Газета Спорт-Экспресс от 20 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 6

20 августа 1998

20 августа 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Мика ХАККИНЕН и Дэвид КУЛТХАРД специально для "СЭ"

ТАНДЕМ "МАКЛАРЕНА" СДАВАТЬСЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ

После громкой победы двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера на автодроме Хунгароринг в Будапеште ситуация в чемпионате мира внезапно обострилась. Теперь от лидера, пилота "Макларена" Мики Хаккинена, немца отделяют всего 7 очков, что обещает на следующих "Гран-при" еще более накаленную интригу. Однако в четырех оставшихся до конца сезона гонках Хаккинен будет сражаться за чемпионский титул не в одиночку. В Венгрии второй пилот "Макларена" Дэвид Култхард окончательно и бесповоротно перешел на сторону своего партнера. Возможно, поэтому венгерское поражение (2-е место шотландца и 6-е финна) в "Макларене" пережили философски.

Мика ХАККИНЕН

- Безусловно, приехав в Венгрию, я рассчитывал на большее, и события накануне (восьмая в сезоне победа в квалификации. - Л.Х.) подтверждали обоснованность подобных амбиций, - с этих слов Хаккинен начал нашу беседу. - Увы... В гонках часто случаются вещи, над которыми ты не властен. После второго заезда в боксы я понял: с машиной серьезные проблемы, поэтому даже единственное очко, которое досталось мне вместо планировавшихся десяти, для меня стало в некотором роде подарком судьбы - я ведь мысленно уже был готов к тому, что мои усилия завершатся впустую. Очко - это совсем немного, но в итоге и оно может оказаться решающим в борьбе за титул.

-В Венгрию вы приехали явно в хорошем настроении. Показалось даже, что выглядели гораздо более свежим, чем в Германии... После двух победных гонок в Цельтвеге и Хоккенхайме у вас был какой-то отдых?

- Всего пара дней. Вообще, недельного перерыва между гонками явно недостаточно. Все очень вымотались. Так что даже два дня отдыха показались целой вечностью. Но... меня уже ждали на тестах в Хересе.

-На тот момент вы оторвались от своего соперника в борьбе за чемпионский титул Михаэля Шумахера на целых 16 очков. Наверное, чуть успокоились?

- В какой-то мере, да. Но главное, у всей команды, тех людей, которые занимаются подготовкой машины, заставляют ее ехать быстрее, появилась уверенность в нашем конечном успехе.

-А почему для тестовой работы был выбран Херес? Он что, похож на Хунгароринг?

- Единственной общей чертой можно считать невысокий уровень прижимной силы. Все остальное, в том числе конфигурация поворотов, совершенно различно. Венгерская трасса намного более неприятна. В особенности из-за плохого качества покрытия трека.

-Но самое ужасное - конечно, жара.

- Описать ощущения от управления машиной при температуре воздуха в 43 градуса невозможно. Даже при обычных условиях организм теряет за гонку около двух литров жидкости. С чем сравнить? Только с автомобилем, который вынужден ехать фактически без топлива. В конце гонки пилотируешь только на упрямстве. Что уж говорить о такой жаре, как здесь, в Будапеште! Но, по счастью, на тестах гонщикам и всей команде не приходится работать в напряженнейшем режиме гонки. И все же даже после Хереса мы были смертельно измотаны. Приучить организм к обезвоживанию невозможно, хотя при хорошем уровне физической подготовки переносить высокую температуру все же легче. Самый же ужасный момент в жару - это даже не сама гонка (все-таки гонщики "Формулы-1" в отличие от гонщиков кузовных машин открыты всем ветрам), а остановка после финиша: такой жар идет от мотора и коробки передач - передать невозможно. Так что в Будапеште нашей с Дэвидом главной задачей (смеется) было как можно больше пить и питаться по-особому.

-Кроме жары традиционная проблема Хунгароринга - грязь на трассе. Это очень мешает?

- Комфорта мало, ведь клиренс такой маленький, что сидишь почти на земле! Если маленький камушек попадется, травму можно получить. Но это еще мелочи. Хуже всего, когда эти самые камушки налипают на раскаленную резину - изменяется уровень сцепления с дорогой.

-И все же именно вы выиграли поул...

- Специфика здешней трассы в том, что она как бы содержит несколько секторов, оптимальные настройки для которых совершенно различны. Поначалу мы нашли эти настройки, а затем стремились их скомбинировать для получения максимальной средней скорости. Я надеялся, что мой отрыв от Дэвида окажется значительным, но он был очень быстр, и мне доставило немало труда обыграть его на 0,158 тысячных.

-Никто в тот момент не мог предвидеть дальнейшего развития событий...

- Тем более после очень удачного старта. Я все время контролировал Дэвида, который маячил в зеркалах заднего вида. Его, по большому счету, я не опасался, поскольку чувствовал, что в любой момент могу прибавить. К тому же я ему полностью доверяю о чем уже не раз говорил - и уверен, что лучшего тыла, чем Дэвид, и желать нечего. Так что поначалу ситуация была довольно комфортной, гонка шла без излишнего напряжения. Перед первым пит-стопом я даже решил чуть прибавить и оторваться. Все сработало. Но если первый комплект резины работал великолепно, то перед вторым заездом в боксы для дозаправки машина стала вести себя непредсказуемо: было такое ощущение, что нарушились все настройки, появилась избыточная поворачиваемость. И уже после этой самой второй остановки машиной стало просто невозможно управлять - в особенности на секторах с плохим покрытием и в поворотах. В этой ситуации приходилось быть предельно осторожным, чтобы не вылететь с трассы окончательно. Поэтому я и пропускал всех, кто оказался в состоянии меня догнать, защищать свои позиции уже не мог. Естественно, связался по радио с командой, но в ходе гонки решить проблему было невозможно. Есть предположение, что возник какой-то дефект передней подвески. Но это пока всего лишь предположение.

-Как вы воспринимаете случившееся - как досадное недоразумение или как трагедию?

- Как недоразумение.

-И оно не выбило вас из колеи?

- Нам понадобился месяц просто сумасшедшего напряжения, чтобы я смог оторваться от Шумахера на относительно безопасное расстояние. А тут снова - не 16 очков, а лишь 7... Это, конечно, плохо, но не смертельно. Ведь было время, когда Михаэля от меня отделяло всего 3 очка. И все же выкарабкаться из этой ситуации удалось довольно быстро.

Дэвид КУЛТХАРД

- Честно говоря, я заранее был почти уверен, что в Венгрии нас ждет, возможно, самая трудная гонка сезона. И из-за сложной погоды, и из-за специфики трассы, и из-за того, что хорошее выступление на "Гран-при Венгрии" для Михаэля Шумахера было жизненно важным.

-Во время квалификации вы выглядели довольно уверенно, но поул снова достался не вам, а Мике...

- Вы правы, дело было решено в пользу Мики уже к середине сессии, но я все же решился выехать еще раз в самый последний момент, чтобы попытаться что-то изменить. Но такое же решение приняла еще как минимум половина пелотона, так что на трассе просто пробка образовалась! Когда я входил в один из последних поворотов, передо мной материализовалась одна из "Минарди", и я решил немного притормозить, чтобы на последнем из возможных боевых кругов принять хороший старт. Запросил боксы - мне ответили, что до конца квалификации еще 10 секунд. Я успевал сделать засечку, но тут один из ехавших перед "Минарди" "Джорданов" тоже решил тормознуть, чтобы потом разогнаться. Волей-неволей мне пришлось успокоиться.

-Говорят, после проигрыша в квалификации вы согласились даже при удачном для вас старте пропустить Хаккинена вперед.

- Ну почему этот вопрос стал настолько популярен! В особенности к середине сезона. Хотя я прекрасно понимаю, откуда проистекает этот интерес. Но мне от этого не легче - скоро я начну выходить из состояния равновесия!

- И все же...

- Поймите, такие нюансы в нашей команде обычно заранее не обсуждаются. Но я не был бы очень удивлен, если бы этот вопрос вдруг возник. И не думаю, что это было бы нечестно по отношению ко мне - уступить свою позицию Мике. Стоит только посмотреть на наше положение в зачете чемпионата: я - третий, он - первый и борется с Михаэлем Шумахером. Так что я пытаюсь усмирить свои амбиции и посмотреть на вещи с командной точки зрения. "Макларен" хочет выиграть и Кубок конструкторов, и чемпионское звание. Причем Кубок конструкторов даже более желанен. Ясно, что от каждой гонки команда хочет максимального вложения и в одну, и в другую копилки, так что дубль - при условии, что Мика будет первым, - оптимальный и наиболее желаемый результат. Я должен помочь Мике завоевать чемпионское звание. Вот если впереди окажется, например, Шумахер, тогда я отброшу подобные мысли прочь и буду стремиться догнать его. А если он окажется позади, сделаю максимум возможного, чтобы защитить позицию Мики. Наконец, если при этом ошибусь, а Шумахер попробует, воспользовавшись ошибкой, меня пройти, "хлопну калиткой"!

-Что же, побед от вас в этом сезоне уже не ждать?

- Ответ на предыдущий вопрос вовсе не означает, что гонки "Гран-при" превратились для меня в борьбу максимум за второе место. Естественно, я хочу выигрывать гонки и получить чемпионское звание. Просто сейчас эти цели могут стать реальностью только при условии, что на всех оставшихся "Гран-при" Мику будут преследовать какие-то фатальные неудачи. Я этого не хочу.

-После того как в Мельбурне вы пропустили Хаккинена, по собственной воле отказавшись от победы, вы ждали какой-то награды?

- Награды? Что вы имеете в виду? Конечно, Мика и я после побед получаем соответствующие премии, но я в "Формуле-1" вовсе не из-за них. Главное, что в Австралии я потерял очки. При ином раскладе я бы сейчас сидел перед вами с другим запасом очков, а при некотором везении, может быть, и лидировал в чемпионате. Но все случилось так, как случилось, - я всего лишь на третьем месте, что не является истинным отражением моих выступлений в нынешнем сезоне. Я более чем явно продемонстрировал свои обязательства перед командой, и только время покажет, как это будет оплачено... на трассе.

-Для всех вы остаетесь гонщиком высочайшего уровня. Это что-то меняет в вашей жизни?

- Больше вопросов после гонок, больше хвалебных отчетов после удач, но одновременно в тысячу раз больше ругани после поражений и въедливой критики за малейшие ошибки. Небольшой опыт в этом плане я приобрел в 1995 году, но только теперь понимаю, что тогда основной удар принимал на себя Хилл (Култхард имеет в виду свои выступления за "Уильямc". - Л.Х.). Тогда я был наивен и не обращал ни на что внимания. Как собачонка видит кусок колбасы и кидается на него, так и я, кроме "колбасы" в виде первого места, на подиуме ничего не видел. Но с возрастом начинаешь больше заботиться о том, что о тебе думают, пишут, говорят.

-Вы явно очень чувствительный и взрывной человек. Как удается держать себя в узде?

- Когда что-то случается с тобой в первый раз - реакция следует незамедлительно, но когда события повторяются вновь и вновь - начинаешь относиться ко всему гораздо спокойнее. Это не мое уникальное свойство - это общая тенденция. В "Формуле-1" я попробовал почти все, и почти ничто не может меня больше удивить, обрадовать или расстроить до такой степени, чтобы я вышел из себя.

-Следовательно, вас не выводят из себя даже популярные в последнее время разговоры о том, что Хаккинен в "Макларене" пользуется привилегиями фаворита, а вы - нет?

- Повторю: он первый в чемпионате, я - третий. И этим многое сказано. К тому же как я могу претендовать на то, чтобы команда уделяла больше внимания мне, а не Мике, если проигрываю ему и квалификации, и гонки? Он быстрее меня - что я могу с этим поделать? Я хочу быть честным и с самим собой, и с командой, поэтому вынужден признать: статус фаворита Мике подходит больше, чем мне. По крайней мере сейчас.

Лина ХОЛИНА

Будапешт - Москва