Газета Спорт-Экспресс № 245 (1854) от 3 ноября 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

3 ноября 1998

3 ноября 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1 от "СЭ"

49-й ЧЕМПИОНАТ МИРА В ЗЕРКАЛЕ ФАКТОВ И ЦИФР

Таблицу результатов смотрите в формате PDF

• В "Формуле-1" опыт пилота принято определять по числу проведенных им "Гран-при". Сейчас самым опытным является Жан Алези: "Гран-при Люксембурга" нынешнего года был его 150-й гонкой. Француз стал всего лишь 15-м пилотом за всю историю королевы автоспорта, преодолевшим столь солидный рубеж. Из ныне действующих пилотов места следом за Алези занимают его партнер по "Зауберу" Джонни Херберт (129), Михаэль Шумахер (117) и Мика Хаккинен (112). Два гонщика на старте следующего сезона присоединятся к "Клубу 100": 7 марта в Мельбурне свою 100-ю гонку проведет Дэмон Хилл, а 11 апреля в Сан-Паулу Рубенс Баррикелло - он станет 43-м пилотом в истории, шагнувшим на 100-ю ступень.

• Напомним, что больше всех гонок - 256 - провел в "Формуле-1" Риккардо Патрезе. Кроме него рубеж "200" преодолели еще трое: Герхард Бергер (210), Андреа Де Чезарис (208) и Нельсон Пике (204). Ален Прост остановился в шаге от почтенного рубежа.

• В этом году Мика Хаккинен восстановил нарушенную было традицию, согласно которой пилот, выигравший стартовую гонку сезона, на финише становился чемпионом мира: в 1997 году Жак Вильнев проиграл "Гран-при Австралии", но титул все же достался ему. До канадца начиная с 1991 года традиция соблюдалась.

• Мика Хаккинен стал пятым за последние восемь лет гонщиком, возглавлявшим общий зачет чемпионата со старта до финиша: в 1991-м это был Айртон Сенна, в 1992-м - Найджел Мэнселл, в 1994-м - Михаэль Шумахер и в 1996-м - Дэмон Хилл.

• Первый чемпионат мира "Формула-1" разыграла в 1950 году. За эти 49 лет в "Больших призах" принимали участие 643 пилота, из которых 506, пройдя квалификацию, затем участвовали в гонках. Наивысшее представительство имеет Великобритания - честь ее флага защищали 137 гонщиков, одержавших в общей сложности 169 побед в "Гран-при" и выигравших 12 чемпионских титулов. Следом по представительству стоят Италия (79-39-3), Франция (62-79-4), США (48-33-2) и Германия (40-35-2). В "Больших призах" ездили 22 швейцарца и 21 бельгиец, однако безуспешно, с точки зрения титулов, хотя первые сумели выиграть 7 гонок, а вторые - 11 (главным образом усилиями Жаки Иккса и Тьерри Бутсена). А вот как были представлены те нации, которые дали королеве автогонок остальных чемпионов мира: Аргентина - 20 (38-5), ЮАР - 20 (10-1), Бразилия - 19 (79-8), Австралия - 13 (26-4), Австрия - 12 (41-4), Канада - 12 (17-1), Новая Зеландия - 8 (12-1) и Финляндия, от которой выступали всего пятеро пилотов, зато двое из них стали чемпионами мира, выиграв при этом 14 гонок. Стоит отметить, что все пять чемпионских титулов для Аргентины выиграл Хуан Мануэль Фанхио, а все четыре французских на счету Алена Проста. Дюжина же британских корон была добыта усилиями восьми гонщиков.

ХАККИНЕН ТАК ЖЕ СТАБИЛЕН, КАК МЭНСЕЛЛ, ПРОСТ И СЕННА

Финиши вообще

Финиши в очках

Подиумы

Победы

Поулы

Общий %

ШУМАХЕР: 1994

10 (12)
62,5%

10 (12)
62,5%

10 (12)
62,5%

8 (9)
50%

6
37,5%

55%

1995

12
70,5%

12
70,5%

11
64,7%

9
52,9%

4
23,5%

56,4%

ХИЛЛ 1996

12
75%

12
75%

10
62,5%

8
50%

9
56,2%

63,7%

ВИЛЬНЕВ 1997

11 (12)
68,7%

11 (12)
68,7%

8
50%

7
43,7%

7
43,7%

54,9%

ХАККИНЕН 1998

13
81,3%

13
81,3%

11
68,7%

8
50%

9
56,2%

67,5%

Самый "свежий" из нового поколения чемпионов мира, начавшего нарождаться в "Больших призах" после эпохи Алена Проста и Айртона Сенны, - Мика Хаккинен - по праву может прибавить к своему досье еще один пускай неофициальный, но почетный титул "Мистер стабильность". Средний процент его успеха в сезоне-98 приближается к 70, а это очень высокий показатель. За этот рубеж в последние двадцать лет переваливали только трое, да и то в годы своих наивысших успехов: Найджел Мэнселл в 1992-м (14 поулов, 9 побед, 12 подиумов, столько же финишей в очках и финишей вообще, 73,7%), Ален Прост в 1993-м (13-7-12-13-14, 73,7) и Айртон Сенна в 1988-м (13-8-11-13-13, 72,5).

МЕРСЕДЕС" ВЕРНУЛСЯ НА ВЕРШИНУ СПУСТЯ 43 ГОДА

В нынешнем сезоне "Мерседес" завоевал свой 3-й чемпионский титул. В отличие от предыдущих двух (1954-55), которые немецкий концерн получил, выступая в "Формуле-1" своей собственной командой, нынешний достался немцам в качестве моториста. Непревзойденным лидером по этому параметру остается "Форд" - 13 титулов. Однако "Мерседес" принял участие всего в 93 "Гран-при", в то время как "Форд" - в 467, а "Феррари" - в 603. "Мерседес" славен еще и тем, что машина, оснащенная этим мотором, выиграла дебютный "Гран-при"!

13

"ФОРД"

9

"ФЕРРАРИ"

5

"ХОНДА"

5

"РЕНО"

4

"КЛАЙМЕКС"

3

"ПОРШЕ"

3

"МЕРСЕДЕС"

ЭРА "ФОРДА" ДАВНО ПРОШЛА. РЕКОРДЫ ОСТАЛИСЬ

Значительно продвинулся "Мерседес" в табели о рангах и по количеству побед в "Гран-при". Однако и здесь с огромным отрывом лидирует "Форд".

174

"ФОРД"

119

"ФЕРРАРИ"

95

"РЕНО"

71

"ХОНДА"

40

"КЛАЙМЕКС"

26

"ПОРШЕ"

21

"МЕРСЕДЕС"

В СЕЗОНЕ-98 "БРИДЖСТОУН" И "ГУДЬИР" СЫГРАЛИ СО СЧЕТОМ 9:7

Это - что касается побед в гонках. Если считать поулы, то преимущество японской "резиновой" фирмы подавляющее: 13:3! Но, несмотря на впечатляющие результаты нынешнего сезона, "Бриджстоун" по количеству побед остается на последнем месте. Что тем не менее вполне объяснимо - ведь японские шинопроизводители выступают в "Формуле-1" всего второй сезон.

368

"ГУДЬИР"

83

"ДАНЛОП"

49

"ФАЙРСТОУН"

10

"КОНТИНЕНТАЛ"

42

"ПИРЕЛЛИ"

59

"МИШЛЕН"

10

"ИНГЛБЕРТ"

9

"БРИДЖСТОУН"

Однако на будущий год японцы могут основательно поправить свои дела: напомним, что "Гудьир" покидает арену "Больших призов", и "Бриджстоун" остается единственным поставщиком "обуви" для команд. Впрочем, гегемония не будет долгой: по слухам, на автомобили "Уильямс-БМВ" уже в 2000 году будет надета резина "Мишлен".

ХАККИНЕН - СРЕДИ ВЕЛИКИХ

8 побед и 9 поул-позишн Мики Хаккинена в нынешнем сезоне поставили финна в один ряд с сильнейшими пилотами современности. По этим показателям Хаккинен даже обошел своего нынешнего соперника Михаэля Шумахера.

год

победы

поулы

МЭНСЕЛЛ

92

9

14

СЕННА

88

8

13

ПРОСТ

93

7

13

ХИЛЛ

96

8

9

ХАККИНЕН

98

8

9

ШУМАХЕР

94

8

6

У Шумахера в 1995 году было 9 побед (однако в 17 "Гран-при", а не в 16, как у Мэнселла в 1992-м), но всего 4 поула. Айртон Сенна в 1990-м при шести победах стартовал с поул-позишн 10 раз, а в 1989-м опять же при 6 победах - 13.

ВДВОЕМ НА ПОДИУМЕ

Благодаря сверхуспешным выступлениям Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда "Макларен" по количеству дублей обошел "Феррари", пилоты которой прибавили к своим показателям лишь два финиша "первый - второй". Три монстра современных автогонок "Ферари", "Макларен" и "Уильямс" вне досягаемости.

42

"ФЕРРАРИ"

32

"МАКЛАРЕН"

30

"УИЛЬЯМС"

8

"ЛОТУС"

8

"ТИРРЕЛЛ"

8

"БРЭБХЭМ"

Среди пилотов лидируют гонщики "Макларена" Ален Прост и Айртон Сенна - на их счету 14 дублей.

14

СЕННА/ПРОСТ

8

МЭНСЕЛЛ/ПАТРЕЗЕ

6

ХИЛЛ/ВИЛЬНЕВ

6

СТЮАРТ/СЕВЕР

6

МЭНСЕЛЛ/ПИКЕ

6

ХАККИНЕН/КУЛТХАРД

5

АСКАРИ/ФАРИНА

5

ПРОСТ/ЛАУДА

ВДВОЕМ НА ПЕРВОЙ ЛИНИИ

Единственный совместный старт с первой линии Михаэля Шумахера и Эдди Ирвина на "Гран-при Люксембурга" стал для "Феррари" юбилейным, 30-м. На "Гран-при Венгрии" рубежа 40 стартов с первой линии для "Макларена" достигли Хаккинен с Култхардом.

55

"УИЛЬЯМС"

41

"МАКЛАРЕН"

30

"ФЕРРАРИ"

17

"РЕНО"

9

"ЛОТУС"

5

"БРЭБХЭМ"

Среди пилотов безусловными лидерами по этому показателю являются Ален Прост и Айртон Сенна, 23 раза стартовавшие с первой линии. В нынешнем сезоне пара "Макларена" повторила результат 1996 года Дэмона Хилла и Жака Вильнева.

23

СЕННА/ПРОСТ

13

МЭНСЕЛЛ/ПАТРЕЗЕ

12

ПРОСТ/ХИЛЛ

10

ПРОСТ/APHУ

9

ХИЛЛ/ВИЛЬНЕВ

9

ХАККИНЕН/КУЛТХАРД