Газета Спорт-Экспресс № 259 (1868) от 20 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

20 ноября 1998

20 ноября 1998 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ

БРАЗИЛИЯ - РОССИЯ - 5:1

АВТОРИТЕТ СБОРНОЙ УПАЛ ТАК НИЗКО, ЧТО ДАЖЕ ПОРАЖЕНИЕ СО СЧЕТОМ 0:10 УЖЕ НИКОГО БЫ НЕ УДИВИЛО. И ЭТО САМОЕ СТРАШНОЕ!

15 июня 1980 года сборная, руководимая Константином Бесковым, обыграла Бразилию со счетом 2:1. Да еще впервые, да еще в Рио-де-Жанейро на легендарной "Маракане" на глазах у 130-тысячной торсиды.

На следующий день меня, освещавшего в Неаполе финальные игры первенства Европы, поздравляли коллеги из разных стран мира и при этом искренне сожалели, что лишены возможности увидеть в Италии "такую команду"!

Летом 2000 года сборной России, как видно, не суждено показать себя в финале нынешнего чемпионата Европы. Однако смею предположить, что в Голландии и в Бельгии, как и на последнем мировом первенстве во Франции, не будут сожалеть по этому поводу ни организаторы турнира, ни футбольные эксперты, ни журналисты, ни болельщики. Да и кому интересна команда, которая за год проводит три официальных матча и во всех трех терпит неудачу. Кому интересна команда, которая за три месяца умудряется проиграть шесть матчей подряд?!

И ведь не в Бурунди живем, где, кроме крокодилов и палящего солнца, ничего не осталось. И не на Фарерских Островах - среди скал и ледяной воды. Нет, все-таки нужно было обладать незаурядным талантом, чтобы развалить футбольную сборную в такой стране, как Россия, где футбол боготворят не меньше, чем в Бразилии. На недавний матч Лиги чемпионов "Спартак" - "Интер" в морозный ветреный вечер в Лужниках собралось 83 тысячи зрителей. А вот на свою сборную в игре против самих чемпионов мира публики пришло почти втрое меньше. И это при природной склонности россиян к сопереживанию, к терпимости.

Но сколько можно испытывать их терпение? Авторитет сборной и наше терпение с каждым годом иссякают. Мы были разочарованы ее выступлением на ЧЕ-92, где она не пробилась в полуфинал, но при этом не позволила себя обыграть ни чемпионам мира - немцам, ни чемпионам Европы - голландцам. Нам было не по себе, когда сборная не вышла из группы на ЧМ-94 в США, но на прощание хлопнула дверью, разгромив Камерун. Мы были опечалены, когда набрали лишь очко в своей группе на ЧЕ-96 в Англии, но вместе с тем достойно выглядели и во встрече с итальянцами, и в поединке с чехами, ставшими серебряными призерами.

Однако тогда нам и в кошмарном сне не могло присниться, что сборная России не пробьется в число 32 участников чемпионата мира во Франции из сказочно легкой отборочной группы. Впрочем, мы все-таки дотянули тогда до стыковых игр с Италией, и последняя надежда умерла в нас только в ноябре вместе с единственным голом Казираги на "Сан-Паоло" в Неаполе. Сегодня же в свете "достижений" новой сборной даже проигранная битва с Италией может вызвать ностальгические чувства. Столько антирекордов в советской и российской истории еще не устанавливала ни одна наша сборная. И оттого, что меня заранее предупредили - наш поезд без остановки в Бельгии и Голландии промчится дальше в Японию и Корею, - мне почему-то абсолютно не легче.

Когда я смотрю на нашу сборную в одном, другом, третьем матче, у меня ощущение, будто со мной говорят на совершенно непонятном языке - без переводчика не обойтись. Но в том-то и беда, что сегодня нет "переводчика", который бы по-русски объяснил, что происходит с нашей национальной командой. Правда, до самого главного я дошел без посторонней помощи. А заключается оно в том, в чем страшно признаться: сборной у нас попросту нет. Есть тренерский штаб, утвержденный исполкомом РФС, есть обслуживающий персонал, есть большая группа игроков, вызываемых на сборы и на матчи. Нет только одного - команды. И самое ужасное, что непонятно, когда она должна родиться, ибо к рождению нет никаких предпосылок.

За восемь лет мы ни разу не удосужились проанализировать, почему же нас преследуют одна неудача за другой. Вместо того чтобы докопаться до истинных причин, находили поверхностные, второстепенные. Между тем наша сборная по инерции катилась по наклонной плоскости вниз и наконец упала в пропасть. Нам бы взяться за руки и достать ее оттуда. Ан нет - у клубных тренеров свои проблемы, руководители российского футбола целиком поглощены выборами президента РФС - и кому эта сборная нужна?

Похоже, действительно никому. Даже болельщику, уставшему от безответной любви к ней. И вряд ли кто принял близко к сердцу поражение от четырехкратных чемпионов мира с разницей в четыре мяча, вряд ли кто испытал чувство разочарования и боли. Это уже давно внутри нас. Ну а 76 тысячам соотечественников Пеле, наблюдавшим за матчем в Форталезе, наверное, не верилось, что их сборной противостоит команда с родины Льва Яшина.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ