Газета Спорт-Экспресс от 13 октября 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

14 октября 1998

14 октября 1998 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Николай ЭПШТЕЙН

В НАШИХ КОМАНДАХ ОЩУЩАЕТСЯ ОСТРАЯ НЕХВАТКА ХОРОШИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Заслуженный тренер СССР Николай Эпштейн стоял у истоков воскресенского "Химика" и 24 года руководил этим клубом. При нем команда дважды завоевывала бронзовые медали союзных первенств. Из сравнительно небольшого подмосковного городка вышла целая плеяда выдающихся хоккеистов - чемпионов Европы, мира, Олимпийских игр. Александр Рагулин, Эдуард Иванов, Игорь Ларионов, Юрий Ляпкин, братья Владимир и Александр Голиковы... Всех и не перечислишь.

Эпштейн всегда отличался независимостью, нестандартностью суждений о хоккее. Он осмеливался полемизировать, в том числе и в печати, с таким непререкаемым авторитетом, как Анатолий Владимирович Тарасов. Мэтр однажды даже пошутил: "Если сложить вместе все наши газетно-журнальные гонорары, приличный банкет закатить можно".

-Николай Семенович, какой из матчей минувшей недели вы считаете характерным, типичным для нынешнего российского чемпионата?

- Да любой. К примеру, ЦСКА - "Ак Барс".

-И чем же он примечателен?

- Наставник казанцев Юрий Моисеев когда-то сам выступал за армейский суперклуб. Играл в тройке с Евгением Мишаковым и Анатолием Ионовым, защитниками Олегом Зайцевым и Игорем Ромишевским. Эта пятерка выполняла огромный объем работы, действовала на высоких скоростях, отличалась силовым напором. Именно такому хоккею Моисеев учит своих подопечных. В таком стиле действует "Ак Барс" и многие другие команды.

-Но что же в этом плохого?

- Нельзя сказать, что Моисеев со товарищи опередили время. Когда Юрий был еще действующим хоккеистом, как-то я у него спросил: "На тренировках вы работаете больше, чем первая тройка?" Имелись в виду Константин Локтев, Александр Альметов и Вениамин Александров. "Конечно", - последовал ответ. - "А кто лучше играет?" - "Разумеется, они". То есть мастерства у лидеров ЦСКА было больше. Не спорю, Моисеев - сильный тренер, и не случайно его команда стала чемпионом страны. Но по уровню мастерства игроки "Ак Барса" мало в чем превосходят других хоккеистов. Вообще сегодня ощущается острая нехватка хороших исполнителей.

-Наставник ЦСКА Борис Михайлов в свое время был в этом клубе звездой первой величины. Уж он-то может научить подопечных хоккею, который демонстрировал сам.

- Не может. Ведь с кем ему приходится иметь дело? Со спортсменами, которые в союзные времена не подошли бы не только клубам первой лиги, но даже и второй. Представляю, как Михайлову трудно. Он привык к уровню своих партнеров - Владимира Петрова, Валерия Харламова. А тут приходится учить юнцов хоккейной азбуке. Сегодня на наших ледовых площадках мы видим много старания, беготни, борьбы, вот только толку от всего этого маловато. Мастера прошлого столько не бегали, да им это и не нужно было - за них шайба бегала.

-И все же чемпионами за здорово живешь не становятся.

- Тут дело в материальных условиях. В Казани и зарплата выше, чем в других городах, и премиальные солидные, и прочими благами хоккеисты не обделены. "Ак Барс" имеет возможность приобретать приглянувшихся игроков.

-Если, как вы говорите, даже нашей лучшей команде не хватает настоящих мастеров, то что же тогда говорить об остальных?

- Лидеры - лицо хоккея, его голова. А она, как известно, крепится на туловище, которое, в свою очередь, опирается на ноги. Так вот, туловище у нас - середняки - неказистое, ноги же - аутсайдеры - весьма хлипкие. Не то что в НХЛ, где все составные части хоккейного организма крепки и гармоничны.

-Каков будет результат, если 22 команды российской суперлиги выставить против 22 североамериканских клубов?

- Тут и предмета для разговора нет - проиграем.

-И что же делать?

- Рецепт известен: начинать надо с детей. Насколько я знаю, в ближайшее время в Москве предполагается открыть 11 катков. Маловато, конечно, для столицы, но дай Бог и это сделать. От детворы, уверен, отбоя не будет.

-Однако, согласитесь, дело не только в катках.

- Конечно. К примеру, купить юному хоккеисту экипировку сейчас могут только весьма состоятельные родители. Практика же показывает, что почти все наши выдающиеся мастера вышли из малообеспеченных семей.

-И все-таки дети - это отдаленное будущее отечественного хоккея. А в нынешнем чемпионате вы приметили какие-то молодые дарования?

- Признаться, нет.

-Вы всегда славились умением находить вундеркиндов и делать из них мастеров.

- Да, в свое время исколесил всю Московскую область. Того же Юру Ляпкина я отыскал в Балашихе. Причем он никак не походил на будущую звезду. Всеволод Бобров, впервые увидев его, высказался так: "Ну, этот защитник - подарок для нападающего". А позже он взял Ляпкина в сборную, и тот стал олимпийским чемпионом.

-Что же вы разглядели в этом розовощеком, совсем нехоккейной внешности пареньке?

- Трудно сказать. Наверное, изюминку. Можете считать это тренерской интуицией. Другого Юру - Морозова - я пригласил в команду в 14-летнем возрасте. Он и в хоккей-то до этого не играл. Потом стал лидером "Химика", его капитаном.

-Знаю, что вы несколько раз ездили в Воскресенск. Как сейчас выглядит ваш любимый клуб?

- Плохо. Да, команда взяла верх над "Спартаком", но могла бы и проиграть с разницей в 5-6 шайб. Вообще неумение использовать голевые ситуации - беда многих российских команд. Хотелось бы сказать и о другом. Не по правилам мы играем. К примеру, хоккеист отдал пас партнеру и таким образом освободился от шайбы, а в него с выставленной вперед клюшкой врезается соперник. Чистые две минуты. Но судейский свисток молчит. Что остается делать пострадавшему? В целях самообороны тоже пустить в ход клюшку. Так возникают стычки, прорастают сорняки грязного хоккея. Подобных примеров можно привести множество. И до тех пор, пока мы не наведем здесь порядок, наших игроков будут беспощадно удалять на всех международных соревнованиях. В меньшинстве же победить невозможно. А какой пример подрастающему поколению? Играют 8 - 10-летние дети. За бортиком - родители. И они кричат своим отпрыскам: "Дай ему, врежь ему!" Будь моя воля, я бы вообще до определенного возраста запретил применять силовые приемы. Пусть мальчишки поначалу овладеют техникой, тактикой, а подрастут - можно учить их и силовой борьбе, без чего хоккей немыслим.

-В нашем разговоре вы нередко обращались к истории. Но времена меняются, меняется и хоккей...

- Разве что по мелочам. Вообще эту игру я считаю искусством. А хороший спектакль еще долго держит зрителя в своей власти. Когда же после матча приходишь домой и тебе нечего вспомнить - это не хоккей. Основные законы искусства и спорта незыблемы. Пусть меняются времена. Шаляпин и Бобров - вечны.

Алексей ПАТРИКЕЕВ