Газета Спорт-Экспресс от 26 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

26 мая 1998

26 мая 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ШЕСТОЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ МОНАКО"

Угонки в Монте-Карло в чемпионатах мира издавна особый статус. Чемпионат в чемпионате - так называют этот этап сами гонщики. А те, кто следит за "Большими призами" со стороны, дали "Гран-при Монако" еще одно название: гонка пилотов. Конечно, здесь, как и везде, и шасси должно быть на уровне, и мотор с резиной в порядке. Но все-таки главную роль играют мастерство, опыт и выдержка гонщиков. Все эти качества в минувший уик-энд с блеском продемонстрировал победитель Мика Хаккинен. Но, несмотря на триумф финна, еще несколько действующих лиц этой гонки мы не имели права оставить за кадром.

ДЭВИД КУЛТХАРД: РАССТРОЕН, НО НЕ ПОВЕРЖЕН

Можно тысячу раз сказать: Монако совершенно особенная гонка, своеобразный чемпионат в чемпионате, трасса, представляющая вызов наивысшей сложности абсолютно для каждого гонщика, пик всего чемпионата. И в тысячу первый раз придется повторить все эти слова снова - такова уж магия этого места. Здесь и новичок, и ветеран каждый раз стартуют как будто в первый раз.

Монако предоставляет любому гонщику великолепную возможность заявить о себе в полный голос. А именно это сейчас так необходимо сделать второму пилоту "Макларена" Дэвиду Култхарду. Для того чтобы завязать борьбу в чемпионате, чтобы понервировать своего товарища по команде Мику Хаккинена, чтобы поверить в собственные силы, наконец. Но, как и две недели тому назад в Барселоне, шотландец ничего не смог противопоставить спокойному, полностью сконцентрированному и одновременно расслабленному Хаккинену.

-После красивейшей, сверхуверенной победы в Имоле от вас ждали взлета. Но уже в Барселоне преимущество Хаккинена было почти подавляющим...

- Дело в том, что на каталонской трассе для успеха просто необходимо быть сверхуверенным при атаке поворотов. Мике это удалось, мне нет. Моя бригада механиков старалась и так и сяк - а это всегда плохой знак. Я с трудом удержал машину на трассе, в то время Мика все улучшал и улучшал время на круге...

-В таком случае, с какими чувствами вы прибыли на "Гран-при Монако"?

- Трасса здесь совершенно иная и, как никакая другая, представляет для гонщика колоссальные трудности. Причем в основном психологические - достаточно одной мельчайшей ошибочки, ты вылетаешь из гонки - и ничего уже поправить нельзя: ветераны утверждают, что красота Монако в том, что эта трасса никогда не дает второй попытки... Она настолько витиевата, что иногда, выходя из дома пройтись до супермаркета и купить что-нибудь типа рулона туалетной бумаги, я совершенно искренне недоумеваю про себя: "Какому безумцу пришло в голову проводить здесь гонки?!"

...Култхард может сколько угодно проклинать того, кто 56 лет назад придумал "Гран-при Монако", но к гонке этой он относится с должным пиететом. Одна лишь деталь: в ночь с субботы на воскресенье у себя дома он просмотрел несколько видеозаписей старых "Гран-при Монако", и в том числе - видеозаписи, сделанные с телекамеры, установленной на его собственном болиде. Но помогло мало...

-После квалификации вы снова, как и в Мельбурне, Сан-Паулу и Барселоне, стояли позади Хаккинена...

- Естественно, своим вторым местом на стартовой прямой я не очень-то доволен. Но "благодарить" за это мне надо не только себя, но и все те медленные машины, что попадались мне на пути в квалификации. Лишь первый и третий выезды из боксов были свободными. На самом же последнем из моих быстрых кругов я совершенно некстати оказался позади Жака Вильнева. Ехал за ним и удивлялся - чего это он меня придерживает? Уже позже, просматривая итоги квалификации и увидев его фамилию лишь на 14-м месте, я понял, что он не придерживал меня - просто не мог ехать быстрее, и перестал обижаться... Так что неизвестно, что бы произошло, представься мне возможность совершить под самый конец сессии по-настоящему чистый круг. Думаю, что поул был бы мой!

Здесь, в Монако, особенно важно быть впереди (хотя бы и на первой линии) - именно это дает возможность полностью контролировать гонку, идти со своей скоростью, чувствовать себя абсолютно комфортно. Здесь не надо "печь" быстрейшие круги - обычно это удел отстающих. Но шансы на победу, даже при старте со второго места, все же есть. И в гонке я всегда чувствую себя увереннее. К тому же второе место - лучшее после первого! И оно было моим.

-Каковы же были планы на "Гран-при"? Вы думали, что стратегия пит-стопов может решить исход гонки?

- Стратегия и тактика действительно играют большую роль. В особенности в нынешнем сезоне. Жара, сложная трасса с обилием медленных поворотов, где необходимо жестко тормозить, - все это отнюдь не благоприятствует хорошему состоянию резины. Но тем не менее я прекрасно понимал, что решающим будет первый поворот. Наилучшая возможность для входа в Сен Девот - по внутренней стороне. Кстати, именно с этой стороны и располагается место поул-позишн. Поэтому для того, чтобы первенствовать в этом повороте, надо на стартовых 150 метрах обогнать своего оппонента. К тому же я надеялся на чисто тактическую борьбу на пит-стопах. Часть планов сработала, часть нет. Да, я не выиграл у Мики старт, но продолжал держаться за ним, не отпуская слишком далеко.

-Вы хотели поиграть в кошки-мышки?

- При практически полной невозможности обгона волей-неволей приходится ждать. Кстати, это не всегда плохо. К тому же экономишь силы. Правда, в Монако это занятие приобретает оттенок некой двусмысленности: никому, да и самому гонщику, неясно - то ли он выжидает, то ли банально не в состоянии обогнать соперника. Я все-таки попытался прессинговать Мику сзади, чтобы посмотреть, что же произойдет. Но все эти планы пошли прахом в тот момент, когда совершенно внезапно отказал двигатель.

Уже после гонки Норберт Хауг принес шотландцу извинения от имени "Мерседеса", чей мотор лишил Култхарда возможности провести по-настоящему великолепную гонку. А поклонники Дэвида преподнесли ему кружку пива и плитку шоколада. Это были единственные подарки, полученные им за весь уик-энд.

Разрыв между гонщиками "Макларена" достиг уже 17 очков. И все же сбрасывать Култхарда со счетов не стоит. "Я расстроен, но не повержен. Прошло всего шесть гонок чемпионата, и маятник удачи еще не раз качнется и в одну, и в другую сторону", - справедливо считает он.

Михаэль ШУМАХЕР: РЕЦИДИВ БЕЗУМИЯ

Нет нужды лишний раз напоминать, что из всех ныне действующих гонщиков именно двукратный чемпион мира имеет самый внушительный послужной список: нынешняя гонка была для лидера "Феррари" седьмым стартом в Монако, и за предыдущие шесть он пять раз принимал старт с первой линии поля (в том числе дважды - с поула), трижды выигрывал здесь гонки и еще однажды был 6-м.

Поэтому накануне старта подавляющее большинство завсегдатаев паддоков "Гран-при" (думается, и "Макларен" не исключение) в своих прогнозах отводило положение фаворита именно Шумахеру. В том числе и он сам, и глава спортивной службы "Феррари" Жан Тодт, и президент Скудерии Лука ди Монтеземоло, и владелец команды экс-президент "Фиата" Джанни Аньели. С ними со всеми минувший уик-энд в Монако сыграл злую шутку.

Вообще приключения "Феррари" в Монако, как говорится, ни в какие ворота не лезут. Если припомнить, сколько раз Михаэль Шумахер и его партнер Эдди Ирвин вылетали с трассы, безжалостно круша драгоценные алые автомобили, становится не по себе - можно сказать, что за три дня заездов гонщики Скудерии превысили сезонный лимит ошибок! Особенно это касается Шумахера, который, если говорить абсолютно честно, не был похож сам на себя. Хотя и старался при этом соблюдать хорошую мину.

Накануне гонки, между делом признав, что придает ей очень большое значение, Шумахер сказал: "Монако - кое-что особенное в календаре "Гран-при". Гонка на закованных в стальные рельсы отбойников улицах - занятие увлекательное. Обгоны тут практически невозможны. Лишь в "Левее" есть маленький шанс, но чтобы сделать это, нужно идти на громадный риск. В том, что касается гонки, я - оптимист. Предсказываю, что в Монако "Феррари" будет гораздо более опасна для "Макларена", чем где-либо еще. Если мы будем в нескольких десятых после квалификации, то получим отличный шанс. Впрочем, гонка в Монако всегда опасна, но мы располагаем всем необходимым для того, чтобы свести риск к минимуму".

На деле же на эти несколько дней Шумахер словно забыл, что взлелеянный им прагматизм (который, бесспорно, есть сильнейшая сторона характера Шумахера) в сегодняшней "Формуле-1" гораздо плодотворнее безрассудного авантюризма. Хотя, может быть, все случившееся с Шумахером было лишь некоей разновидностью, скажем так, неудавшегося прагматизма?

Первое, что сделал Шумахер в четверг во время свободных тренировок, это вдребезги разбил "Феррари" напротив казино. И сухо констатировал: "Машина прекрасная, а инцидент - плод моих экспериментов. Мы все еще позади "Макларена", но совсем чуть-чуть".

Бесплодный четверг не лишил Шумахера оптимизма. Он пообещал, что свой предстоящий поул посвятит Аньели: престарелый хозяин Скудерии намеревался присутствовать при этом лично.

В субботу перед квалификацией Шумахеру не удалось сделать на тренировках фактически ни одного круга - отказала трансмиссия, да так круто, что механики Скудерии еле-еле успели починить машину к часу пополудни. Тем не менее на квалификацию Шумахер вышел на запасной машине. И обещания, данного накануне, не сдержал - всю квалификацию он пытался унести ноги от напористого Физикеллы на "Бенеттоне", но третьего места так и не отстоял. "В четверг мне казалось, что я буду гораздо ближе к времени поул-позишн. Но все, что я мог сделать в субботу, это сбросить со своего результата еще десятую", - сказал он. И добавил, что в гонке тем не менее рассчитывает на подиум.

То, как Шумахер провел эту гонку, вообще ни на что не похоже. Стартовав 4-м, он надолго застрял за Физикеллой, но это-то было как раз нормально: опытный немец без нужды никогда не ввязывается в гоночные потасовки, тем более с молодыми соперниками, и Физикеллу он легко оставил позади после очередного грамотно отработанного пит-стопа. А вот почему вскоре после этого он полез атаковать другого бенеттоновца, Вурца, остается тайной. Особенно если учесть, что к моменту безумной атаки Шумахера в "Левее" Вурц еще ни разу не был в боксах, и предстоящий неминуемый пит-стоп без проблем выводил Шумахера на второе место в гонке, которое при его-то опыте ничего не стоило сохранить до финиша. Даже несмотря на то, что Вурц шел "Гран-при Монако" с одним пит-стопом, а для Шумахера их было запланировано два.

Увы. К слову, за этот отчаянный маневр перед немцем хочется снять шляпу - с тех пор, как Шумахер приобрел имидж мэтра (а это случилось года эдак четыре назад), ничего подобного в его исполнении видно не было. Даже его кавалерийские атаки на Хилла в дни их жарких междуусобиц в сравнение не идут. Но создается впечатление, что, атакуя в "Левее", Шумахер ошибся. Он явно не принимал в расчет, что у юного австрийца могут оказаться настолько крепкие нервы. В итоге - два довольно жестких столкновения (это стало ясно после скрупулезного анализа видеозаписи) и заезд в боксы. Где Шумахер совершил вторую абсолютно дикую для человека с такой, как у него, репутацией всевидящего и всезнающего гения ошибку. Он... вышел из машины! В то время как механики явно не обнаружили поломки, которая не позволяла бы продолжить гонку. Когда он снова оказался в кокпите, то вернулся на трассу последним, имея три круга отставания даже от Оливье Паниса.

Остается тайной не только атакующий маневр Шумахера против Вурца, но и то, зачем в концовке гонки он был так безоглядно агрессивен: от весьма опасных атак двукратного чемпиона мира пострадали Дэмон Хилл, едва унесший ноги от "Феррари" в петле перед бассейном (пришлось даже срезать путь, рискуя заработать дисквалификацию), и Педро Паулу Диниц, сражавшийся с судьбой за свое первое очко в нынешнем чемпионате. Как он увернулся от тарана Шумахера на выходе из тоннеля, уму непостижимо!

После гонки Шумахер даже не попытался приоткрыть завесу тайны над своими безумствами. Его комментарии ничем не отличались, скажем, от комментариев после "Гран-при Аргентины". "Я попытался пройти Алекса, потому что посчитал, что между его машиной и отбойником достаточно места. Мы столкнулись, это был обычный гоночный инцидент - я не могу обвинять в нем Алекса. После инцидента с Вурцем моя машина была повреждена, - сказал он, - я ощущал какую-то неполадку в задней части. Думал, что гонка для меня кончена, но механикам удалось подправить ось - и я продолжил соревнование, хотя машина была уже далеко не так хороша. Потеряв на пит-стопе три круга, я не мог рассчитывать на многое. Оставалось надеяться на то, что внезапно пойдет дождь, или едущие впереди соперники сойдут из-за аварий, и мне удастся заполучить хотя бы очко".

Очка Шумахер не получил, хотя приложил максимум усилий для того, чтобы "едущие впереди соперники сошли из-за аварий". Но заявил: "В следующих гонках мы должны быть более конкурентоспособны".

Жан АЛЕЗИ: НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ

Не скоро забудут поклонники Жана Алези 56-й "Гран-при Монако". Гонки на запутанных улочках карликового княжества всегда удавались Жану, хотя и не всегда заканчивались так, как ему хотелось бы. Тем не менее француз из "Заубера" - один из тех, у кого сложились довольно теплые взаимоотношения с этой непростой трассой: за восемь стартов четыре финиша в очках (в том числе трижды - на подиуме), дважды подряд, в 1996-м и 1997-м, с лучшим временем гонки на круге. Для фанатов Алези не секрет, что сумасшедший характер монакской трассы как нельзя под стать почти такому же сумасшедшему характеру Жана.

Поэтому и нынче, даже несмотря на неутешительные результаты квалификации (только 11-е место) и сам пилот, и его нынешняя команда, и болельщики надеялись на лучшее. Надежды почти сбылись. Как сказал потрясенный Петер Заубер: "Жан в очередной раз гениально стартовал (отыграть два места со старта ни, трассе, где негде обгонять, дорогого стоит! -Прим. авт.) и провел абсолютно безошибочную гонку. Пятое место должно было стать хорошей наградой ему и за правильно выбранную стратегию, но подвела коробка передач...".

Спасибо телевидению - миллионы людей могли видеть, как покинувший кокпит беспомощного "Заубера" Жан рухнул на колени и не спешил снимать свой зеркальный (привычный дизайн был изменен, как пообещал Алези, всего на одну гонку по просьбе фирмы-изготовителя) шлем, пряча под ним слезы...

- Это был настоящий шок, - позже, уже на борту "запаркованной" напротив паддоков яхты, прокомментировал француз. - Сойти за шесть кругов до финиша... Это разочарование нисколько не меньше пережитого мною в "Бенеттоне" (в 1996-м Жан имел отменный шанс выиграть "Гран-при Монако", но сошел из-за поломки. - О.Л.)... Поймите, эти два очка для меня сейчас сродни победе. Мне в очередной раз удался старт - я пошел на риск, и он оправдался. В Монако, если хочешь преуспеть, иногда нужно рисковать! Машина вела себя идеально, и вскоре стало отчетливо ясно, что стратегия двух пит-стопов, которую я выбрал, принесет ожидаемые плоды. Но примерно за дюжину кругов до финиша, я потерял третью передачу, затем почти сразу же вторую. Пару кругов был уверен, что машина вот-вот остановится, но сумел заставить ее двигаться, используя только 5-ю и 6-ю передачи, хотя это и было архисложно при торможениях. Я проходил связку поворотов возле бассейна на пятой передаче, когда коробку заблокировало на нейтрали. Больше я не мог включить ни одной передачи! Выдернул руль и вновь воткнул его на место, пытаясь заставить заработать трансмиссию, - оставалась надежда, что это были проблемы, связанные с электроникой. Но бесполезно...".

Интересно, что свое 11-е место в квалификации Жан на этот раз переживал совсем не так тяжело, как, например, в Имоле. Тогда черный от разочарования Алези звонил своему другу Герхарду Бергеру в поисках моральной поддержки. Что посоветовал невозможный австриец? "Ты принимаешь все слишком близко к сердцу, мой милый, - сказал Герхард. - Послушай моего совета - зайди в караван "Уильямса", найди там моего друга - ты знаешь, кого, он нальет тебе стаканчик сливовой граппы. Выпей, расслабься, потом позвони - и мы поговорим". История умалчивает о том, последовал ли Жан совету друга. Но гонку в Имоле он провел значительно плодотворнее, чем квалификацию.

Кстати, именно в Имоле президент Скудерии Лука ди Монтеземоло пообещал Алези, что вскоре "Заубер" получит в свое распоряжение более мощную версию мотора "Феррари" (под названием "Петронас"). Монтеземоло слово сдержал - накануне Монако Жан тестировал новый движок и остался им чрезвычайно доволен. В условиях "Гран-при" этот мотор впервые будет смонтирован в Канаде. Света в конец тоннеля ждать осталось совсем недолго.

Ольга ЛИНДЕ, Лина ХОЛИНА