Газета Спорт-Экспресс № 286 (1895) от 23 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

23 декабря 1998

23 декабря 1998 | Футбол - «Пас из-за границы»

ФУТБОЛ

НАШИ ЛЕГИОНЕРЫ В ПОСЛЕДНЕМ ТУРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕМПИОНАТОВ

Георгий КИНКЛАДЗЕ

К АМСТЕРДАМУ ТАК И НЕ ПРИВЫК

В Грузии прекрасно понимают: сборная без Георгия Кинкладзе - это уже не та сборная: большие задачи такой команде не по плечу. Кинкладзе - тот футболист, который в тяжелый момент может взять на себя бремя лидера, игрок, определяющий лицо команды. Он может простоять весь матч, но взорваться и сотворить чудо.

И надо же: у такого блестящего игрока никак не ладятся клубные дела. В "Манчестер Сити" он, конечно, был безоговорочным лидером, но команда опускалась все ниже и ниже. Перейдя в "Аякс", он фантастически сыграл в контрольных матчах с "Кельном", менхенгладбахской "Боруссией", "Копенгагеном" - почти всем забивал фирменные голы, обманывал по пути пять-шесть соперников и резаным ударом перебрасывал мяч через вратаря. Когда начался чемпионат Голландии, Кинкладзе оказался на левом фланге вместо знаменитого Микаэля Лаудрупа. Главный тренер "Аякса" датчанин Мортен Ольсен требовал от грузинского легионера выполнять функции чистого крайнего нападающего, но диапазон действий сужался, и в турнире он не забил ни одного мяча. А потом возник конфликт с наставником, и Кинкладзе оказался на скамье запасных.

- Почему же у вас не сложились отношения с Ольсеном?

- Отыграв около десяти матчей в первенстве Голландии на левом фланге, я понял, что теряю лучшие качества, и заметил это в разговоре с Ольсеном. Но он даже не хотел слушать: в "Аяксе" на месте плеймейкера играет любимец публики Литманен, и тренер ни за что не хотел ставить меня на его место. Впрочем, сделать это и впрямь было невозможно - амстердамская публика ни за что не простила бы Ольсену замены ее кумира.

- И понимая это, вы все равно пошли на конфликт?

- Это был не конфликт даже, а душевный порыв. Ольсен выгонял меня на фланг, что портило мою культуру паса, прорывы, комбинации и маленькие футбольные хитрости. То есть все, чем я был силен. Мне очень надоело сновать по краю туда-сюда.

- Но ведь когда вы дали согласие на переход в "Аякс", наверняка знали, кто играет здесь на вашем месте.

- Ольсен дважды специально вызывал меня из Англии, объяснял тактику и схему "Аякса", говорил, что продает Литманена и ставит меня на его место. Передо мной должен был играть Арвеладзе, и своей главной обязанностью я считал снабжать его голевыми пасами. Я был ужасно рад такому повороту судьбы. Но вдруг выяснилось, что Литманен остается еще на год, и меня послали на фланг, связав по рукам и ногам. Я долго ждал, но потом взбунтовался и поставил вопрос ребром: или буду играть на месте плеймейкера, или останусь в запасе, хотя заранее знал, что Ольсен останется верен себе.

- Но ведь за вас "Аякс" заплатил баснословную сумму - пять миллионов фунтов стерлингов, за такие деньги здесь еще никого не покупали. Помнится, когда вы подписали контракт, Ольсен сказал: "Моя мечта сбылась. Я купил этот бриллиант. У Кинкладзе еще не было шанса сыграть в сильной команде и выложиться полностью, и я ему этот шанс предоставлю".

- Действительно, столько "Аякс" не платил ни за кого. Когда президенту клуба Микаэлю Ван Праагу задали вопрос насчет этой гигантской суммы, он ответил, что денег на ветер не бросает. Да и Ольсен был со мной на первых порах весьма обходителен, любовался моими финтами и прорывами. В контрольных матчах, когда я перемещался с фланга в центр, раздавая пасы или обыгрывая соперника, тренер, правда, кричал с кромки: "Кинки, не оставляй свою зону", но я пропускал это мимо ушей. Когда начался чемпионат, датчанин стал реагировать на это совсем иначе: беситься и орать.

- А что Литманен?

- Он очень хороший парень, дружелюбный и охотно играющий в пас... Но только до штрафной площади! Но я в жизни не видел футболиста, который так возится с мячом в штрафной. Он в Амстердаме как король. Даже если за целый матч не сделает ничего, публика после игры его все равно приветствует: "Яри, ты - лучший!"

- А как наш соотечественник Арвеладзе? После того как он получил травму, "Аякс" стал проигрывать один матч за другим, что в конце концов привело к отставке Ольсена.

- В Амстердаме уже поняли: лучший игрок команды - Арвеладзе. Весь штат "Аякса" и фаны молят Бога, чтобы он поскорее оправился от тяжелой травмы. С чемпионским титулом нам, правда, придется расстаться, поскольку отстаем от "Фейеноорда" уже на 9 очков. Кстати, в последнем туре мы вели, встречаясь с ним в Роттердаме, но хозяева счет все же сравняли. Арвеладзе там так и не вышел на поле, и, как говорят врачи, ему предстоит операция.

- А про вас ходят слухи, что вы мечтаете вернуться в Англию и даже ведете переговоры с некоторыми клубами?

- Это действительно так. Не только веду переговоры, но даже летал в Англию. Назвать же клуб, извините, не могу.

- Есть информация, что вами интересуются "Ливерпуль", "Эвертон" и шотландский "Селтик".

- Я все-таки не буду называть конкретные клубы, но названные вами действительно интересуются мной. А перейду я туда, где мне предоставят лучшие условия. К Амстердаму я никак не могу привыкнуть - тянет в Англию. Думаю, именно там играют в самый лучший футбол, потому и мечтаю вернуться.

- С приходом на пост главного тренера "Аякса" Яна Воутерса ситуация с вами не изменилась?

- Я бы не сказал, хотя последние матчи я пропустил все-таки из-за травмы, а не по капризу нового тренера, с которым на днях выяснил взаимоотношения. Но повторяю, тянет в Англию - где я буду играть, узнаете совсем скоро...

Однажды, когда Кинкладзе играл еще в тбилисском "Динамо", я гостил у него. Пока сам он был на тренировке, его отец Робинзон и мать Хатуна показали мне комнатку Георгия. Мое внимание привлекла старая фотография Йоханна Кройфа, которая висела прямо над кроватью. Кинкладзе боготворил Летучего Голландца и ежедневно по нескольку раз прокручивал на видео игры с его участием. И вот судьба: за маленького Кинки заплатили такую сумму, которая великому Кройфу даже не снилась. Но увы: проявить себя в "Аяксе" Кинкладзе так и не смог.

Мамука КВАРАЦХЕЛИЯ

Тбилиси