Газета Спорт-Экспресс от 20 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

20 июля 1998

20 июля 1998 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

Андрей КОВАЛЕНКО

Андрей Коваленко относится к той категории наших НХЛовских легионеров, которые во время отпуска обязательно, хотя бы на несколько дней, приезжают из-за океана домой, в Россию. Лишь прошлое лето стало исключением из этого правила: Андрей и его невеста Ольга пригласили родных и друзей к себе в Торонто, чтобы отпраздновать свадьбу. И вот через год Коваленко уже вместе с Олей прилетел в Нижний навестить родителей. Кроме изменений в личной жизни этот отрезок ознаменовался для Андрея серебром Олимпиады и неудачным выступлением его команды "Эдмонтон Ойлерз" в чемпионате НХЛ.

ХОЧУ УЙТИ ИЗ ЭТОГО КЛУБА

- Минувший сезон у меня как-то с самого начала не заладился, да и команда стала часто проигрывать, рассказывает Коваленко. Вдобавок ко всем неудачам я несколько раз травмировал спину, после чего то выходил на лед, то не выходил. Согласитесь, 6 голов не показатель для нападающего, особенно по сравнению с моими прошлогодними 32 шайбами.

-Это правда, что вы собираетесь уходить из "Эдмонтона"?

- Да. У нас возникли разногласия со старшим тренером и генеральным менеджером. Не по контракту - по игре. Последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, стал случай в плей-офф. Я вышел на лед после месячного перерыва и сыграл, считаю, неплохо. Тренер сказал, что доволен мной и включит меня в состав на следующую встречу. Однако на площадку меня больше не выпускали. Без всяких объяснений. Так что тот матч оказался моим единственным в плей-офф. Я сказал генеральному менеджеру, что не хочу выступать за "Эдмонтон" - пусть он меня продает.

-А контракт с "Ойлерз" у вас когда заканчивается?

- Через год. Так что если они сочтут нужным меня продать, то продадут, а если нет, то ничего не поделаешь. Сейчас ведутся пока предварительные переговоры с разными клубами, в частности с "Торонто".

-Вам, похоже, Канада по душе. А не боитесь, что можете оказаться в клубе, который, как "Квебек", будет вынужден сменить канадскую прописку на американскую?

- Канада нам с женой действительно очень нравится. Считаю, там гораздо спокойнее, чем в Америке. А что касается миграции канадских клубов, то такие команды, как "Монреаль" и "Торонто", думаю, никогда не продадут. Во-первых, оба клуба расположены в крупных городах, а во-вторых, они стояли у истоков канадского хоккея. "Монреаль" более 20 раз выигрывал Кубок Стэнли, а в Торонто находятся все офисы Национальной хоккейной лиги, Музей славы. Невозможно представить, чтобы в таком городе не было своей команды. Возможно, со временем уйдут "Ойлерз" или "Калгари", да и то вряд ли. Скажем, у нас в Эдмонтоне год назад шли разговоры, что клуб продадут в Америку и мы переедем в Хьюстон. Чтобы этого не случилось, за команду нужно было выплатить определенную сумму. Так 17 городских бизнесменов взяли и скинулись, чтобы сохранить в Эдмонтоне команду.

-Удалось?

- Судя по тому, что мы никуда не переехали, да. Они кого-то еще подключили, и теперь около 20 человек находятся в "доле".

-Значит, у "Ойлерз" сменился хозяин?

- Теперь их аж два десятка.

-А на хоккеистах это как-то отразилось?

- Нет, новые владельцы свою деятельность начнут только с будущего сезона. Даже не знаю, как они станут решать все вопросы. Наверное, сообща, выбрав кого-то одного президентом. Ведь 20 президентов это слишком.

-После ухода из "Колорадо" вы начали кочевать из одной команды в другую.

- Каждый клуб подбирает себе хоккеистов, которые ему нужны. По идее, и в "Колорадо", и в "Монреале" я играл достаточно результативно. На момент, когда меня меняли из "Колорадо", я в 26 матчах забросил 11 шайб и сделал 11 передач - приличный результат. Наверное, тот сезон мог стать лучшим в моей карьере, если бы не обмен. Однако в "Колорадо" всегда существовала проблема с вратарями, а скандал в Монреале помог команде приобрести Патрика Руа. Ради него руководители клуба готовы были отдать кого угодно. "Монреаль" решил взять игроков помоложе - мне было 25 лет, а Тибо 20. Так что здесь от нас ничего не зависело.

-"Эдмонтон" вроде бы тоже тяготеет к молодежи?

- Да, его вполне можно назвать трамплином для новичков. Генеральный менеджер Сейтер набирает хоккеистов помоложе и подешевле. Отыграв 3 - 4 года, они обмениваются опять же на молодых игроков. Думаю, процентов 75 хоккеистов лиги поиграло в свое время в "Эдмонтоне".

-Что чувствует человек, которому приходится менять клуб?

- Когда меня продавали в первый раз, я был в шоке ведь со мной даже не посоветовались. Но попал в нормальный коллектив, ребята поддержали. А когда пришлось покидать "Монреаль", я уже подошел к этому философски: продали и продали, не пропаду. Да иногда и полезно встряхнуться, сменить клуб. Скажем, если взять результативность, то лучший свой сезон я провел в "Эдмонтоне" - 32 гола, когда меня только туда поменяли. А всего год спустя оказался самым худшим всего 6 шайб. Выходит, пора снова менять команду.

ЕСЛИ Я НУЖЕН СБОРНОЙ - ПРИГЛАШАЙТЕ!

- В прошлом году вы до последнего считались кандидатом в сборную России на чемпионат мира, но в Финляндии так и не появились.

- Я получил приглашение в нее и дал согласие. Однако в первом круге Кубка Стэнли мы обыграли "Даллас", и сезон для меня закончился где-то в середине мая. Если бы представилась возможность, я бы с радостью приехал в сборную. В этом году, кстати, повторилась та же история. Когда позвонил Борис Петрович Михайлов, я ему сразу сказал, что согласен без вопросов. Позже тот же ответ дал Алексею Касатонову. Единственное, что мне может помешать, предупредил я, это травма спины или матчи "Эдмонтона" в плей-офф. "Ойлерз" в завершившемся сезоне тоже прошел первый круг. Только если год назад мы победили "Даллас", а затем уступили "Колорадо", то теперь, наоборот, в первом раунде обыграли "Колорадо", а во втором попали на "Даллас". И когда я, наконец, освободился, уже не было смысла ехать в Швейцарию. А так меня ждали, и номер мой - 51-й - приготовили. Потом уже его взял Олег Петров.

- Говорят, в российской олимпийской сборной в Нагано была прекрасная обстановка в отличие, скажем, от Кубка мира двухлетней давности.

Разница, конечно, большая. И огромная заслуга в этом Федерации хоккея России, сумевшей собрать очень сильный состав и создать все условия для плодотворной работы. Хоккеисты ехали в Нагано не за деньгами, а для того, чтобы доказать всему миру, что российский хоккей не умер, что мы по-прежнему можем побеждать.

-Получается, на Кубке мира многие хотели лишь подзаработать?

- Там денежный вопрос на повестке дня тоже не стоял. Но, с одной стороны, тогда был несколько другой состав, а с другой - возник ряд неприятных моментов, вспоминать о которых не хочется.

-Ваша пятерка получилась со своеобразным сдвоенным центром. Насколько сложно играть в звене, где два центральных нападающих?

- Знаете, я как-то не замечал, что Сергей Федоров тоже центральный нападающий. На левом фланге он действовал, как истинный крайний форвард. У каждого в звене были свои задачи, и, считаю, мы с ними справились.

-После Олимпиады некоторые печатные издания критиковали Федорова: он, мол, поехал в Нагано неподготовленным, и команда проиграла в финале из-за него. Это так?

- Нет. Считаю, что Федоров очень хорошо сыграл на этом турнире. К нему не может быть никаких претензий, он всегда выкладывался до конца. Надо было видеть, как Сергей работал на площадке, каким он приходил в раздевалку.

-Как в команде восприняли поражение в финале?

- Естественно, радости никто не испытывал, в раздевалке все сидели убитые. Тренеры и президент Федерации хоккея России пытались как-то нас успокоить: мол, второе место - тоже хорошо. Но как не расстраиваться, если мы приехали за золотом и, главное, могли его завоевать.

-Можете сравнить Игры-98 с теми, на которых вы стали олимпийским чемпионом?

- Скажу одно: и в Нагано, и в Альбервилле мы выкладывались на льду полностью. На сей раз в каких-то эпизодах финального матча нам просто не повезло. Я не забил в хорошей ситуации, Валера Каменский не смог поднять шайбу над клюшкой вратаря... Да, у чехов удачно сыграл Гашек, но и наш Миша Шталенков на этом турнире очень прилично стоял. Разница, пожалуй, лишь в том, что в 92-м мы завоевали золото, а оно вызывает совершенно иные эмоции, нежели серебряные медали.

-Теперь для полного комплекта вам не хватает только олимпийской бронзы.

- Лучше вместо нее получить еще одно золото.

-Это реально?

- Не знаю, сделают ли перерыв в чемпионате НХЛ в 2002 году. По идее, должны - ведь Олимпиада пройдет в американском Солт-Лейк-Сити. А я, когда общаюсь с российскими тренерами и менеджерами, обычно говорю: если у вас есть желание видеть меня в сборной, приглашайте. Всегда готов выступать за Россию.

БЛАГОДАРЯ СЕМЬЕ СЧИТАЮ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

-Как сейчас складываются ваши отношения с бывшей супругой?

- Давайте не будем обсуждать эту тему. Моя нынешняя семейная жизнь просто прекрасна: у меня любимая жена, годовалый сынок Сантос.

-Ничего себе имечко придумали!

- Да это я про собаку говорю. Ротвейлер. Остался в Канаде, ждет нас. Никаких проблем в личной жизни нет. Родители нас навещают - и мои, и Ольги. Прошлым летом брат с женой и детьми приезжали в гости на месяц. Одним словом, скучать не дают.

-Как же вы решились на второй брак?

- Не сразу. Ольга месяцев 7, наверное, думала. Мы с ней познакомились в Монреале в ноябре 1995 года, когда я еще за "Колорадо" играл. Сначала предложил, так сказать, свободные отношения, без каких либо обязательств.

-Настолько напугал вас опыт первого брака?

- Говорят же: обжегшись на молоке, дуешь на холодную воду. Но примерно через месяц понял, что пора со свободными отношениями завязывать. Хорошая девушка, добрая, ласковая, ко мне прекрасно относится. Стали жить вместе, а летом я сделал предложение, она согласилась. В октябре в Эдмонтоне мы расписались, а свадьбу сыграли следующим летом в Торонто. Просто осенью на это времени не было - сезон-то в разгаре.

- А почему свадьба была в Торонто?

- Потому что это любимый город Ольги. Красивый и очень спокойный. Там у нас много друзей. Да и люди в Торонто приветливые. Не как, скажем, в Монреале, где тебя в магазине считают чуть ли не врагом только за то, что ты не говоришь по-французски. И русских здесь много. Родители Ольги, кстати, тоже живут в Торонто. И мы хотим там себе дом присмотреть. Но для начала мне нужно с командой определиться.

-Со своими дочерями от первого брака видитесь?

- Да, конечно. Мы с Ольгой дважды брали их к себе. Первый раз в середине сезона, а летом, сразу после свадьбы, сняли коттедж на берегу озера в Торонто и провели там с ними месяц. Я посмотрел, как Оля относится к девочкам, и понял, что за наших с ней будущих детей могу быть спокоен. Они наверняка получат и теплоту, и ласку.

-В традиционном турнире "Кубок "Спартака" планируете участвовать?

- Очень бы хотелось, но сказать что-то определенное пока не могу. Ольга считает, что нужно до конца долечить спину, а я склонен все-таки приехать на турнир. Просто по своему опыту знаю, что тренироваться лучше не одному, а вместе с командой. Недавно договорился с канадским доктором пройти у него курс лечения. До конца июля постараюсь все закончить.

Нина ШУМИЛОВА

Нижний Новгород