Газета Спорт-Экспресс от 25 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

25 июня 1998

25 июня 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-98

Матч № 35

Группа А

БРАЗИЛИЯ - НОРВЕГИЯ - 1:2 (0:0)

Голы: Бебето (Денилсон), 78 - 1:0. Т-А.Флу, 83 - 1:1. Рекдаль, 88 (с пенальти) - 1:2.

БРАЗИЛИЯ

Таффарел

6,0

Кафу

6,5

Жуниор Байяно

5,5

Роберто Карлос

6,0

Дунга

6,0

Роналдо

5,5

Ривалдо

6,0

Гонсалвес

5,5

Леонардо

6,0

Денилсон

6,5

Бебето

6,0

НОРВЕГИЯ

Грудос

6,0

Йонсен

6,5

Берг

6,5

Бьорнебю

6,0

Леонардсен

6,0

Т-А.Флу

7,5

Рекдаль

6,5

Эгген

6,0

Х.Флу

5,5

(Сульшер, 68)

б/о

Рисет

6,0

(Ю.Флу, 78)

б/О

Странд

5,5

(Мюкланд, 46)

6,0

Наказания: Леонардсен, 53. Мюкланд, 61 (предупреждения).

Первый тайм - 47:52.

Второй тайм - 48:47.

Всего - 96:39.

Судья: Бахармаст (США).

23 июня. Марсель. Стадион "Велодром". 60 000 зрителей (вмещает 60 000).

ПОКАЗАТЕЛИ МАТЧА

9(4)

удары (в створ ворот)

10(4)

5(3)

из-за штрафной

3(1)

4(1)

из штрафной

7(3)

4

голевые моменты

5

25

% реализации

40

0

штанги, перекладины

0

4

угловые

4

4

офсайды

1

0

предупреждения

2

0

удаления

0

8

фолы

20

8

недисциплинированность

30

фол - 1 очко, предупреждение - 5, удаление - 10

ОЦЕНКИ "СЭ"

МАТЧ

6.5

КОМАНДЫ

6,5

атлетизм

7,0

7,0

техника

6,0

5,0

тактика

6,0

6,17

средняя

6,33

ГОЛЫ

БЕБЕТО - 6,5 (г, ш)

Т-А.ФЛУ - 7,0(п,ш)

РЕКДАЛЬ - с пенальти - б/о (п, ш)

СУДЕЙСТВО

Эсфандиар БАХАРМАСТ 4,0

ЛУЧШИЕ ИГРОКИ МАТЧА. Версия "СЭ"

ДЕНИЛСОН

Т.-А. ФЛУ

ПОРАЖЕНИЕ ОТ НОРВЕЖЦЕВ ЗАГАЛЛО НАЗВАЛ ВЕСЬМА СВОЕВРЕМЕННЫМ

Борис БОГДАНОВ

из Марселя

РАЗИТЕЛЬНЫЙ КОНТРАСТ С АНГЛИЧАНАМИ

Бразильцы, норвежцы и их болельщики подарили Марселю настоящий праздник. После кошмара, учиненного 15 июня толпами пьяных английских фанатов, этот по-южному шумный и приветливый город наконец вздохнул спокойно: сюда пожаловали совсем другие гости. Бразильские и норвежские фанаты начали брататься еще в поездах, прибывавших на вокзал "Сен-Шарль": по вагонам бродили вереницы болельщиков обеих команд, они менялись сувенирами, фотографировались в обнимку и радостно приветствовали друг друга криками "Роналдо!" и "Флу!".

Дружеское общение продолжилось на Канебьер, центральной улице Марселя, и в районе Старого порта, где в бесчисленных ресторанчиках гости по дороге на матч торопливо поглощали знаменитый буйабес - уху по-марсельски. Официанты ободряюще подмигивали клиентам, суля победу то тем, то другим - в зависимости от того, кого в заведении было больше. Всеобщий восторг вызвала беспородная собачка, которой хозяин повязал на шею желто-зеленую ленту с надписью Brazil. Это, конечно, высокий образец фанатской фантазии, но в остальном, что удивительно, суровые потомки викингов и выглядели живописнее, и вели себя экспансивнее темпераментных пришельцев из тропиков. Последние, правда, взяли реванш у самого стадиона, где прикрытые минимальным количеством перьев и бус мулатки заводили публику самбой. Этому северянам противопоставить было нечего.

Но главное - ни малейших признаков агрессивности ни с той, ни с другой стороны. Полицейские, бойцы отрядов специального назначения CRS и приданные им в помощь солдаты в камуфляже с автоматическими винтовками в этот вечер отдыхали. Организаторы даже не стали разводить фанатов по разным секторам: на заполненных до отказа трибунах марсельского "Велодрома" желтые майки бразильцев и сине-красно-белые наряды их соперников перемешались в произвольном порядке. Некоторое удивление вызывали малочисленные, но выделявшиеся на общем фоне кучки мексиканцев в сомбреро и зеленых футболках. И уж совсем непонятным было вывешенное на западной трибуне стадиона оранжевое полотнище с надписью по-итальянски: Forza Bergkamp!

РОБЕРТО КАРЛОС ПОЖЕЛАЛ НОРВЕЖЦАМ МУЖЕСТВА

После игры поклонники Роналдо и Флу покидали "Велодром" в разном настроении, но по-прежнему мирно. Футболисты обеих команд не испортили праздник, начатый их болельщиками. Общему благодушию способствовало и то, что в обиде в конечном счете не остался никто: норвежцы получили желанный пропуск в 1/8 финала, а бразильцы проиграли, но у них путевка была в кармане до матча.

Хотя для соперников эта игра имела разную цену, отбывать номер не собирался никто. Бразильцы, сколько бы ни подчеркивал обратное Марио Загалло, не забыли о поражении годичной давности в Осло со счетом 2:4. И они не привыкли никому дарить очки, даже когда им самим они не нужны. "Если норвежцы хотят выиграть у нас, я искренне желаю им мужества. Потому что им потребуется много, очень много мужества", - так выразил предматчевое настроение своей команды Роберто Карлос.

У Загалло, в свою очередь, в одном из последних интервью перед игрой прорвалось-таки раздражение по адресу норвежского коллеги Эгиля Ульсена, который с того самого матча в Осло не устает бодро повторять: "Я знаю, как обыгрывать бразильцев. Это не та команда, которую следует бояться". "Ульсену следовало бы держаться скромнее, - обронил наставник тетракампеонов. - Будь на его месте я, Норвегия уже была бы в 1/8 финала".

УЛЬСЕН ВООРУЖИЛСЯ КАЛЬКУЛЯТОРОМ

Но вышло так, что прав оказался Ульсен. Максималист Загалло объявил, что будет играть только на победу: бразильцы должны побеждать в каждом матче, и задачей, поставленной перед командой на групповой турнир, было не отдать соперникам ни одного очка. Дрилло (Сверло - прозвище Ульсена), не располагающий таким ансамблем солистов, как бразилец, честно предупредил, что намерен вести игру "с калькулятором в руке":

- Я буду внимательно следить за сообщениями из Сент-Этьена. Если Марокко и Шотландия сыграют, к примеру, 0:0, меня устроит и поражение 0:1. Если я узнаю, что там дело идет к иному результату, буду принимать меры. Наша игра будет строиться в зависимости от развития событий в параллельном матче.

На послематчевой пресс-конференции тренер норвежцев радовался тому, что его план оправдался: "В первой половине мы отдали инициативу, потому что так было нужно. Когда я узнал, что Марокко выигрывает у Шотландии, в тактику команды были внесены необходимые изменения, и это принесло успех".

ДВА НЕПОХОЖИХ ТАЙМА

Прозорливость ли Ульсена тому причиной или бразильцам попросту не хватило мотивации - как бы то ни было, два тайма получились действительно разными. Бразильцы вышли на поле в наиболее атакующем составе с начала чемпионата. Правда, это был скорее вынужденный, чем преднамеренный шаг, вызванный дисквалификацией Сезара Сампайо, которого заменил Денилсон. Тем не менее поклонники чемпионов были вправе ожидать обещанного Загалло ярко выраженного наступательного футбола.

Ожидания оправдались - по крайней мере в первом тайме. До перерыва бразильцы владели мячом в полтора раза больше, чем соперники, и уверенно контролировали ход игры, хотя по-настоящему острых моментов у них было, пожалуй, только три. Первый - в самом начале, когда на верховую передачу с левого фланга Денилсона выскочил к дальней штанге Роналдо. Второй - на 11-й минуте, когда фирменный удар Роберто Карлоса со штрафного, метров с 35, отразил Грудос. И, наконец, за две минуты до перерыва Роналдо, играя в "стенку" с Кафу, блестяще грудью сбросил мяч на угол вратарской под удар своему правому защитнику, но тот пробил мимо.

Норвежцы, верные концепции Ульсена, старались доставлять мяч к штрафной соперника в один-два паса, находя там прежде всего свою главную ударную силу - Туре-Андре Флу. Бразильцы, исповедующие прямо противоположный стиль, больше применяли короткие и средние передачи, плетя свои любимые кружева. Но удавалось это в основном на подступах к штрафной - ближе к воротам Грудоса им, как правило, подойти не давали. "Мы столкнулись с двумя линиями обороны", - сказал после игры Загалло. Вероятно, опасаясь провалов на флангах, где верные ученики англичан чувствуют себя как рыба в воде, Кафу и Роберто Карлос реже, чем обычно, подключались к атакам, которые развивались большей частью по центру. В центре же, где Роналдо, Ривалдо и Бебето упорно пытались пробить брешь в оборонительных порядках соперника, это было сверхтрудной задачей: мяч чаще всего запутывался в частоколе норвежских ног, прежде чем бразильцам удавалось создать реальную угрозу воротам.

А в первые минуты после перерыва темп бразильских атак неожиданно спал: несколько раз, овладев мячом, тетракампеоны принимались катать его в середине поля, практически не продвигаясь вперед. Преимущество норвежцев становилось все более явным. Публика терпела это минут десять, а потом над "Велодромом" раздался такой свист, что желто-синие словно проснулись: получив пас от Бебето, Роберто Карлос пронесся по флангу и подал в центр штрафной, где Ривалдо головой вколотил в землю мяч, который перелетел через перекладину. В дальнейшем наиболее острые атаки бразильцев развивались именно по краям, где наконец активизировались и Роберто Карлос, и Кафу. И гол в ворота норвежцев был забит тоже после блестящего прохода по левому флангу Денилсона и выверенной передачи в центр на Бебето.

До финального свистка оставалось 12 минут, и многим показалось, что исход матча предопределен. В Сент-Этьене марокканцы, выигрывавшие у шотландцев, уже ликовали. Но в ансамбле Ульсена тоже есть выдающийся солист - Туре-Андре Флу. На родине его не зря прозвали Флоналдо - как и его бразильский оппонент, играющий под тем же девятым номером, норвежский форвард способен в самый ответственный момент прыгнуть выше головы и решить исход встречи. Ответный гол Флу был безупречен: пас из глубины, вход в штрафную, финт, оставивший не у дел защитника (это был Жуниор Байяно) и удар в дальний угол. И сразу после этого он же имел две возможности подряд вывести скандинавов вперед. В эти минуты бразильская защита просто не знала, что делать с Флу, когда его мощная фигура возникала в считанных метрах от ворот Таффарела. И пенальти тоже заработал он - в противоборстве с тем же Жуниором Байяно. Правда, "заработал" - вероятно, сказано, не совсем верно: скорее получил в подарок от американского арбитра. Многократно прокрученный на мониторах в ложе прессы повтор этого момента не оставлял сомнений: Жуниор Байяно не трогал своего подопечного, когда тот принимал передачу с фланга, а мяч был отбит не рукой, а плечом бразильца.

РЕЗУЛЬТАТОМ БЫЛ ДОВОЛЕН УЛЬСЕН. ИГРОЙ - ОБА ТРЕНЕРА

На послематчевую пресс-конференцию журналисты ждали Ульсена ровно столько, сколько ему потребовалось, чтобы дойти до смешанной зоны. Загалло задержался так, как еще не задерживался на чемпионате мира ни один тренер.

-Чем вызвано ваше опоздание? Был какой-то серьезный разговор в раздевалке?

- Разговор был, но не такой, как вы, наверное, думаете. Мы уступили, но у меня нет претензий к игре команды. Поэтому и замен производить я не стал: зачем, если все действуют как надо? Возможно, нас подвела некоторая расслабленность после забитого гола. Это вполне естественно, если учесть, что результат матча имел значение для норвежцев, но не для нас. Я даже готов назвать этот проигрыш своевременным. Каждое поражение - урок, и лучше получить его сейчас, чем на следующих стадиях, где проигрывать будет нельзя. Вот это я и сказал в раздевалке своим футболистам.

-Можно ли сделать вывод о том, что так же вы будете играть и в 1/8 финала с Чили?

- Дайте передохнуть - о Чили я начну думать завтра.

...На фоне всеобщего безумия, овладевшего "Велодромом" после финального свистка, удивительно смотрелись запасные игроки бразильской сборной. Как только закончилась игра, они дружно вышли на поле и принялись, не обращая внимания на ликующих норвежцев, наматывать круги по стадиону, чередуя бег трусцой с ускорениями - как на заурядной тренировке. Бразильцы будто хотели сказать: погодите, все только начинается...

МАРШ МЕНДЕЛЬСОНА НЕ ПЕРЕШЕЛ В САМБУ

В этот вечер в Марселе одни пили за победу, другие заливали поражение. Но и те, и другие поднимали бокалы за здоровье новобрачных. Потому что в этот вечер в Марселе было два человека, которым 23 июня 1998 года запомнится на всю жизнь не только тем, что они вместе с 60 тысячами болельщиков смотрели на стадионе "Велодром" матч Бразилия - Норвегия: Роза Анжела Де Соуза и Офинд Экланд 23 июня стали мужем и женой.

Наверное, ни на одной свадьбе в мире не было столько гостей. И уж точно ни одна свадьба в мире не требовала специального разрешения ФИФА.

А началось все в декабре прошлого года, когда бразильянка Роза и норвежец Офинд вместе смотрели по телевизору жеребьевку ЧМ-98. Услышав, что Бразилия и Норвегия будут играть в одной группе, они переглянулись: обоим (так по крайней мере они утверждают теперь) одновременно пришла в голову одна и та же мысль - пожениться во время чемпионата мира. Потом они решили сделать это в день, когда команды их стран будут встречаться друг с другом. И обязательно прямо на футбольном поле.

- Когда мы разыскали телефон оргкомитета в Марселе и позвонили туда, это было воспринято как розыгрыш, - вспоминает Роза. - Стоило немалых трудов объяснить, что речь идет о настоящей свадьбе. Но сами работники оргкомитета дать ответ не решились и согласились лишь передать нашу просьбу в ФИФА.

- Мы, собственно, уже давно вместе, - добавляет Офинд. - Девочка, которая на церемонии стояла позади нас, - это наша дочка Кристина, ей пять лет. До сих пор нас как-то не заботило то, что наши узы не освящены официальным браком. Но мы оба страстно любим футбол и решили, что лучшего способа отметить такое великое событие, как чемпионат мира, нам не найти.

ФИФА дала согласие, и Жоао Авеланж назвал необычное бракосочетание лишним примером того, как футбол сближает людей разных национальностей. Марш Мендельсона в Марселе прозвучал особенно празднично на фоне того, что творили днями раньше в этом же городе английские фанаты, а в Лансе немецкие. Норвежец и бразильянка вернули чемпионату мира ощущение праздника.

Как полагается, жених в черной визитке и цилиндре был безупречно элегантен, а невеста, смахивавшая слезу под белой фатой, - очаровательна. Как полагается, священник произносил подобающие случаю слова. Правда, придав напутствию молодым футбольный оттенок: "Дети мои, берите пример с футболистов: помните, что успеха добивается только та команда, которая индивидуальное мастерство сочетает с преданностью командным интересам. В браке, как и в футболе, победа не дается легко - ее приносят терпение и каждодневный труд".

Слова падре были услышаны и футболистами. Видимо, до норвежцев они дошли лучше, чем до бразильцев. Терпение и труд до последних секунд матча принесли им выход в следующую стадию чемпионата мира - правда, не без помощи американского судьи Бахармаста. Для Офинда Экланда - уже как болельщика - вечер закончился на более радостной ноте, чем для его молодой жены. Но, наверное, в конце концов они решили: все, что ни делается, к лучшему - итоги турнира в группе А устроили обоих супругов.