Газета Спорт-Экспресс № 45 (1944) от 27 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

27 февраля 1999

27 февраля 1999 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

СУПЕРЛИГА

ОТСТАВКА СИДЯКИНА САРАТОВ НЕ УДИВИЛА

За два дня Саратов лишился главных тренеров двух своих ведущих команд. Сначала уволили Владимира Федотова, работавшего в футбольном "Соколе", а затем получил расчет Александр Сидякин, возглавлявший "Автодор" с августа прошлого года.

ВТОРОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ В "АВТОДОР" ЗАКОНЧИЛОСЬ ТАК ЖЕ, КАК И ПЕРВОЕ

Если отставка Федотова стала в городе настоящей сенсацией, то увольнение Сидякина таковой не явилось. При теперь уже бывшем наставнике "Автодор" проиграл за неполный сезон 17 матчей - столько поражений волжане не терпели за два предыдущих года, вместе взятых. Пусть "Автодор" дебютировал в Евролиге, где вероятность неудач резко возросла - в любом случае баскетбольный Саратов каждое поражение воспринимал очень болезненно. За последние 3 года "Автодор" приучил своих поклонников к тому, что любое поражение - это ЧП, а уж домашнее - тем более. И когда любимцы Саратова начали проигрывать одну встречу за другой, причем исключительно в концовках, ничего, кроме растущего раздражения, у болельщиков это не вызывало. К тому же баскетбол в городе является престижным видом спорта. На "Автодор" ходит городская элита - мэр, губернатор, президент того же "Сокола"...

При Сидякине команда установила национальный (11 поражений подряд в Евролиге) и повторила клубный (7 неудач кряду с учетом игр внутреннего чемпионата) антирекорд. Словом, Саратов давно ждал увольнения тренера, которого еще 5 лет назад просто боготворил. Ведь именно с именем Сидякина связан первый крупный успех "Автодора". Работая тренером-консультантом в дуэте с Сергеем Мокиным, который был главным скорее номинально, Сидякин привел "Автодорожник" к серебру в российском чемпионате-93/94. И - ушел в латышский "Бонус". А через год вернулся в Саратов уже главным тренером. В тот сезон от Сидякина ждали чудес - выхода в едва образовавшуюся Евролигу, попытки посягнуть на чемпионство. Тогда не вышло, и Сидякин опять уехал в Латвию. Не получилось и сейчас, когда он возвратился в команду вторично.

Больше всего болельщиков раздражало, что в распоряжении тренера была на старте сезона неплохая - хотя бы по именам - команда. Тогда, напомню, Андрей Сепелев не попадал в заявку "Автодора" на матчи Евролиги. Но, увы, столь мощный состав: Нвосу, Фетисов, Эйникис, братья Пашутины, Штелмахерс, Хижняк, Чикалкин, Хряпа, Сепелев, Милосердов - славы на международной арене не снискал. И все завершилось тем, что всегда бывает, когда команда проигрывает чаще, чем выигрывает, - отставкой тренера.

У РОДИОНОВА НЕ ОСТАЛОСЬ АРГУМЕНТОВ В ЗАЩИТУ ТРЕНЕРА

Раньше царем и богом в "Автодоре" был Владимир Родионов. Он и сейчас фактически в одиночку определял клубную политику, подбирал игроков и решал почти все организационные вопросы. Однако увольнение Сидякина открыло новую страницу в истории саратовского клуба. Если называть вещи своими именами, то тренера уволили по рекомендации губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Страшный поклонник спорта, он до поры до времени не вмешивался в дела клубов. Но, похоже, после неудач "Автодора", для которого областное правительство специально построило спорткомплекс "Звездный", терпение первого лица области лопнуло. Аяцков побывал в Москве на матче ЦСКА - ПАОК, и игра армейцев произвела на главу губернии сильное впечатление. Участь Сидякина была решена. Родионов перечить не стал, тем более что у него уже были исчерпаны аргументы в защиту тренера.

Владимир РОДИОНОВ,президент и главный тренер "Автодора":

- Сидякин не добился результата: мы были обязаны сохранить для города и области место в Евролиге. Состав-то собрали способный на гораздо большее, чем 3 победы в 16 матчах.

- На вас, насколько мне известно, давно давили, требуя отставки Сидякина. Почему же вы так долго тянули с ней, несмотря на неудачи?

- У меня нет претензий к Сидякину как к тренеру-профессионалу. Дело свое он знает. Но есть два момента, которые сгубили Александра Ивановича. Во-первых, он был в Евролиге новичком и учился на ходу, как и вся команда. Эта учеба дорого нам обошлась. При расставании я посоветовал Сидякину больше не работать в клубах типа третьей-четвертой команд латвийского чемпионата. Он только теряет свою квалификацию, опускаясь на такой уровень. А во-вторых, Сидякин не сумел найти контакта с командой.

- Что вы под этим подразумеваете?

- Получалось так: игроки приходили в зал и делали свою работу. Сидякин тоже приходил в зал и тоже делал свою работу. И тренер, и баскетболисты трудились высоко профессионально - в этом плане у меня претензий нет. Но, отработав, они расходились в разные стороны. Получалось, что тренер - сам по себе, а команда - сама по себе. Возможно, в западных клубах такой подход приемлем. Однако "Автодор" всегда отличался особой обстановкой, своими духом и укладом, отличавшими нас от других команд. Ничего подобного на сей раз не было.

- А регулярные поражения в концовках сказались на судьбе Сидякина?

- А вы как думаете?

- Думаю, что сказались.

- На баскетбол люди приходят болеть за свою команду. Пусть многие из них не специалисты, но даже они понимают, что уступить на последних секундах - самое обидное, что может быть в игре. Мне за эти поражения в 3-4 очка не раз выговаривали, требуя уволить Сидякина.

- Так почему же не увольняли?

- Во-первых, положительный момент в работе Сидякина все-таки был: мы наконец научились защищаться - это видно любому. А во-вторых, приглашая Сидякина на работу, я дал ему карт-бланш минимум на год. Поэтому всеми силами старался оградить его от всяческих нападок. Но в какой-то момент и мои аргументы оказались исчерпанными. Областная администрация признала наш результат в Евролиге неудачным.

ФИНАНСОВЫЕ ТРУДНОСТИ БЫЛИ, НО ДЕЛО ВСЕ-ТАКИ НЕ В НИХ

- У "Автодора" в ходе сезона возникали финансовые трудности. Это тоже сказалось на результате?

- Может быть. Хотя, когда игроки выходят на площадку, они меньше всего думают о деньгах. И потом, трудности преодолимы. С Сидякиным, например, я полностью рассчитался. Будут погашены и все долги игрокам. В общем, деньги никакого отношения к этой истории не имеют.

- Вы стали главным тренером. Будете сами проводить тренировки?

- Это как получится. Все-таки бизнес для меня важнее, и если я не буду заниматься им, то и классного баскетбола в Саратове не будет. Кстати, нежелание вновь становиться тренером - еще одна причина того, что я как мог защищал Сидякина.

- Как теперь будет осуществляться тренировочный процесс?

- Я хочу пригласить тренера-консультанта, который будет отвечать за эту работу наравне со мной. А игры буду вести сам и всю ответственность за результаты возьму на себя. Другого выбора в сложившейся ситуации у меня просто нет.

- Совмещение двух постов будет временным?

- Только до конца сезона. В прошлом году я натренировался (напомним, что тогда Родионов сам уволил Римаса Эндрияйтиса и занял его пост. - "СЭ") на много лет вперед.

УВОЛЬНЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Саратов в эти дни переживает настоящую кадровую революцию. Позавчера расстался со своим постом вице-губернатор Вячеслав Володин, курировавший именно баскетбол. Кстати, в саратовской областной администрации редкий высокопоставленный чиновник не отвечает за какой-нибудь вид спорта. Мэр, например, является президентом мини-футбольного клуба, а губернатор возглавляет областную федерацию велоспорта. Володин, правда, уехал в Москву - как бы на повышение. А вот областной министр спорта Андрей Россошанский, возможно, покинет свой пост и будет заниматься предвыборной кампанией губернатора, что вообще-то является понижением в должности. Впрочем, это естественно для региона, где спорт - часть государственной политики. Если баскетбол и футбол любимы властью, это зачастую оборачивается отставками.

СИДЯКИН ПЫТАЕТСЯ ПОНЯТЬ, ЗА ЧТО ЕМУ УКАЗАЛИ НА ДВЕРЬ

Разговорить Александра Сидякина не удалось. Бывший главный тренер "Автодора" заявил, что обсуждать свою отставку пока не готов и лишь пытается проанализировать ситуацию. Однако на некоторые общие вопросы, не вдаваясь в детали, Сидякин все-таки ответил.

- Отставка явилась для вас неожиданностью?

- Конечно. И сейчас я стараюсь понять, что же послужило ее причиной.

- Но ведь "Автодор"-98/99 под вашим руководством проиграл 17 матчей.

- Не думаю, что все надо сводить к турнирным неудачам. Поражение поражению рознь.

- То есть, "Автодор" пока в принципе не готов играть с сильнейшими клубами Европы?

- Дело не в этом. Надо посмотреть, при каких обстоятельствах решались поставленные перед командой задачи. Достаточно вспомнить большое количество травм, болезней, наш уровень подготовки. Более конкретно пока сказать ничего не могу.

- Президент "Автодора" Родионов считает, что у вас не было необходимого контакта с игроками.

- У каждого человека может быть свое мнение. Возможно, Родионов именно в этом и видит причину неудач. Но я бы сначала разобрался во всем с баскетбольной точки зрения. Если в этом плане все было сделано правильно, то, значит, действительно надо поискать причины в человеческих взаимоотношениях.

- Чем вы будете заниматься дальше?

- Никаких планов нет - все произошло очень неожиданно. Надо сначала во всем разобраться.

- Вы уже трижды приходили в "Автодор" и каждый раз покидали команду. Возможна ли четвертая попытка?

- Никогда нельзя сжигать все мосты. В жизни всякое может случиться. Тем более что лично у меня остались прекрасные отношения как со всеми игроками, так и с руководством клуба.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ, Павел ОСИПОВ