Газета Спорт-Экспресс от 20 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

20 июля 1998

20 июля 1998 | Хроника

GOODWIL GAMES

ИГРЫ ДОБРОЙ ВОЛИ: ПРИБЫЛИ И УБЫТКИ

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

1986

МОСКВА СССР

26 млн.

1990

СИЭТЛ США

44 млн.

1994

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Россия

39 млн.

Две первые графы в этой таблице не требуют расшифровки - это названия городов, где проходили Игры доброй воли от своего рождения до наших дней, и даты их проведения. Третья графа - суммы в миллионах долларов. Но не расходов на Игры, а убытков, которые понесли от своего начинания учредители. Подведя черту под третьей графой, получаем сумму: 109 миллионов. Внушительная цифра.

Не сомневаюсь, что эта информация у многих вызовет недоумение: неужели организаторы четвертых Игр, которые открылись в субботу в Нью-Йорке, надеются хотя бы свести концы с концами? А если нет, то зачем они снова идут на разорительные траты?

Впрочем, разорительными они представляются нам, простым смертным. Состояние отца-основателя Игр доброй воли сегодня оценивается в 13,3 млрд. долларов. Имя его хорошо известно в России - Тед Тернер. На минувшей неделе был момент, когда акции его компании к полудню подскочили, затем упали, а к вечеру он подсчитывал прибыль, исчисляемую единицами с семью нулями. Что для него сотня-другая миллионов! Кстати, Тернер не делает секрета из того, что его богатство за время существования Игр возросло.

Филантропия же вообще в традиции Америки. Среди крупнейших сооружений, которыми гордится Нью-Йорк, здания Рокфеллер-Центра и Линкольн-центра, а также Карнеги-холл, построенные на пожертвования магнатов. Тернер продолжает традицию, согласно которой многие известные американцы отдают часть своего состояния на гуманитарные цели.

Сейчас он собрал на две недели полторы тысячи атлетов из 60 стран. Спортсменам предстоит состязаться на аренйх Манхэттена и Стейтен-Айленда, входящих в городскую черту, и Лонг-Айленда - нью-йоркского пригорода. Только за участие в Играх Тернер платит десяти суперзвездам гонорары, измеряемые сотнями тысяч долларов. Среди этих суперзвезд олимпийские чемпионы и мировые рекордсмены. - пловец Александр Попов, бегуны Майкл Джонсон и Донован Бэйли, десятиборец Дэн О'Брайен, любимая Америкой фигуристка Мишель Кван.

Для победителей Тернер установил призовой фонд в 5 млн. долларов, не считая премий за рекорды. Но меценат не собирается успокаиваться на том, что уже сделано, и на пресс-конференции в нью-йоркском Мэдиеон-Сквер-Гарден объявил, что следующие Игры состоятся в 2001 году в австралийском городе Брисбене (трехлетний, а не обычный четырехлетний интервал установлен для того, чтобы избежать совпадения Игр с зимней Олимпиадой).

- Нужно ли жалеть миллионы, если они предназначаются для сохранения мира? - говорит Тернер. И это не риторика, он уточняет: - Разве не Игры доброй воли помогли положить конец холодной войне?

Эту мысль можно продолжить. Еще не забыты времена, когда на волоске висела судьба олимпийского движения. Америка и многие другие страны бойкотировали летнюю Олимпиаду 1980 года в Москве. В ответ советские олимпийцы и делегации ряда стран коммунистического блока не приехали через четыре года в Лос-Анджелес. Кто знает, как развивались бы события дальше, если бы между этой и следующей Олимпиадами в 1986-м не возникло связующее звено - Игры доброй воли. Сомнения тем более оправданны, что очередная Олимпиада должна была проводиться в столице Южной Кореи, с которой Советский Союз не поддерживал отношений. Напомним, что первоначально Игры доброй воли предполагали только соревнования сборных двух враждующих сверхдержав - СССР и США. И Тернеру удалось свести их в мирном поединке.

Будем надеяться, что времена холодной войны безвозвратно ушли в прошлое. В международном олимпийском движении больше нет политических конфронтации. Эти положительные сдвиги дают повод для дискуссий о том, заслуживает ли произведение Теда Тернера дальнейшей жизни, если исчезли причины, его породившие.

Игры, которые начались в Нью-Йорке, уступают размахом своим предшественникам. Показательно, что Тернеру пришлось отказаться от турнира по парусному спорту - своему любимому виду, в котором когда-то он сам преуспел, выиграв Кубок Америки.

Объективные показатели свидетельствуют и о снижении интереса к Играм публики, хотя количество стран, пославших в Нью-Йорк своих сильнейших спортсменов, велико. Телевизионный рейтинг петербургских Игр был вдвое ниже тех, что прошли в Сиэтле. На нынешние турниры продано пока 200 тысяч билетов, а выпущено около 600 тысяч.

Тернер грустно замечает по этому поводу:

- Тут уж я ничего не могу поделать. - И добавляет не без иронии: - А вот мой шофер спрашивал, где достать билет на фигурное катание.

Тернер очень хочет сохранить Игры. Его помощники ищут возможности усовершенствовать их структуру, привлечь новых спонсоров.

Этот человек умеет добиваться своего. И он не постоит за ценой.