Газета Спорт-Экспресс от 13 октября 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4

14 октября 1998

14 октября 1998 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000. Отборочный турнир

Группа 4

ИСЛАНДИЯ - РОССИЯ

Вячеслав КОЛОСКОВ

ПОПАСТЬ В ФИНАЛ ЕВРО-2000 - БЫЛА ЗАДАЧА № 2.
НО ОНА БЫЛА, И ЕЕ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ

Окончание. Начало - стр. 1

-Можно ли говорить о том, что исполком счел возможным принести один крупный турнир в жертву другому?

- Нет. Это не так.

-Между тем шансов успешно решить задачу номер два у нас теперь совсем немного.

- Я буду верить, пока у нашей команды остаются теоретические шансы. До матча в Исландии о них еще можно говорить, потому что впереди восемь игр, каждая из которых может стать победной.

-Контракт с главным тренером, насколько я знаю, до сих пор не подписан. Почему?

- Исполкомом принято решение о назначении Бышовца до 2002 года с правом совмещать работу в Санкт-Петербурге до конца нынешнего. Как только у Бышовца закончится контракт с "Зенитом", а будет это в январе, мы тут же подпишем с ним четырехлетнее соглашение. Естественно, в этом контракте будут определены обязанности каждой из сторон - РФС и тренера.

-Судьба тренера будет поставлена в зависимость от результатов?

- Конечно, многое будет зависеть от того, как команда проведет в 1999 году семь оставшихся официальных матчей, как будет формироваться, насколько перспективной она нам покажется.

-Не считаете ли вы, что в связи с переменами, происшедшими в правительстве, позиции Бышовца несколько пошатнулись?

- Не думаю. Да, члены исполкома из числа правительственных чиновников настаивали тогда на кандидатуре Бышовца, но подавляющее большинство его членов не имеет к правительству никакого отношения. Более того, их карьера никак от этих правительственных людей не зависит. А Бышовец избирался единогласно, поэтому, думаю, и сейчас не исчерпал того кредита доверия.

-У вас есть какие-либо основания так думать?

- В последнее время я побывал в нескольких регионах и увидел, что в Бышовца по-прежнему верят. Такой же вывод могу сделать из общения с московскими членами исполкома. Впрочем, каждый из них получит возможность высказаться уже 22 октября, когда на очередном заседании мы подведем первые итоги выступления национальной сборной. Уверен, что члены исполкома будут руководствоваться не тем, что выдвигавших Бышовца людей не стало в правительстве, а конкретными результатами на этом этапе и программой, которая будет предложена тренером.

-В те же предвыборные дни шла атака и на вас, как на руководителя российского футбола. Президент России даже заявил о необходимости укрепить в футболе руководящие ряды. Нынче из Белого дома или Кремля тревожных для вас сигналов не поступает?

- Оттуда никаких публичных заявлений в мой адрес я не слышал. Но тут с изумлением узнал, что совет ПФЛ выразил недоверие президенту РФС. Интересно узнать, на каком основании? Они вправе выражать недоверие своему президенту, что, кстати, в свое время уже было сделано. Исполком РФС может выразить недоверие руководителю лиги. Но сама лига не вправе выступать с заявлениями такого рода.

-Говорят, вас приглашали на совещание ПФЛ, но вы туда не приехали. Это правда?

- Действительно, такое приглашение было, но я не могу участвовать в работе органа, который не подчиняется решениям вышестоящего. В частности, решению исполкома РФС по поводу опальных судей. Совет ПФЛ проигнорировал наше требование амнистировать арбитров, хотя в их же уставе записано, что лига работает в рамках тех полномочий, которыми ее наделяет национальная федерация. Таково требование ФИФА. Теперь возникает ситуация, в которой я имею полное право поставить 22 октября вопрос о недоверии Совету лиги. Непременно появятся вопросы у представителей международных организаций, которые наверняка вмешаются в эту ситуацию, пришлют какие-то комиссии. К чему только нам сейчас подобные страсти? Убежден, впрочем, что в самом совете ПФЛ здравый смысл наконец восторжествует. Иначе конфликтная ситуация охватит весь российский футбол. В нее будет втянуты не только верхи, но и клубы, региональные объединения.

-Сейчас в кулуарах обсуждаются имена возможных преемников Колоскова на посту президента РФС. Возможно ли, что вас переизберут уже на ближайшей ноябрьской конференции?

- Да, звучат фамилии Илюмжинова, Козлова, Толстых, Тарпищева... Но в повестке дня этой конференции нет вопроса о выборах. Есть вопрос, который сформулирован так: о дополнительных мерах по дальнейшему развитию футбола Российской Федерации и укреплению руководства РФС. Уже подготовлены доклад и проект постановления по первой части этого вопроса. Что касается второй, то конференция либо подтвердит полномочия президента до 2002 года, либо потребует созыва новой - выборной конференции. Если делегаты пойдут по второму пути, будут, естественно, определены сроки выборов, порядок выдвижения кандидатов.

-В работе конференции примут участие не только те люди, которые входят в число членов исполкома?

- Там совсем другой состав. Основу составляют 76 территориальных федераций, каждая из которых получит право голоса. Пять мандатов имеет профессиональная футбольная лига, по несколько - ассоциации мини-футбола, женского футбола, футбола инвалидов... То есть конференция имеет состав, представляющий все структуры футбольной власти России. Кстати, если будет принято решение о новых выборах президента, я на эти выборы уже не пойду.

-Повод говорить о вашей отставке вы дали сами, заявив как-то, что оставите пост, если сборная проиграет два стартовых матча отборочного турнира.

- Я как раз хотел об этом сказать. Известно, что, когда из контекста вынимают часть фразы, она зачастую приобретает иной смысл. Я прекрасно помню все свои выступления, в том числе и это. Вопрос был таким: "При каких обстоятельствах вы оставите занимаемый ныне пост?" Я ответил: "Условия могут быть разными. Прежде всего, если мне объявит недоверие конференция. Но на это может повлиять и результат выступления нашей национальной команды". В то время, если помните, исполняющим обязанности главного тренера был Михаил Гершкович. В том контексте я выражал солидарность с кандидатом от бюро исполкома.

-Теперь, получается, ответственность за результат вы несете в меньшей степени?

- Конечно, нет. Это чисто эмоционально. Я активно участвовал как сторонник назначения Гершковича, а значит, и нес больше личной ответственности.

-Почему в тот момент вы предпочитали видеть тренером Гершковича?

- Его программа импонировала мне больше - в первую очередь своей решительностью. Человек был уверен, что его команда обязательно попадет в финальные игры.

-Сейчас, видно, вы стремитесь сохранить пост до конца своего срока. Какие задачи в этой связи ставите перед собой?

- Их много, и нет приоритетной. Сегодня мы поняли, что никакой государственной программы развития футбола в России быть не может. Рассчитывать на поддержку федерального правительства не приходится. Все зависит только от работы РФС и наших территориальных федераций. Так что же мы можем сделать? Внутри Союза речь пойдет об усилении двух направлений. Первое - вопросы коммерции, где работа ведется пока на любительском уровне. Без самофинансирования, без поиска спонсоров, без спецконтрактов нам не выжить. Второе - не устраивает работа пресс-службы. Все, что делается в наших стенах, не становится, увы, достоянием общественности. Следующее, что мы предлагаем сделать, это организовать самостоятельную коллегию судей. Если конференция поддержит нашу идею, уже 1 декабря сформируем новый судейский орган, учредителем которого станет РФС. Руководство этой коллегии будет назначаться нашим исполкомом. Кроме того, предложим рассмотреть вопрос о передаче инспекторского комитета в ПФЛ, поскольку сложилась не совсем адекватная ситуация. Получается, что ПФЛ проводит соревнования, но не может в полной мере осуществлять контроль за ними. Так будет, пока инспектор, то есть человек, отвечающий прежде всего за организацию и проведение матча и только потом уже осуществляющий контроль за судьями, представляет футбольный союз. Хотим добиться того, чтобы все территориальные объединения стали юридическими лицами. Есть предложение к ПФЛ, касающееся реорганизации структуры российских соревнований, в частности, разделения первой лиги на две зоны. Проект касается 2000 - 2001 годов. Наконец, хотим отдать турнир второй лиги под контроль региональных объединений. Следующий вопрос - создание центров по подготовке резерва. Таких, скажем, какой существует уже в Санкт-Петербурге. Не случайно юношеские команды "Зенита" побеждают сейчас во всех соревнованиях. Такие центры мы собираемся создать во всех десяти регионах, и везде будет сидеть человек на нашей ставке. Уже есть договоренность с УЕФА, что они нам помогут в создании материально-технической базы.

-Другая договоренность, касающаяся проведения в Москве финала Кубка УЕФА, уже вступила в силу. Согласитесь, очень серьезное для России событие.

- Еще бы! Знали бы вы, чего мне стоило добиться для Лужников этого права. Генеральный секретарь УЕФА Айгнер выступал категорическим противником, трижды высказывая свои контраргументы. Но я тоже три раза поднимался на трибуну и в конце концов добился почетного для Лужников права. Но не стоит впадать в эйфорию. Мы еще не представляем, с какими сложностями предстоит столкнуться. Проблем масса. Главная - как собрать зрителей. На матч с чемпионами мира их пришло совсем немного. Между тем на Францию билеты за воротами стоили всего по два доллара, а на финал Кубка УЕФА меньше, чем за 40 швейцарских франков, продавать не имеем права.

Михаил ПУКШАНСКИЙ