Газета Спорт-Экспресс № 39 (1938) от 20 февраля 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

20 февраля 1999

20 февраля 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ВЫСШИЙ ДИВИЗИОН

Андрей CAMOPУKOB

НЕ ОЖИДАЛ, ЧТО ЯКОВЕНКО УКАЖЕТ МНЕ НА ДВЕРЬ

Новый наставник "Уралана" Павел Яковенко, возглавив команду, неожиданно для многих принял решение расстаться с двумя кавалерами ордена "Герой Калмыкии" - хавбеком Александром Игнатьевым и вратарем Андреем Саморуковым. С первым отношения Яковенко выяснил еще в декабре, а вот Саморуков долгое время готовился к сезону именно в "Уралане". Но вдруг он узнал, что больше в его услугах элистинская команда не нуждается. Домой Саморуков отправился прямо с Кипра, где уралановцы до сих пор проводят небывалый по длительности сбор. Однако долго без команды вратарь не сидел. Сейчас он находится на просмотре в "Динамо", которое в прошлое воскресенье улетело на сбор в Болгарию.

- Как думаете, почему Яковенко отказался от ваших услуг?

- У каждого тренера - свое видение игры. Стало быть, Яковенко посчитал, что в предстоящем сезоне я ему не помощник. Что ж, это его право, в конце концов именно Яковенко будет отвечать за результат, который покажет "Уралан". Другое дело, он мне мог сразу сказать, что я не нужен. Получилось, что промучил меня два месяца и отправил восвояси.

- И все-таки, в чем причина такого решения тренера?

- Может быть, я слишком возрастной игрок, а Яковенко решил создать новую молодую команду. Однако мне лишь 28 лет, а для вратаря, согласитесь, это - не возраст. Обид у меня нет никаких, поскольку каждый сам выбирает дорогу, которой идет.

- Вместе с вами из расположения "Уралана" уехали еще 13 футболистов. Среди них были те, кто выступал в Элисте в прошлом году?

- Да, защитник Валерий Иванов, игравший при Шевченко одну из ключевых ролей, а также Лухвич.

- Еще раньше, после окончания сезона, "Уралан" покинули едва ли не все ведущие игроки. Это был единый порыв?

- Общаясь между собой, некоторые ребята говорили: если в команду придет Яковенко, мы здесь не останемся. Однако среди ушедших были и люди, которые связывали свои дальнейшие планы с элистинским клубом. Почему они ушли из команды, сказать не берусь.

- Вы ведь тоже не собирались покидать "Уралан"?

- У меня такая ситуация. Я жил в Волгограде, который стал для меня родным городом. Элиста расположена сравнительно недалеко. Уходить я действительно не собирался, тем более что перед началом подготовки разговаривал с Яковенко и тот дал понять, что рассчитывает на меня. И вдруг на Кипре вызвал и сказал, что в "Уралане" я смогу быть только третьим номером - после Луценко и Алексеева. Признаюсь, для меня это стало неожиданностью. Ведь тем самым Яковенко дал понять, что я ему не нужен.

- Подготовка элистинцев к сезону покрыта завесой тайны. Можете сказать, что представляет собой ваша бывшая команда?

- Яковенко желает создать мобильный, подвижный коллектив. Ему хочется, чтобы футболисты могли навязать соперникам борьбу на всех участках поля. В общем, на манер киевского "Динамо". Можно гарантировать, что физически "Уралан" к началу сезона будет готов весьма неплохо.

- Но "физика" в футболе определяет далеко не все.

- Ну мы и с мячами довольно много тренировались, причем на предельных скоростях.

- Как считаете, на что может рассчитывать "Уралан" в наступающем сезоне?

- Заранее трудно предположить. Честно говоря, на этот вопрос не могу ответить.

- А почему так велика миграция в команде? В Аянапу к "Уралану" привозят и увозят футболистов целыми порциями.

- Видимо, Яковенко хочет свести вероятность ошибки к минимуму. Потому-то и просматривает столько людей, тем более что Кипр - безвизовая страна.

- ...Где можно без перерыва находиться аж два месяца с лишним.

- К футболистам же жены приезжали, поэтому им было не так тяжело психологически. Что же о причинах столь длительных сборов на Кипре, то, видимо, это от желания не тратить время на переезды, не менять климатические условия, а где-то - и от экономии средств.

- Но в России в начале апреля совсем иной климат, чем на Кипре в феврале - марте. Когда-то же надо адаптироваться и к нашим условиям?

- Мне кажется, что скоро "Уралан" сменит место дислокации. Впрочем, это лишь предположение.

- Какие у вас останутся воспоминания о времени, проведенном в Элисте?

- Год в "Уралане" могу записать в актив. Разве можно забыть победу над "Спартаком", которая стала огромным событием для всей Калмыкии? Тогда я взял пенальти, пробитый Титовым на последней минуте, и "Уралан" победил - 1:0. Когда Илюмжинов на приеме объявил, что появились два новых кавалера ордена "Герой Калмыкии", я сначала не поверил. Но Илюмжинов - человек слова. Через несколько дней нам с Игнатьевым в торжественной обстановке были вручены награды.

Команда в Элисте была неплохая, и мы, считаю, показали хороший результат в год дебюта в высшем дивизионе. А если бы должным образом укрепились в период дозаявок между кругами, как этого хотел Виталий Шевченко, то вполне могли бы занять место выше седьмого. Посмотрите, ребята, которые играли в прошлом году за "Уралан", в межсезонье пошли нарасхват: Смертин - в московском "Локомотиве", Кормильцев - в киевском "Динамо", Бахтин - в "Ростсельмаше", а Дурнев и Игнатьев ушли вслед за Шевченко в "Торпедо".

- А вас, кстати, он с собой не звал?

- В торпедовском клубе с вратарями вопрос был уже решен. Шевченко же брал людей на позиции, которые, по его мнению, нуждались в усилении.

- В высшем дивизионе вы поиграли за "Текстильщик", "Ротор", "Уралан". Какой этап карьеры считаете наиболее удачным?

- Сравнивать нелегко. Яркие впечатления остались от выступления в Камышине. Мы заняли четвертое место, завоевали право участвовать в Кубке УЕФА, чего от нас никто не ожидал. Павлов поверил в меня и дал мне шанс. Я ему за это очень благодарен.

- А сейчас, когда вы на какое-то время оказались не у дел, Павлов не звал вас в "Сатурн"?

- Нет, никаких контактов с ним не было.

- Вы ведь москвич, не так ли? Но в профессиональных командах родного города еще не выступали.

- Увы, так сложилась моя судьба. А ведь я воспитанник столичной школы Советского района, играл в ФШМ. Затем уехал в Воронеж, а перед началом сезона-92 Газзаев позвал в московское "Динамо" меня и полузащитника Олега Елышева. Но зимой на тренировке в манеже я получил травму. А в "Динамо" в то время были Клейменов и Сметанин. Подумал, что особых шансов получить место в основном составе у меня нет, и согласился на переезд в Камышин, куда меня сосватал Сергей Савченков. После этого два года играл за "Текстильщик" в высшей российской лиге.

- Теперь вас вторично пригласили в "Динамо" - спустя семь лет. Как это произошло?

- Я сам связался с представителем команды, сказал, что свободен, а мой контракт с "Ураланом" истек. Мне предложили поехать на сборы. Что ж, буду доказывать, что достоин носить динамовскую футболку. Знаю, что в команде есть еще вратари, но это обычная рабочая ситуация. Пока сезон не начался, все равны, шансы есть у каждого, так что все зависит от тебя самого. Не буду кривить душой - хотелось бы остаться в динамовской команде.

Максим КВЯТКОВСКИЙ