Газета Спорт-Экспресс от 9 октября 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

9 октября 1998

9 октября 1998 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000. Отборочный турнир

Группа 4

РОССИЯ - ФРАНЦИЯ

Игорь БЕЛАНОВ

НАС БОЯЛИСЬ ВСЕ. И ФРАНЦУЗЫ ТОЖЕ

В 1986 году 26-летнего форварда киевского "Динамо" и сборной СССР Игоря Беланова признали лучшим футболистом Европы. И это неудивительно, ибо в том памятном сезоне у будущего лауреата "Золотого мяча" было немало ярких, впечатляющих игр. Однако два официальных матча против французской сборной все же стоят особняком.

-Вы согласны с этим? - спросил я у Игоря, позвонив ему вчера домой в Одессу.

- Если вспомнить, какие звезды выходили на поле в составе французской сборной, то с вами нельзя не согласиться.

-Но вы, похоже, не испытывали робости перед Платини и его знаменитыми партнерами.

- Абсолютно никакой. На мировом чемпионате в Мексике мы чувствовали, что в состоянии обыграть любого соперника. Это всегда очень важно в психологическом плане - точно знать, на что способен ты и твоя команда. Так вот, на том чемпионате мы вполне могли побороться за первое место.

-Вам изнутри, как говорится, виднее. Но то, что в стартовом матче с венграми сборная СССР произвела настоящий фурор, - бесспорно.

- А между прочим, перед финальным турниром венгры разгромили бразильцев - 3:0. И когда мы в Мексике забили в ворота венгров шесть безответных мячей, нас сразу отнесли в разряд самых загадочных команд первенства. А "темных лошадок" обычно побаиваются. Французы, поверьте, не были тогда исключением. Нет, они не то чтобы совсем спасовали перед нами, но проявить свои лучшие качества не смогли.

-Вы хотите сказать, что сборная СССР ни в чем не уступала сопернику и ничейный счет 1:1 объективно отражал соотношение сил на поле?

- Я хочу сказать, что наша сборная выглядела не хуже французской, а в некоторых важных компонентах, например в скорости, даже превосходила ее.

-Значит, не случайно первый гол был забит в ворота французов. Если мне не изменяет память, вы были к нему причастны.

- Чуть-чуть. Я был с мячом в штрафной площади, но, заметив набегавшего Раца, откинул ему мяч назад под удар, и он с ходу пробил в дальнюю "девятку". "За такой пас я тебе стопочку обязан налить после окончания чемпионата", - пообещал мне Рац в раздевалке.

-И налил?

- Нет. Передачами рассчитался. Я ведь потом немало голов с Васиных пасов забивал.

-Через четыре месяца вам снова предстояло сыграть с французами - на "Парк де Пренс" в отборочном матче европейского первенства. Противостоять такой звездной команде на ее поле, казалось, будет куда сложнее, чем на нейтральном в Мексике.

- Мы так не считали. Во-первых, чем больше звезд против тебя выходит играть, тем сильнее желание доказать, что и ты не лыком шит. А во-вторых, мы уже знали, что собой представляет французская команда и ее каждый игрок в отдельности. И Лобановский решил, что если у нас на одного полузащитника будет больше, а вся средняя линия, состоящая из пяти игроков, включая Родионова, превзойдет соперника в движении, станет активно помогать мне, единственному чистому форварду, то французам не устоять.

-Что ж, этот план себя оправдал.

- Еще как! До середины второго тайма мы, используя испытанную киевскую аритмию, расшатывали оборону соперника. И стоило ей на секунду потерять бдительность, как последовала расплата. Родионов вывел к воротам Заварова, который вполне мог бить сам. Но увидев меня, стоящего перед пустыми воротами (уж не знаю, куда подевался в тот момент мой опекун Боли - такой темнокожий верзила), не пожадничал и переадресовал мяч, который вогнать в сетку мне не составляло никакого труда. Между прочим, комбинацию, приведшую ко второму голу, начал Заваров.

-Каким образом?

- Он подключил в атаку Демьяненко, а тот направил мяч мне. Я было замахнулся для удара и вдруг слышу голос Раца: "Пропусти!" Я пропустил и тут же подпрыгнул - мяч, словно снаряд, просвистел подо мной и полетел дальше, в дальний угол ворот. 2:0!

-В чем все-таки заключался секрет сборной страны второй половины 80-х - в том, что ее костяк составляли киевляне?

- Наш секрет заключался в том, что в сборной под руководством амбициозного тренера играли амбициозные игроки, которые стремились добиться в футболе, а значит, и в жизни (футбол и был нашей жизнью!) чего-то серьезного, значимого. И еще в нашей команде никогда не было деления на динамовцев и спартаковцев, на киевлян и москвичей. У нас была дружная семья. Недаром Дасаев, как и я, как и все остальные ребята, не скрывает, что испытывает чувство ностальгии по тем незабываемым временам, когда мы играли за свои клубы в необыкновенно интересном и напряженном чемпионате СССР и нередко собирались в сборной, чтобы защитить честь страны. Тогда я и представить не мог, что футболисты Украины и России будут когда-нибудь в официальных матчах встречаться друг с другом, представляя свои национальные команды.

-Как бы вы к этому ни относились, но это уже произошло, и нынче среди соперников россиян и украинцев сборная Франции. Каково ваше мнение: у конкурентов чемпионов мира есть шанс их опередить?

- Безусловно, есть. Во всяком случае, 12 лет назад нам противостояла более классная команда, чем даже та, которая недавно стала чемпионом мира. Кстати, теперь у французов будет естественный спад - они же добились своего на высочайшем уровне. Ну а новичкам, тем, кого только-только призвали в сборную, нужно время - по себе знаю - на адаптацию. Ведь одно дело - играть за свой клуб, и совсем другое - за национальную сборную. В общем, и у россиян, и у украинцев есть шанс, и вполне реальный - успешно сыграть с французами.

-Уже в субботу вечером мы узнаем, насколько верен ваш оптимистический прогноз.

- Да, поживем - увидим. Но если вы думаете, что у вас в субботу в Лужниках родится новая сборная, то глубоко заблуждаетесь. Сборная делается не за день и не за два, а как минимум за год-полтора. Игроки должны научиться понимать друг друга с полуслова и, проникшись тренерскими идеями, составить боеспособную команду, которой любой соперник будет по силам. И ради этого стоит потрудиться!

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ