Газета Спорт-Экспресс от 10 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

10 августа 1998

10 августа 1998 | Баскетбол - Чемпионат мира

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-98

Весь вчерашний день до начала финала корреспонденты "СЭ" провели вместе со сборной России.

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ В ДЕНЬ ФИНАЛА?

Лев ТИГАЙ, Арнольд ЭПШТЕЙН

из Афин

НАШИ НЕ ПОШЛИ НА ЗАВТРАК СТРОЕМ, КАК ЮГОСЛАВЫ

Когда в 9.35 утра наше такси подкатило к отелю фешенебельной гостиницы Divani Caravella, на мраморных ступеньках перед входом восседали члены российской делегации из разряда "жаворонков" - центровой Игорь Курашов, тренер Алжан Жармухамедов, массажист Андрей Агапов и председатель тренерского совета РФБ Сергей Башкин. Они дышали свежим воздухом (было еще довольно прохладно) и обсуждали перипетии субботних полуфиналов. Мы присоединились к беседе, а через несколько минут на свет божий вышел и позавтракавший Станислав Еремин. Кстати, по его мнению, в последнем матче программы предыдущего дня греки, добившись во втором тайме преимущества в 12 очков, потом просто "поплыли" и поэтому довели дело до овертайма.

В 10 часов Агапов отправился будить остальных игроков. Поддались, впрочем, не все - Василий Карасев и Игорь Куделин из-за колоссального нервного напряжения в последние дни засыпают только под утро, часам к пяти, и потом отдыхают до обеда.

Югославы, проживающие в той же гостинице, спустились в ресторан на завтрак практически одновременно - не хватало только Александра Джорджевича. Наши же предпочли строем не ходить и жили каждый по своему расписанию - до 10.50, когда автобус сборной России отправился от гостиницы на тренировку.

БАБКОВА "ПЫТАЛИ" ДО ГЛУБОКОЙ НОЧИ

Утренняя тренировка началась в 11.05 и была необязательной. Тем не менее на ней работали 10 игроков - все, кроме отсутствовавших по вышеуказанной уважительной причине Карасева и Куделина. Включая Сергея Бабкова, который в субботнем полуфинале с американцами подвернул голеностоп. Правда, посмотрев на ногу Сергея утром, когда он вышел из лифта в вестибюль, я не поверил своим глазам - никакой типичной для подобных повреждений опухоли. За разъяснениями пришлось обратиться к врачу команды Игорю Завьялову, и тот рассказал, что в субботу после матча Бабков был подвергнут лечению на специальном электроаппарате американского производства. Смысл процедуры - создание циклического давления (выражаясь медицинским языком - так называемой компрессии) на поврежденный сустав для предотвращения отека: после каждых 90 секунд работы следует полуминутный перерыв, а потом - все сначала. Ради того чтобы лечение было максимально эффективным, Бабков по собственной инициативе вытерпел под этой "пыткой" несколько часов до глубокой ночи!

На тренировке, которая проходила в небольшом зальчике "Зогафру", Бабков несколько минут побросал по кольцу, а затем перешел в тренажерную комнату и сделал несколько серий приседаний со штангой на плечах. Ни он, ни Завьялов не смогли предсказать заранее, сколько времени сможет сыграть в финале один из лучших защитников нынешнего ЧМ и первый человек, набравший 1000 очков в официальных матчах за сборную России. "При резких движениях нога побаливает, - признался Бабков. - Не знаю, насколько это скажется, особенно в защите". Завьялов же подвел своеобразный итог: "Играть Сергей будет, но травма ограничивает его возможности. Определеннее можно будет сказать только во время самой игры".

ПАНОВ ТРЕНИРОВАЛ БРОСОК "ИЗ-ПОД ЮБКИ", А ЕРЕМИН ЗАБИВАЛ СВЕРХУ

Тренировка продолжалась полтора часа: час на разминку, броски и работу с "железом" и полчаса - тактика. Например, Евгений Кисурин особое внимание уделил отработке штрафных. Михаил Михайлов начал занятие на тренажере, а потом уже взял в руки мяч. Надо сказать, что серии бросков в прыжке с линии штрафных ему удавались столь неплохо, что мы только удивлялись, как это наш основной центровой умудрился несколько раз промахнуться из-под самого кольца в игре со сборной США. Хотя тренировка и полуфинал чемпионата мира - это, конечно, не одно и то же.

Сергей Белов всю первую часть занятия потратил на улучшение мускулатуры, а его помощник Станислав Еремин успел еще и побросать по кольцу. Завидев в углу зала какой-то специальный щит с корзиной, расположенной в двух с половиной метрах от пола (нормальная высота - 3,05 м), он не преминул воспользоваться случаем и забить сверху, чего с ним и в игровую молодость не бывало. Самое же оригинальное упражнение применил Сергей Панов - под разными углами он принялся бросать с 15-20 метров. Причем не как обычно - одной рукой от головы, а двумя руками снизу - как говорят баскетболисты, "из-под юбки". Мы тут же спросили у Панова, не решил ли он, после того как забросил победный мяч в полуфинале, специализироваться исключительно на решающих бросках. Сергей в ответ лишь улыбнулся.

НОСОВ БЫЛ РЕБРАЧЕЙ, А ТИХОНЕНКО - БОДИРОГОЙ

Тактическая часть тренировки практически полностью была посвящена обороне. Основная пятерка (Михайлов, Бабков, Панов, Кисурин и заменивший Карасева Пашутин) скинула майки, а оставшиеся пять человек, передвигаясь в сильно замедленном темпе, изображали игроков стартового состава югославов и их наиболее типичные взаимодействия. Дмитрий Домани был "замаскирован" под Сашу Обрадовича, Никита Моргунов - под Мирослава Берича, Валерий Тихоненко - под Деяна Бодирогу, Игорь Курашов - под Деяна Томашевича или Миленко Топича, а Виталий Носов - под Желько Ребрачу.

Поскольку финалу предстояло стать уже второй встречей между Россией и Югославией на афинском чемпионате, а в первой игре наша защита показала себя очень неплохо, речь шла в основном о повторении и шлифовке пройденного. Особое внимание уделялось опеке Бодироги и Ребрачи - уточнялись схемы подстраховки, правомерность смены подопечных в той или иной ситуации и т.д. В 12.35 тренировка закончилась, и команда отправилась обратно в отель.

ЛИТОВСКИЙ МАЛЬЧИШКА ПОЛДНЯ СОБИРАЛ АВТОГРАФЫ У РОССИЙСКОЙ КОМАНДЫ

В вестибюле Divani Caravella уже не было того оживления, что 3-4 дня назад: одна сборная за другой завершали выступления на ЧМ, и из семи проживавших здесь команд к воскресенью осталось лишь четыре. Японцы и сенегальцы съехали накануне, пуэрториканцы спустились вниз с багажом вчера около часу дня. Канадцы решили задержаться в Афинах еще на денек и посмотреть финал, но журналистов, охотящихся за материалами в фойе, они не особенно интересовали. Другое дело итальянцы, наши и югославы. Уж у последних-то отбою не было от желающих взять интервью, автограф или сфотографироваться (главного тренера Желько Обрадовича усадили перед телекамерой прямо у входа в ресторан, куда он направлялся, чтобы пообедать). У сборной России поклонников здесь оказалось поменьше, однако один мальчишка в майке характерной для приехавших на ЧМ литовских болельщиков расцветки добросовестно просидел в гостинице полдня, чтобы собрать автографы всех наших игроков и тренеров.

Попадались и совершенно неожиданные личности. Так, в загорелом крепком парне с бритой головой и небольшой бородкой мы с трудом узнали известного хорватского снайпера Арияна Комазеца - он приехал в Афины, чтобы заключить контракт на следующий сезон с "Олимпиакосом" и уже поставил подпись на соглашении. Впрочем, и ЦСКА, который на первом этапе Евролиги-98/99 будет выступать в одной группе с греческим суперклубом, тоже не теряет времени даром - в пятницу подписал контракт с армейским клубом форвард сборной Евгений Кисурин.

ЮГОСЛАВЫ ШЛИ К АВТОБУСУ С БЕЗРАЗЛИЧНЫМИ ЛИЦАМИ, НАШИ РАСПИСЫВАЛИСЬ НА ФЛАГАХ И РУБАШКАХ

За 40 минут до того, как командам предстояло отправиться на игру, автобусы к Divani Caravella были уже поданы. Впереди - югославский, следом - наш. Оживление тоже сначала наступило в лагере наших соперников. Первым спустился со своего этажа герой полуфинала Деян Бодирога (31 очко), следом - "комсостав" югославской сборной. Большинство игроков подходили к автобусу с каким-то безразличным выражением на лицах.

Наших несколько растормошили болельщики - стритбольная команда "Бизоны" из Мытищ в полном составе, вооруженная флагами и баяном. Старый инструмент - его аренда, кстати, обходится нашим болельщикам в 30 долларов в день - не выдерживает напряжения афинского турнира, и фанатам приходится регулярно его ремонтировать. Но к финалу они подошли в полной боевой готовности, и сбор музыкальных заявок для наших баскетболистов продолжался вплоть до их отъезда на игру. И игроки, и тренеры благодарили фанатов за поддержку и не отказывались оставить автографы на флагах и рубашках своих поклонников. Прямо в холле были исполнены "Варяг", "Мурка" и другие зовущие к победе песни.

Ровно в 18.21 по афинскому времени автобус со сборной России отбыл в сторону Olympic Stadium на финальный матч чемпионата мира по баскетболу.