Газета Спорт-Экспресс от 9 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 4

9 июня 1998

9 июня 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. СЕДЬМОЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ КАНАДЫ"

Характер канадских гонок своеобразен. Трудно сказать, что тому причиной. Может быть, виной всему имя, которое носит автодром Монреаля: Жиль Вильнев не отличался спокойным темпераментом, а в доброй трети из своих 67 "Гран-при" вел себя предельно агрессивно.

В истории "Больших призов" даже самые великие знатоки не припомнят случая, чтобы машина безопасности трижды вмешивалась в ход борьбы. Такое случается в гонках американской серии CART, но для "Формулы-1" это случай вопиющий. Но именно это имело место в Монреале.

Однако даже не пять стартов - главная отличительная черта "Гран-при Канады". А то, как провел эту гонку двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер. Конечно, еще накануне визита в Квебек он открыто дал понять, что считает седьмой этап нынешнего чемпионата ключевым для судьбы "Феррари" в сезоне-98. Но это никак не оправдывает действий немца. Человек, имеющий столь устойчивую репутацию топ-пилота и на протяжении нескольких лет возглавляющий GPDA, ассоциацию пилотов, призванную обеспечивать безопасность своих членов на трассах, не имеет права на подобное. Его маневр против Френтцена был опасен с любой точки зрения. По меньшей мере странно видеть подобное в исполнении человека, считающего себя главным борцом за безопасность! Но самое потрясающее - так это тот факт, что за столь дикий маневр, лишь по счастливой случайности не закончившийся трагически, Шумахер, по сути, не понес наказания.

А за противоречащую всем правилам срезку поворота после также довольно опасной атаки на Дэмона Хилла его вообще никак не оштрафовали! В то время как, к примеру, на "Гран-при Японии" 1989 года Айртона Сенну за аналогичный проступок фактически лишили возможности бороться за титул чемпиона мира, а в 1993-м в Хоккенхайме оштрафовали Алена Проста, который, между прочим, срезал поворот, пытаясь избежать фатального столкновения (прямо перед носом его "Уильямса" развернуло Мартина Брандла). Впрочем, оба великих чемпиона по сравнению с Шумахером были в уязвимой позиции: оба они выступали не за "Феррари"...

Алый комбинезон с эмблемой черного вздыбленного жеребца - хорошая индульгенция нынешнему любимцу Скудерии: опасаясь того, что чемпионат окончательно утратит интригу, руководство FIA готово сквозь пальцы смотреть на любые действия Шумахера и "Феррари", поскольку только Шумахер и "Феррари" на данный момент способны хотя бы теоретически конкурировать с "Макларенами". Которые, в отличие от итальянской команды, добывают свои победы чисто.

Вот что думают о воскресных событиях действующие лица воскресного канадского триллера.

Жан ТОДТ,спортивный руководитель "Феррари": "Невероятная гонка! Не берусь даже вспомнить, когда в последний раз я видел машину безопасности, трижды выезжавшую на трассу! Первая остановка гонки красным флагом здорово помешала Михаэлю - он прекрасно стартовал и имел все шансы опередить не только Мику Хаккинена, но и Дэвида Култхарда. Затем 10-секундный штраф стоил ему потери в общей сложности более 20 секунд и нескольких мест. Несмотря на все эти помехи, Михаэль провел незабываемую, великолепную гонку и принес "Феррари" такую необходимую победу".

Эдди ИРВИН,второй пилот "Феррари": "Михаэль ярко продемонстрировал сегодня, что случается, как только мы оказываем давление на "Макларен".

Жак ВИЛЬНЕВ: "После бесчисленных столкновений Шумахера с Дэмоном (Хиллом. - О.Л.), после прошлогодней аварии в Хересе (когда Шумахер пытался выбить с трассы канадца, которого перед финалом чемпионата мира опережал всего на одно очко. - О.Л.), после того, что он сделал с Диницем две недели назад в Монако (совершенно бессмысленная атака Шумахера, отстававшего от бразильца на круг, чуть не стоила Диницу гонки. - О.Л.), я уже ничему не удивляюсь. То, за что других наказывают, для Шумахера - фирменный стиль. Ему сошел с рук Херес, и десять секунд штрафа, которыми его на этот раз наказали за выкинутого с трассы Френтцена - хорошая шутка. Лично я посмеялся. Что касается меня, то я, конечно, расстроен результатом, но в конце концов я обогнал-таки Физикеллу!"

Хайнц-Харальд ФРЕНТЦЕН: "Когда он (Шумахер. - О.Л.) пришел в боксы "Уильямса", чтобы вроде бы извиниться передо мной, первое, что он сказал: "Я тебя не видел!" Три года подряд не видел Хилла, в прошлом году в Хересе не разглядел Вильнева, в Буэнос-Айресе в апреле не заметил Култхарда, теперь вот - меня... Любопытная слепота, не правда ли? Между прочим, на пилотском брифинге перед стартом мы специально обратили внимание на то, что в Монреале выезд с пит-лайн довольно опасен. И договорились: дабы избежать аварийных ситуаций, пилот, покидающий боксы, должен не сразу выходить на нормальную траекторию, а до входа в первый поворот держаться метра на три-четыре левее. Шумахер громче других ратовал за безопасность. Я не мог не напомнить ему разговора на брифинге. И в ответ услышал: "Ну чего ты так нервничаешь, старик? Я же извинился..."

Жан АЛЕЗИ: "Маневр Шумахера даже комментировать не хочу. Этот парень давно доказал, что понятие "фэйр-плей" (честной, благородной спортивной борьбы. - О.Л.) для него пустой звук. Что касается меня, то поначалу дела складывались таким образом, что позволяли надеяться на приличный результат. Я совершил отличный старт и вполне мог обогнать оба "Уильямса", потому что моя машина шла явно быстрее. Однако в нынешней "Формуле-1" я вынужден гоняться против мальчишек, воображающих, что гонка длится от силы два круга. Как ни тормози, как ни осторожничай, все равно отыщется какой-нибудь глупец, который тебе все испортит. Остается лишь с тоской вспоминать, что, к примеру, с Найджелом Мэнселлом мы могли сражаться друг с другом на протяжении 60 кругов (Япония-94. - О.Л.) и при этом оба добирались до финиша. Конечно, я расстроен, потому что я - профессионал, и мне неприятно, когда кто-то малопрофессиональный пускает псу под хвост мою работу".

Дэмон ХИЛЛ: "Шумахер, безусловно, очень талантливый пилот, к тому же имеющий широкий простор для деятельности - всегда делает, что хочет! Регламент работает на него, и он при любых обстоятельствах выходит сухим из воды. Жестокая атака на Френтцена - вещь, недопустимая для профессионала. Не доверяю ни одному из сказанных им слов. И не вижу, почему должны это делать другие. Как может обвинять кого-то человек, сам повинный в опаснейшей езде?"

Под занавес - комментарии к воскресенью главного действующего лица, самого Михаэля ШУМАХЕРА. Во все времена считалось, что лучшая защита - это нападение. Сей прием за семь лет карьеры в "Формуле-1" Шумахер освоил в совершенстве. Поэтому первое, что он сделал на традиционной пресс-конференции с призерами "Гран-при", это... обвинил в опасной езде Дэмона Хилла. Напомним, что на 38-м круге два старых неприятеля сошлись в горячей дуэли за второе место: Хилл защищался, Шумахер атаковал. Обманным маневром немец пробил брешь в обороне англичанина, но тот немедленно попытался восстановить статус-кво - контратака Хилла привела к тому, что "Феррари" и "Джордан" чуть было не стукнулись колесами! Но не стукнулись...

- Вы наверняка не захотите услышать слова, которые я бормотал про себя в этот момент, - натянуто улыбался Шумахер, - потому что этот маневр был, безусловно, опасен. Если кто-то хочет убить тебя, ему лучше выбрать иной способ! Мы шли 320 км/ч! На такой скорости трижды пересекать шоссе поперек, защищая свои позиции, непозволительно. О'кей, один раз ты можешь это сделать, но - трижды?!... Мы чуть было не ударились колесами! Я был страшно зол и еще выясню у стюардов, почему его не наказали за этот вопиющий маневр. Да, я знаю, что срезал поворот, но мне вообще повезло, что я удержал машину и хотя бы так смог в него вписаться! Непозволительно столь опытному гонщику ездить так опасно. Непременно скажу ему несколько слов по этому поводу.

Однако обманный маневр Шумахеру удался слабо - пресс-центр непременно хотел узнать, что он думает о собственной опасной езде.

- Я даже не знал, что случилось! - почти искренне изумился Шумахер. - Когда из боксов мне по радио сообщили, что нужно ехать на штрафную остановку, я не понял - за что: я ведь был внимателен и не превысил скорости на пит-лайн. При выезде я посмотрел назад - там никого не было. Потом направо (как раз справа от "Феррари" и был "Уильямс" Френтцена. - О.Л.) - и там никого не увидел. Поэтому я и повернул руль, чтобы занять обычную траекторию. В зеркала в самом деле ничего невозможно разглядеть, так что я и не подозревал о том, что случилось. Но если вы говорите, что я спровоцировал вылет Френтцена, я должен буду пойти и принести ему мои извинения.

Чем кончился визит Шумахера к Френтцену, вы уже знаете.

В связи со всем вышеизложенным возникает вопрос: вел бы себя Шумахер так же, мягко говоря, вызывающе, если бы после столкновения с Вильневом на "Гран-при Европы" осенью прошлого года в Хересе его наказали бы так, как он того заслуживал? Напомню, что многие ожидали - за явно намеренную попытку выбить с трассы конкурента в борьбе за титул чемпиона мира Шумахера дисквалифицируют на несколько стартовых гонок сезона-98 (именно на таком наказании настаивали многие владельцы команд "Ф-1" и известные в прошлом гонщики). Но вместо этого у немца отобрали то, что ему и так не было нужно, - второе место в чемпионате-97, оставив при этом все набранные очки и пять завоеванных побед.

Говорят, что бессрочных кредитов не бывает. Любой рано или поздно заканчивается. Любопытно узнать: как долго еще будет действителен кредит, выданный Шумахеру при протекции "Феррари"?

Ольга ЛИНДЕ