Газета Спорт-Экспресс от 12 октября 1998 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

12 октября 1998

12 октября 1998 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000. Отборочный турнир

Группа 4

РОССИЯ - ФРАНЦИЯ - 2:3

ТЕПЕРЬ БЫШОВЕЦ МОЖЕТ СПОКОЙНО ГОТОВИТЬСЯ К ЧМ-2002

Тем более когда сравниваешь счет, проигрывая два мяча, а третий гол пропускаешь за восемь минут до конца. Досадно! Но после субботнего матча в Лужниках испытываешь чувство не досады, а разочарования. 2:3 - это скорее для протоколов и самоуспокоения. Могло ведь быть и 2:4, забей Блан пенальти, могло быть еще хуже, и это соответствовало бы логике событий куда в большей степени.

Нам было у кого поучиться. Итальянцы, сборная Парагвая, а совсем недавно любители из Исландии показали, как нужно строить игру против французской сборной. В Рейкьявике чемпионы мира бились об оборону соперника, словно о бетонную стену. В Москве, где им противостояли игроки куда более мастеровитые, французам не составило труда забить три мяча, при случае могли забить и больше. Этот матч, как и киевский, был проигран еще до его начала - тактически. Тогда тренеры выставили необъяснимый состав, теперь состав был более логичным, возможно, даже близким к оптимальному, но он не имел, как выяснилось, ни малейшего представления о том, как противостоять французским контратакам. В отборочном турнире к ЧМ-98 мы пропускали не больше гола за игру, даже от итальянцев за 180 минут - только два, а от французов в марте и вовсе ушли "сухими". Теперь Россия стала пропускать больше Андорры - шесть голов за два матча. А все четыре наших мяча (два Украине и два Франции) забиты со стандартных положений. Три раза мастерски подал Мостовой, которого этому учить не надо, один раз сам ударил с 20 метров.

Мы линчевали Игнатьева, но при том его сборная в Москве применила на итальянцах такой прессинг, что те чудом увезли ничью. Мы критиковали Романцева за то, что его сборная пропустила два гола на Фарерах, хотя забивала она по три грекам и по шесть финнам - да еще на чужих полях. Когда-то мы и думать не смели, чтобы остаться без мирового или европейского финала. Теперь же, мучительно пережив отлучение от французского первенства, тут же получаем новый удар - остаемся, скорее всего, и без Евро-2000.

Под руками Анатолия Бышовца побывало уже больше пятидесяти игроков. При этом ни разу новый состав даже не напоминал предыдущий. Поэтому прилично играющие в своих клубах Аленичев, Карпин, Бесчастных не реализовали в субботу своего потенциала и на тридцать процентов - они просто не знали, что им делать, куда бежать. И настрой игроков на матч с Францией не соответствовал событию. Они не выглядели людьми, чье самолюбие сильно уязвлено. Зидан - при своем уважении к его ювелирной техника - вытворял с нашими опытными игроками невообразимые номера, что недопустимо для матчей такого уровня.

Бышовец закрыл команду в Новогорске. Но никаких выгод из затворничества не извлек. Напротив, национальная сборная еще больше оторвалась от народа. Когда о команде ничего не знаешь, она перестает интересовать. А если потом еще и смотреть на нее неинтересно, она становится безразлична. Аналогии с недавним матчем "Спартак" - "Реал" возникают сами собой. Тогда мы имели дело с лучшим клубом Европы, теперь - с лучшей сборной мира. На этом, впрочем, сходства заканчиваются. На "Спартак" в Лужники пришло 65 тысяч зрителей, сейчас - 32 тысячи, вдвое меньше. Если в тот раз народ верил в победу и до матча, и после гола Рауля, то сейчас такой веры не было. Национальная команда не стала народной. Да и зачем, собственно, болеть, если давно решено: чемпионат Европы нам не нужен, он - лишь этап подготовки к чемпионату мира?

Матч века России, которая впервые в своей истории встречалась на официальном уровне с чемпионами мира, стал для всех нас матчем разочарования.

Михаил ПУКШАНСКИЙ