Газета Спорт-Экспресс от 29 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

29 мая 1998

29 мая 1998 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

ЗАОКЕАНСКИЙ ХОККЕЙ: НАСТУПАЮТ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА?

Человек предполагает, а Бог располагает. Все, казалось, идет к тому, что хоккей в Америке вот-вот заживет такой же роскошной жизнью, как ее давние любимцы - футбол (американский), баскетбол и бейсбол. Он уже приступил к завоеванию еще недавно знать его не знавших южных штатов. Его уже принял в свои объятия FOX - телеканал с миллиардным бюджетом, один из ведущих в США. Средняя годовая зарплата его игроков уже перевалила за миллион долларов. И вдруг как снег на голову явные признаки кризиса.

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

Евгений РУБИН - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке.

Вот они, эти безошибочные свидетельства. Рейтинг репортажей о хоккейных матчах регулярного чемпионата упал в сравнении с прошлым сезоном на канале FOX на 26%, на спортивном канале ESPN - на 17%. Не принес ожидаемого подъема розыгрыш Кубка Стэнли. Тут тоже падение, соответственно на 15 и 33%. И произошло это с игрой, которую телереклама называет COOLEST - "самой крутой".

Военная история содержит великое множество примеров того, как самые могучие армии проигрывали успешно развивавшиеся кампании из-за слабости своих тылов. Совершенный хоккеем бросок на Юг привел к завоеванию нескольких американских штатов - Флориды, Калифорнии, Техаса, Аризоны. Но одновременно позиции хоккея потеряли прочность там, где он утвердился давно и, казалось, навечно. Сейчас, когда наступила пора кубковых полуфиналов, которые здесь для пущей важности именуются финалами конференций, особенно ясен масштаб этих потерь. Среди четырех продолжающих борьбу за Кубок команд нет ни одной из Канады, родины хоккея.

Правда, коренные канадцы рассеяны по всем клубам, их в НХЛ около 70 процентов. Но нет на свете болельщика, чьи симпатии переходят от его команды к другой, если туда переметнулся и его любимец. Бывший идол едва ли не всей французской Канады Патрик Руа превратился в ее врага с того момента, как оставил свой пост в воротах "Монреаля" и перешел в "Колорадо", пусть сам Руа ни сном ни духом в перемене своей судьбы не виноват. Вот окончится его карьера, вознесут свитер с его игровым номером к куполу монреальского катка в знак высшего почета и признания прошлых заслуг перед клубом, и дружно поднимутся на ноги трибуны и устроят долгую овацию великому вратарю. Пока же он - вратарь соперника "Канадиенс", а значит, чем больше пропускает, тем лучше.

Но сам по себе "Монреаль" еще с грехом пополам удерживает приличное положение в НХЛ. А клуб столь же крупного хоккейного центра этой страны "Торонто" - в полном упадке, и подъем не предвидится. "Калгари" - некогда чемпион - тоже скатился на задворки. Квебек и Виннипег, того хуже, вообще потеряли команды. А Эдмонтон едва свою сохранил. И скорого улучшения позиций клубов родины хоккея не предвидится.

Продвижение хоккея в глубь США не компенсирует, во всяком случае пока, зрительских потерь на севере континента. В Канаде страстью к этой игре охвачена вся страна, в США у нее могучие конкуренты в лице игр-аборигенов, прежде всего баскетбола, сезон которого полностью совпадает с хоккейным и репортажи о матчах которого идут в те же дни и часы, что хоккейные, только по другим телеканалам.

Раздвигая границы своего влияния, НХЛ одновременно - продолжим аналогию с военными действиями - растягивает коммуникации. Не готовит молодежный хоккей Северной Америки такого количества мастеров достаточно высокого класса, чтобы укомплектовать ими 26 команд лиги. А о суперзвездах и говорить не приходится. Приток европейцев выручает только частично.

Звезды - и прежде всего наиболее привлекательные для публики звезды атаки - распылены по клубам, как по Млечному пути. Если мы станем подсчитывать их количество в отдельных командах, окажется, что лишь "Детройт" располагает тремя из категории относимых к числу великих - это Сергей Федоров, Стив Айзерман и Брендан Шэнахэн. По две в "Колорадо" (Петер Форсберг и Джо Сакик), "Филадельфии" (Эрик Линдрос и Джон Леклер), "Питтсбурге" (Яромир Ягр и Рон Фрэнсис), "Ванкувере" (Марк Мессье и Павел Буре) и "Далласе" Джо Нуиндайк, который давно не играет из-за травмы, и Майк Модано). У остальных в лучшем случае по одной, а то и нет звезд вовсе.

Это обстоятельство имеет непосредственное отношение к зрелищности матчей. Американская публика приучена к тому, что любая игра полноценна, если счет растет постоянно и голов (пусть в некоторых играх это называется иначе) много. Но чем меньше в команде корифеев атаки, тем легче их нейтрализовать. Наладить организацию обороны в хоккее, как и в футболе, проще, чем наступление. В наступлении роль одаренного яркой индивидуальностью игрока приобретает особое значение. И пусть нынешнее снижение средней результативности справедливо объясняют распространившейся тактикой ловушек в середине площадки, ростом класса вратарей, их более совершенным снаряжением, судейскими строгостями, но распыление самых искусных форвардов - тоже причина этой тенденции, и далеко не последняя.

Нынешний розыгрыш Кубка Стэнли во многих отношениях не типичен, и это - следствие общих тенденций. За бортом остались команды, в которых играют самые привлекательные для зрителей в течение полутора десятков лет Уэйн Гретцки, Марк Мессье и полюбившийся им за последние годы Буре. После первого же круга сошел Эрик Линдрос. Вслед за ним пришлось покинуть лед до следующего сезона Джо Сакику и Петеру Форсбергу.

Я смотрю хоккей в Америке 20 лет. Первые 15 из них до полуфинальных высот добирались безусловные фавориты, ведомые только что названными и другими знаменитостями. Исключением была "Миннесота". Теперь такое вошло в обычай. В 1995-м не выделявшийся по составу "Нью-Джерси" выиграл Кубок Стэнли. Затем вырвалась почти на вершину "Флорида". А в этот раз один из полуфиналов разыгрывают никем не принимавшиеся в расчет "Баффало" и "Вашингтон". В биографиях обоих клубов это - высшее достижение.

Можно спорить о том, на пользу ли это хоккею и что сулит ему превращение в главных действующих лиц былых статистов, не обогатившихся звездами. Лично я думаю, что это предвестник расцвета. Но одно дело - перспектива на не столь уже близкое будущее и совсем другое - зрительский успех.

Куприн вложил в уста персонажа одного из своих рассказов, артиста, фразу: "Публика - дура, она не поймет". Ирония автора относится не к публике, а к артисту. Но доля правды в его утверждении есть: нельзя требовать от зрителя, чтобы он вникал в проблемы увлекшего его. вида спорта. Он тратит время и деньги не ради угадывания видов на будущее, ему подавай яркий спектакль сегодня. А о перспективах он в журнале прочитает.

Кроме тех причин снижения интереса к хоккею в Северной Америке, о которых я сказал и которые представляются мне органичными, есть и другие, назовем их так - привходящие. Есть в США места, где хоккей утвердился давно, и прочно. Среди них Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго и их окрестности. Однако ни "Рейнджерс", ни "Айлендерс", ни "Чикаго" в розыгрыше Кубка не участвуют, а "Нью-Джерси" и "Филадельфия" выбыли на первом этапе. Но зрелище борьбы за первенство, в которой не занята твоя команда, если и вызывает, интерес, то не жгучий и с примесью раздражения. Такое зрелище не обидно и пропустить.

Естественно, не прибавил хоккею славы в Северной Америке и исход олимпийского турнира в Нагано. Ей твердо обещали, что этот турнир будет триумфальным для ее сборных. Но мало того что они возвратились из Нагано на щите, сборная США к тому же опозорила себя дебошем в Олимпийской деревне. Ошибается тот, кто думает, будто американские любители спорта остались безучастны к этой истории. И сегодня, через три месяца после случившегося, о том дебоше говорят и пишут здесь много и с возмущением.

Да, сложную пору, не будет, пожалуй, ошибкой сказать - самую сложную, переживает НХЛ. Возможно, так и должно быть. Первая буква в аббревиатуре, скрывающей ее название, - "Национальная". А замахнулась она на превращение во Всемирную. Будем надеяться, что это - жертва качества ради выигрыша темпа и что время работает на НХЛ. Спрос рождает предложение. А раз так, мировой хоккей должен насытить ее потребность в мастерах высокого класса.