настолько ложными!

Год назад "Феррари" преуспела в реализации поставленной на межсезонье цели. Обогнала "Уильямс". Но вот беда - объект преследования был выбран неверно. Хотя та ошибка лично мне малопонятна, ведь нужно было быть абсолютно невосприимчивым ко всем внешним раздражителям, чтобы прозевать "Макларен"! Минувшей зимой Скудерия прицелилась более точно. Но... Артиллеристы сказали бы: недолет. Судя по всему, нас ждет эдакий римейк 98-го: впереди два "Макларена" - и Михаэль Шумахер, ведущий неистовую, на грани рокового срыва, погоню. При этом, как мне кажется, задача последнего усложняется. Ведь за спиной Шумахера ой как тесно...

Как сказал Эдди Джордан: "Если они ("Макларен". - О.Л.) завтра в чем-нибудь ошибутся, нас ждет любопытная гонка. Если нет, то гонок будет две. Одна для "Макларенов", другая - для всех остальных. Мы хотим выиграть гонку В".

Ольга ЛИНДЕ