Газета Спорт-Экспресс от 9 октября 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

10 октября 1998

10 октября 1998 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

Александр МОСТОВОЙ

В СУББОТУ ЖЕНА И ДРУЗЬЯ В СТРАСБУРЕ БУДУТ БОЛЕТЬ ЗА НАС

В последние годы судьба одного из лидеров российской сборной 30летнего Александра Мостового тесно связана с Францией. Именно здесь, в "Страсбуре", бывший спартаковец вновь обрел себя после неудачного альянса с португальской "Бенфикой". Во Франции Александр встретил и свою будущую супругу. Однако, как выяснилось, особых симпатий к этой стране и ее сборной являющийся ныне полузащитником испанской "Сельты" Мостовой не испытывает.

ФРАНЦУЗСКИХ "ШПИОНОВ" ПРИШЛОСЬ РАЗОЧАРОВАТЬ

-Наверное, во время недавнего чемпионата мира вы болели за французов?

- Нет. По целому ряду причин, определяющих мое отношение к этой стране в целом. Мне бы не хотелось подробно обсуждать эту тему. Скажу лишь, что по тем же самым причинам моя жена и друзья-французы в Страсбуре во время предстоящего матча будут болеть за сборную России.

-Наверное, вам пришлись не по душе какие-то особенности французского менталитета?

- Пожалуй. Конечно, обобщать нельзя, но многие французы, которые мне встречались, оказывались людьми жадными и закрытыми.

-На каком языке вы разговариваете с женой?

- На смеси испанского, русского - на нем, кстати, Стефани говорит уже очень неплохо - и французского. Да и летний отпуск мы проводим в Испании, России и Франции.

-Вам легко даются иностранные языки?

- В школе я не отличался большими способностями в этой области. Просто когда приезжаешь играть в какую-то страну, первым делом ты должен освоить ее язык. Я всегда это понимал и, может, поэтому довольно быстро добивался неплохих результатов. Хотя, допустим, французский давался мне гораздо сложнее испанского.

-Звонили ли вам в Виго перед отъездом в Москву журналисты из Франции?

- Да, и не только журналисты. Звонили даже некоторые знакомые "шпионы", которые задавали такие вопросы, что сразу становилось ясно: они пытаются раздобыть информацию о нас, которая бы пригодилась сборной Франции. Естественно, от меня они ее не получили.

ЗИДАН И Ко ВРЯД ЛИ БЫ СТАЛИ ЧЕМПИОНАМИ МИРА, ИГРАЙ ОНИ НЕ ДОМА

-Благодаря чему, по-вашему, сборная Франции выиграла чемпионат мира?

- Прежде всего благодаря тому, что играла у себя дома. Проводись первенство в любой другой стране, французы, думаю, вряд ли бы стали победителями. Что же касается чисто футбольных аспектов, то стать первыми им помогли отличная игровая дисциплина и фантастическая самоотдача - каждый матч они проводили на пределе своих возможностей. Поэтому, не показав выразительной игры, они добились результата, о котором мечтали.

-Есть ли у вас приятели среди игроков французской сборной?

- Только Франк Лебеф, с которым мы играли за "Страсбур". С большинством остальных встречался в матчах чемпионата Франции, но дружеские отношения ни с кем из них меня не связывают.

-То, что россиянам будут противостоять чемпионы мира, не вызовет у наших игроков мандража?

- Не думаю. Наша сборная сыграла уже 3 матча, набралась некоторого опыта, все более четко определяется ее состав. И если перед киевской игрой волнение еще было, то теперь ему пора исчезнуть. Не вижу никаких причин для нервозности, что подтверждает матч "Спартака" с "Реалом". Да, у нас вроде бы нет той психологии победителя, которая появилась после ЧМ у французов. Но разве не обладал этой психологией мадридский клуб? Тем не менее он был повержен.

-Победа "Спартака" над "Реалом" может сослужить добрую службу нашей сборной?

- По большому счету, нет. Это совершенно другой турнир, в котором участвуют в большинстве своем другие люди. Добрую службу нам могут сослужить переполненные, как на матче "Спартак" - "Реал", трибуны Лужников. Такая поддержка в субботу сборной будет как никогда кстати.

-Давят ли на вас психологически поражения от сборных Швеции, Украины и Испании? Не разуверилась еще наша команда в своих возможностях?

- Положение, конечно, тяжелое, но не катастрофическое. Нам очень нужна сейчас победа, причем именно в этой игре - тогда все забудут о том, что было раньше. Убежден, что в обстановке внутри и вокруг российской сборной многое изменилось. И с профессиональной, и с человеческой точек зрения к нам теперь относятся совсем по-другому. Мы видим, что действительно кому-то нужны. Тому же Бышовцу. Если обыграем чемпионов мира, то и у него, и у нас упадет камень с плеч, и вы увидите совсем другую сборную России.

БЫЛО ОБИДНО, КОГДА ИГНАТЬЕВ СДЕЛАЛ МЕНЯ КОЗЛОМ ОТПУЩЕНИЯ

-В отличие от игнатьевской сборной в команде Бышовца вам отводится роль лидера. Насколько комфортно вы себя в ней чувствуете?

- Это может показаться нескромным, но к роли лидера мне не привыкать. Другое дело, что раньше я был таковым в клубах, а сейчас приходится брать на себя повышенную ответственность в сборной. - Я вхожу в пятерку игроков, которые связаны с главной командой страны уже 8 лет. В предыдущих матчах Бышовец давал понять опытным футболистам, какие большие надежды он на них возлагает, назначая их капитанами сборной. В Швеции с капитанской повязкой на поле вышел Добровольский, в Киеве - Колыванов, в Испании - я...

-Незабитый испанцам пенальти не лишил вас уверенности в себе?

- Конечно, это было очень обидно. Но я уже достаточно опытен, чтобы научиться быстро забывать неудачи и не терзать себя понапрасну. Через два дня после того матча "Сельта" играла в Барселоне, и на последней минуте я забил гол, сравняв счет.

-А вот другая ваша ошибка имела весьма серьезные последствия, поскольку была допущена в официальном матче сборной - на Кипре. Вас тогда на год - до прихода Бышовца - отлучили от национальной команды.

- Многие, в том числе и Игнатьев, говорили, что Мостовой, не забив киприотам гол на последней минуте, лишил Россию победы. Не думаю, что это правильно. Почему-то никто не вспомнил о том, что в первом тайме у нас были 3 стопроцентных момента, и реализуй мы хотя бы один из них, мне бы не пришлось выступать в роли козла отпущения.

-Когда вас перестали приглашать в сборную, не было желания по примеру вашего одноклубника Карпина вообще отказаться от выступлений за команду Игнатьева?

- Нет. Валера - более вспыльчивый человек, я же по натуре - бесконфликтный и мягкий. Я видел достаточно минусов у той сборной - как в спортивном, так и в организационном плане, и вполне мог, поддавшись обиде, рассказать обо всем этом журналистам. Но я ничего такого не делал, а сидел и ждал, когда вновь понадоблюсь команде. И дождался.

ПОСЛЕ ИГРЫ С УКРАИНОЙ ПОНЯЛ, ЧТО МОГ ОТЫГРАТЬ ЦЕЛЫЙ МАТЧ

-К 11-метровой отметке после промаха в Гранаде еще сможете подойти?

- В последнем туре испанского чемпионата был интересный эпизод. В матче против "Атлетика" из Бильбао был назначен пенальти - сбили Любослава Пенева. В принципе выполнять его должен был я, так как являюсь штатным пенальтистом клуба. Однако, вспомнив о своей неудаче в игре против сборной Испании, я попросил Пенева: "Любо, бей ты".

-В матче с Украиной вы вышли на поле только в середине второго тайма, но успели организовать оба гола российской сборной. А весь матч могли бы отыграть?

- Я часто задумываюсь над этим. В принципе с такой травмой, как у меня, можно провести на поле все 90 минут. Да мне и самому хотелось попасть в стартовый состав. Но тренеры посоветовались с доктором, и тот порекомендовал дать мне поиграть не больше одного тайма. И вот что интересно: выйдя после перерыва, я до самого финального свистка не испытывал никакой боли. Было даже немного досадно, когда я понял, что вполне мог отыграть весь матч.

Игорь РАБИНЕР