Газета Спорт-Экспресс от 7 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

7 сентября 1998

7 сентября 1998 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

МУЖЧИНЫ. 3000 м

ГЕБРЕСЕЛАССИЕ РАЗМЯЛСЯ, ПРОБЕЖАЛ И ВЫИГРАЛ

Нынешний сезон Хайле Гебреселассие начал великолепно: еще зимой на крытом стадионе в Карлсруэ он установил мировой рекорд в беге на 3000 метров - 7.26,15; 1 июня в Хенгело обновил мировой рекорд на "десятке", а двумя неделями позже в Хельсинки - и на "пятерке". В рамках серии Golden League Гебреселассие не проигрывал ни разу: Осло, 3000 м - 7.27,42, Рим, 5000 м - 13.02,63, Монако, 3000 м - 7.25,54, Цюрих, 5000 м - 12.54,08, Брюссель, 3000 м - 7.25,09, Берлин, 5000 м - 12.56,52. Кроме того, ему принадлежат три лучших мировых результата сезона в беге на 3000 метров и, естественно, лучшие же показатели на 5 и 10 км. Приехав с таким внушительным багажом на финал "Гран-При", Гебреселассие явно рассчитывал выиграть джек-пот. Не победу, а поражение эфиопского бегуна расценили бы специалисты как самую большую неожиданность сезона.

Забег начался в весьма спокойном темпе, лидерство взял на себя кениец Люк Кипкосгей, следом бежал Мустафа Эссаид из Франции, и лишь третьим держался Гебреселассие. Далее плотную группу составляли Брахим Лахлафи, Томас Ниярики, Пол Коэч и Боб Кеннеди - что ни имя, то если не великий, то по крайней мере выдающийся стайер. Первый километр был пройден за 2.46,343, второй за 2.38,99. А когда до финиша оставалось полтора круга, Гебреселассие легко вырвался вперед и начал стремительно отрываться от остальных. Благодаря его усилиям третий километр оказался самым быстрым - 2.24,67. Победителя отделили от финишировавшего вторым Люка Кипкосгей 0,87 секунды.

"Счастлив, счастлив, счастлив!" - этими словами Гебреселассие отбивался от ринувшихся к нему журналистов. И добавлял: "Эти три километра дались мне очень тяжело. От старта до финиша!"

Чтобы поверить его словам, стоило лишь обратить внимание на то, как он, несмотря на московскую прохладу, обливался потом и тяжело дышал.

-Перед стартом в Москве на заветный миллион претендовали четыре атлета, но один из соискателей отпал уже в первые минуты - Брайан Бронсон, проигравший барьеры. Скажите, вы не рассчитывали стать единоличным обладателем джек-пота?

- О, нет! Это было бы глупо. Во-первых, я уверен, что Мэрион Джонс никому не отдаст преимущества на стометровке (Гебреселассие утверждал это еще до старта женского спринта, и оказался прав. - Л.Х.). Во-вторых, Хишам эль-Герруж настолько силен на полуторке, что и в его победе сомнений не возникает. Так что я рассчитывал в лучшем случае на треть призовых.

-В легкую атлетику пришли огромные деньги. Это оказывает какое-то дополнительное давление?

- В принципе это хорошо для поддержки спортсменов. Вопрос в том, кто как относится к призовым. Для меня деньги играют отнюдь не главную роль. Главное - не возможность разбогатеть за несколько минут на сколько-то тысяч долларов, а стать лучшим. Если повезет - лучшим в мире!

-В нынешнем году вы уже трижды били мировые рекорды. Но почему-то эти достижения не пришлись на "Золотую лигу"...

- На старте сезона я запланировал для себя мировые рекорды на "пятерке" и "десятке" и победу в Golden League. Но чтобы осуществить задуманное, необходимо было по возможности развести эти события по времени. Так что я следовал плану: в июне две попытки побить рекорды, а почти месяц спустя - старт в "Золотой лиге". Тактика сработала: перерыва оказалось достаточно для того, чтобы восстановить силы перед серией ИААФ. Не удивлюсь, если того же придерживались и другие спортсмены: ведь на "Золотой лиге" важен не результат, а победа. Может быть, в других видах это не так, но стайерам довольно сложно поддерживать ровную спортивную форму на протяжении всего сезона.

-По меркам Эфиопии вы, наверное, довольно богатый человек. Как к этому относятся ваши сограждане?

- В Эфиопии гораздо больше интересуются моими победами, чем моими заработками. Чтобы доставить радость своим соотечественникам, я должен отдавать все силы для побед.

-Вы довольно часто их радуете!

- К счастью, да!

-До финала "Гран-при" было сказано много слов о безопасности в российской столице. Что вы скажете теперь, после окончания турнира?

- То же самое, что и по приезде! В Берлине, под влиянием всех этих разговоров, у меня возникло довольно плохое предчувствие. Но едва самолет приземлился в Москве, я успокоился. Все было прекрасно - и великолепный отель, и организация самих соревнований. Возможно, кому-то этого покажется мало, но для меня два этих фактора главные и определяющие. Не знаю, что еще нужно спортсмену, кроме комфортабельного жилья и четкого проведения соревнований. А приехать в Москву я желал искренне. Из глубокого детства остались воспоминания о московской Олимпиаде. Не скажу, что я всю жизнь мечтал пробежаться по дорожке Лужников, но в последнее время думать об этом было приятно!

-Накануне турнира на пресс-конференции вы сказали, что в глаза не видели лужниковской дорожки. В субботу удалось потренироваться?

- Нет.

- ???

- Вышел на стадион, размялся, пробежал и выиграл. Я же уже говорил, что все стадионы, по сути, одинаковы.

-Это так, только если быть сильнее всех на голову...

- Возможно.

-Финал "Гран-при" для вас - последний турнир сезона. Почему один из сильнейших атлетов Африки не вошел в сборную на Кубок мира?

- Не принимал участия в чемпионате в Дакаре, вот и не попал в команду...

-Как же так вышло?

- Год был очень насыщенным, но не скажу, что в мои планы вовсе не входило приезжать в Дакар. Просто в этот момент я оказался слишком занят: чемпионат Африки был запланирован как раз накануне этапа "Золотой лиги" в Брюсселе, так что пробежать три тысячи и там, и там было невозможно. Надо когда-то и отдыхать!

-За свою карьеру вы установили уже 11 мировых рекордов...

- И хочу еще! Надеюсь, что это желание не ослабеет в ближайшие годы.

-И когда ждать очередного?

- Возможно, в Москве - в следующий раз!

-Что необходимо вам для рекордного бега?

- Совсем немного: хорошая погода, сильные "зайцы", соответствующая спортивная форма.

-Вы практически не знаете поражений. А кого считаете наиболее опасными соперниками?

- Очень многих - всех кенийцев и, пожалуй, марокканцев. Посмотрите на зачет "Гран-при" на "трешке": четверо кенийцев в восьмерке сильнейших, на дистанции вдвое короче - пятеро. Цифры говорят сами за себя.

-И напоследок несколько слов о будущем...

- Вот когда вернусь наконец домой в Аддис-Абебу, отдохну, тогда буду строить планы.

-А от года к году они меняются?

- По сути нет. Побеждать, бежать на рекорды.

Лина ХОЛИНА