Газета Спорт-Экспресс от 10 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

10 марта 1998

10 марта 1998 | Футбол - Испания

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ИСПАНИИ. 28-й тур

ПОТЕРПЕВ КРАХ В ЕВРОПЕ, "БАРСА" ОТЫГРЫВАЕТСЯ В ИСПАНИИ

Окончание. Начало - стр. 1

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

из Барселоны

"КОРОЛЕВСКИЙ КЛУБ" СЛОВНО ПРЕДЧУВСТВОВАЛ ПОЗОР НА "НОУКАМП"

В первый день марта, то бишь на следующий после непростой игры с дерзкой, не признающей авторитетов, "Мальоркой", футболисты "Реала" в 10.00 собрались на тренировку на "Сантьяго Бернабеу". Программа ее была настолько облегченной, что в многочисленных паузах они успевали поделиться свежими и оттого еще более приятными воспоминаниями о прошедшем матче. Но только между собой, оставив на голодном пайке многочисленных репортеров с камерами и блокнотами, поджидавших их у служебного выхода. Исключение составил лишь вратарь Бодо Илльгнер, которому впервые за чемпионат доверили место в воротах, и его, естественно, распирало от желания пообщаться с прессой, которую до этого события он не очень-то и интересовал. А тут к тому же, на его счастье, с родины голкипера подъехала бригада германского телевидения, и со своими соотечественниками в преддверии четвертьфинальной встречи Лиги чемпионов с "Байером" Илльгнер был особенно словоохотлив.

Что же до остальных, то они - Роберто Карлос, Зеедорф, Пануччи, Шукер, Карамбе, Морьентес - со скоростью спринтеров проносились мимо нас, удостоенных специальных аккредитаций, позволявших побывать на тренировке "Королевского клуба". Дольше других - два с лишним часа - заставили себя ждать Миятович, Йерро и Рауль. Создавалось впечатление, что они как раз точно никуда не спешат, а раз так, значит, наверняка уделят минут пять-десять жаждущей общения журналистской братии. Но, как выяснилось чуть позже, звезды давно покинули пределы стадиона, пробравшись к своим машинам в подземный гараж через неведомые нам тайные подтрибунные лабиринты.

- Не стоит ни на кого обижаться, - сказал мне Роберто Карлос, когда в 16.00, как мы и договорились, я связался с ним по телефону. - Мы ведь дома теперь будем только через неделю.

Почему через неделю - удивился я про себя, полагая, что в Леверкузен "Реал" вылетит во вторник, а в ночь со среды на четверг вернется домой, чтобы в пятницу отправиться в Барселону. Однако бразилец был искренним, как на исповеди. "Реал" стартовал из Мадрида в понедельник, чтобы в течение двух с половиной дней готовиться к встрече с рекламоносителями байеровского "Аспирина" в климатических условиях, аналогичных боевым. Когда же бой остался позади и испанцы понесли точно такие же потери, как и немцы, что первых вполне устраивало, самолет с игроками "Реала" взял намеченный штурманом Юппом Хайнкесом курс на Барселону без посадки в Мадриде, ибо впереди был не менее важный матч, во многом решавший судьбу тренера да и его команды, по крайней мере, в нынешнем чемпионате.

До игры оставалось почти трое суток. И останавливаться в центре столицы Каталонии было бы сущим безумием. И потому мадридский десант высадился в горах в местечке Эль Мунтания, что в 50 км от центра города.

МАДРИДЦЫ ГОТОВИЛИСЬ ТАМ ЖЕ, ГДЕ СБОРНАЯ СССР

Геннадий Перепаденко, известный в недавнем прошлом полузащитник одесского "Черноморца" и московского "Спартака", хорошо знает эту трассу, ведущую в Андорру, поскольку после окончания футбольной карьеры обосновался в Барселоне, где занимается бизнесом и тренирует одну из любительских команд. Но когда мы свернули с автобана и стали петлять вверх по извилистому шоссе, мой проводник был вынужден несколько раз остановиться, чтобы уточнить у местных жителей, насколько верен избранный им путь.

Стоило же нашему BMW приблизиться к одноэтажному горному отелю, как я мгновенно вспомнил, что именно в нем базировалась сборная СССР во время четвертьфинального турнира чемпионата мира-82. Здесь я впервые и, как теперь очевидно, в последний раз видел Нодара Ахалкаци, в трусах и майке играющим в футбол. Кстати, он был тогда единственный связующим звеном между двумя другими тренерами сборной Константином Бесковым и Валерием Лобановским, которые практически не разговаривали друг с другом, что, естественно, влияло на отношения игроков и сказалось на выступлении нашей достаточно сильной команды. Здесь, в Эль Монтане, около открытого бассейна в течение 45 минут мне посчастливилось беседовать с Йоханом Кройфом, чья вилла, так же, как и великого тренера Ринуса Михелса, соседствовала с отелем. И хотя в минувшую пятницу в Эль-Монтане я не встретил знаменитого голландца, хотя среди обитателей гостиницы не было ни одного Моего соотечественника, охранялась она таким же мощным нарядом полицейских, как и 16 лет назад. И напрасно фанаты "Реала" до поздней ночи искали возможности хотя бы сиюминутного свидания со своими кумирами - никто из них не только не вышел на улицу, но даже не появился в окне.

Однако наиболее терпеливым и прозорливым шанс прикоснуться руками в футбольным богам все-таки представился. Только не в горах, а в центре Барселоны, куда предусмотрительно в субботу утром переехали мадридцы. Первым с подножки автобуса с мобильным телефоном, прижатым к уху, соскочил Миятович, который всем своим видом как бы демонстрировал окружающим: мы спокойны как никогда и вечером на "Ноу Камп" без лишней нервотрепки одолеем "Барсу".

Вслед за югославом появился аргентинец Редондо. Его лицо, напротив, было озабоченным: из Буэнос-Айреса пришли плохие новости: наводнение грозило затопить огромную часть города.

Что ж, футболисты, даже самые великие, такие же люди, как и мы, - со своими проблемами и заботами. Но игроки "Реала" должны были мысленно расстаться с ними в отеле "Кальдерой", где они проводили последние часы перед битвой гигантов, чтобы к ее началу сосредоточиться исключительно на игре, и только на игре.

ПОДВЕРНУТАЯ НОГА ПРИНОСИТ ВАН ГАЛЮ ТРИУМФАЛЬНУЮ УДАЧУ

От "Кальдерона" до "Ноу Камп" 15 минут езды. От "Рэй Хуан Карлоса" на десять меньше - пешком можно дойти. Но, конечно же, "Барса" прибудет на стадион на автобусе. На том самом, что доставил их накануне вечером в отель. Любопытно, что, когда игроки уже скрылись за стеклянными дверями "Рэй Хуан Карлоса", из автобуса с трудом стал выбираться Луис Ван Галь. Тренер "Барсы" опирался на костыль, а подъем его левой ноги был зафиксирован жесткой лангеткой. Оказывается, голландец-подвернул ногу. "Я принес себя в жертву, чтобы футболисты были здоровы", - отшучивался прихрамывающий тренер. Но если бы его травмой ограничивались беды "Барсы". Увы, по-прежнему больны опытнейший Гвардьола и любимец публики молодой Де Ла Пенья. Зато окончательна выздоровел Джованни и вместе с бразильскими соотечественниками Андерсоном и Ривалдо при поддержке Луиса Энрике и Фигу они в первую очередь должны были взломать оборону "Реала". Взломать во что бы то ни стало, потому что в этот вечер игрокам "Барсы" предстояло сражаться не только за себя и за своего тренера, но и за президента Хосе Луиса Нуньеса, чье кресло оппозиция раскачивала все сильнее и сильнее. И наконец, набрав пять процентов подписей членов клуба, добилась референдума. Быть перевыборам или не быть - это решалось как раз в субботу в день матча. Даже Кройф специально прилетел из Голландии, чтобы изъявить свою волю и, не дожидаясь начала матча, вернуться назад. Голосовал он, конечно же, против Нуньеса, поскольку тот лишил его тренерского поста в "Барсе". Последний же ставленник президента ван Галь придерживался полярной точки зрения: "Сегодня "голубые слоны", символизирующие оппозицию, пытаются убрать Нуньеса, а белые - футболисты "Реала" - разбить меня и мою команду. Что ж, посмотрим, как им это удастся".

Ну а тем временем, пока подсчитывались голоса, Нуньес занял свое привычное место на "Ноу Камп" в ложе для почетных гостей, и публика, судя по всему, простившая ему Кройфа, приветствовала президента почти так же восторженно, как вратаря Хеспа, первым представшего перед ней задолго до начала разминки и под одобрительный гул трибун совершившего в одиночку круг почета. Когда же кромку поля переступил Ривалдо, 120-тысячный стадион, забитый до отказа (хотя перед игрой цены на билеты были взвинчены черным рынком до умопомрачительных высот), взорвался от переполнявших его эмоций. Подобно чувствительному барометру, трибуны, словно предчувствовали, что не кто иной, как 11-й номер "Барсы" сделает погоду на поле и их настроение солнечными.

ОТ НЕНАВИСТИ ДО ЛЮБВИ К РИВАЛДО ПУТЬ ОКАЗАЛСЯ КОРОТКИМ

Торсида забыла, сколько неприятных минут доставлял им прежде Ривалдо, игравший за "Депортиво". Но она отлично помнила, как другой бразилец Роберто Карлос в течение десяти минут первого матча на суперкубок Испании вывел из строя Надаля и Джованни. И встретила его оглушительным свистом. Так же, как и Карамбе, который предал "Барсу", в которую должен был перейти из "Сампдории" и в последний момент предпочел "Реал". Кто знает, быть может, этот ледяной дождь магически подействовал на обоих, и уже на первых минутах игры и французу, и бразильцу изменило хладнокровие.

Ведь это Карамбе сразу же после начала сбил Ривалдо неподалеку от штрафной, а затем Роберто Карлос, впервые совершив вылазку на чужую половину поля, к всеобщему удивлению, послал мяч в аут с противоположного фланга. Правда, через 120 секунд его пушка сработала, и мяч, ударившись о кулаки Хеспа, как ракета, взмыл в воздух. А в промежутке между этими эпизодами Луис Энрике наградил пасом Фигу, и тот пробил от души: резко, низом - да только в штангу. Стадион ревел, но Миятович чуть было не заставил его скорбно замолчать - он бил метров с 22, но Хелп оказался в нужный момент в нужном месте. А через мгновение всем уже точно казалось, что мяч оказался в воротах "Барсы", когда он от головы Карамбе, стоявшего спиной к ним, угодил в штангу, а Савио добивал его метров с трех - Хесп, стоявший на линии ворот, взмахнул рукой и чудом коснулся ею мяча: тот отрикошетил в перекладину и камнем упал вниз. Мадридды вскинули вверх руки, но вынуждены были опустить их и продолжать игру - гола-то не было!

А потом в этой головокружительной феерии настал черед Ривалдо и Илльгнера. Обе дуэли выиграл вратарь: мяч после удара бразильца в падении ножницами он достал в ближнем углу, а пробитый барселонцем штрафной - в дальней "девятке".

Да, первый тайм получился на редкость эффектным, где степень риска для матчей такого уровня была необыкновенно велика - никто не держался за нули, каждая из сторон стремилась вырвать победу. Но хватит ли футболистов "Реала" с их сверхжестким графиком на вторые 45 минут?

РОКОВОЕ НАРУШЕНИЕ ДОПУСКАЕТ ЙЕРРО

Сейчас на этот вопрос ответить невозможно - ведь к 53-й минуте "Реал" остался вдесятером. Всего трижды в ходе игры Йерро нарушал правила, но за две последние провинности судья показал ему желтые карточки, а вслед за ними, понятно, и красную. И формально, поверьте на слово, к нему не придерешься. Так или иначе, а еще через 18 минут бразильское трио сделало свое дело. Джованни с центра перевел мяч налево, где прочно обосновался Ривалдо. Защитник Пануччи, чья черная голова под воздействием обильной смазки гелем, блестела даже больше, чем лысина Карлоса, и не попытался вступить в единоборство с форвардом "Барсы". И вот - прострел, и Андерсон, опередив Роберто Карлоса, к всеобщему ликованию, вонзил мяч в сетку. А на 80-й минуте считающийся одним из лучших защитников мира уступил еще в одном эпизоде - на этот раз Фигу, который резаным ударом впритирку со штангой забил второй гол. "Реал" в шоке. И под занавес его игроки дают свободно разыграть трехходовку: Луис Энрике - Ривалдо - Джованни, и бразилец из "Сантоса" доводит счет до неприличного.

ПОЛТЫСЯЧИ ЖУРНАЛИСТОВ ПРОВОДЯТ ЭКСПРЕСС-СЛЕДСТВИЕ

В просторный пресс-центр "Ноу Камп" пробиться было куда сложнее, чем к воротам "Реала" во втором тайме, - 500 журналистов с пяти континентов с именными пресс-картами одновременно с финальным свистком бросились выяснять у непосредственных участников этого потрясающего футбольного действа причины абсолютно непредсказуемой развязки.

Ван Галь, предусмотрительно оставив в раздевалке костыль, который, конечно же, не украшал бы победителя, сиял от счастья:

- Теперь я всегда будут надевать голубой галстук с белыми слонами, - произнес он по-английски, и переводчик с нескрываемым удовольствием перевел его слова на испанский.

-О чем вы говорили своим игрокам в перерыве?

- Впервые за то время, что я работаю в "Барсе", в перерыве не давал инструкции игрокам. Только попросил их играть так же, как в первом тайме.

-За что удалили Йерро?

- Об этом надо спросить его самого. Но мы поставили Йерро в такую ситуацию, что он вынужден был нарушать правила.

-Считаете ли вы, что это был лучший матч "Барселоны" в сезоне?

- Это был лучший день "Барселоны", потому что Нуньес выиграл, набрав 61,5 процента, команда - забив три безответных мяча. Но впереди еще немало туров, и тогда мы можем выиграть три титула: европейский Суперкубок, испанскую лигу и Кубок Испании.

Именинниками выглядели и игроки "Барсы".

РИВАЛДО:

- В первом тайме этого принципиального матча мы играли неплохо, но не забили. Зато во втором получили большой простор для атаки и трижды воспользовались этим обстоятельством. Теперь мы заметно оторвались от "Реала" и можем играть спокойно.

Луиш ФИГУ:

- Я счастлив, что забил такой красивый гол, который окончательно сломил сопротивление мадридцев.

СЕРХИ:

- Судьба чемпионата еще не решена. Но это был чрезвычайно важный шаг вперед. В первой половине забить могла любая команда. Во втором мы много прессинговали и добились того, чего хотели.

Излишне говорить, в каком настроении предстали перед журналистами тренер "Реала" и его игроки.

Юпп ХАЙНКЕС:

- Исход матча предрешило удаление Йерро. Он был важной фигурой в нашей защите. В первом тайме моя команда выглядела убедительно, строго придерживаясь намеченной тактической схемы. И у нас было пять голевых моментов. После же удаления и первого гола нам было невозможно восстановить игру.

-Настолько ли серьезными были нарушения Йерро?

- Первая карточка была до смешного предвзятой, а о том, что случилось в следующем эпизоде, мне со скамейки увидеть было трудно. Конечно же, на игре "Реала" отразилось то, что мы не успели восстановиться после матча в Леверкузене.

Кларенс ЗЕЕДОРФ:

- Я очень расстроен. Удаление Йерро дестабилизировало команду. Вдесятером очень трудно противостоять "Барселоне".

РОБЕРТО КАРЛОС:

- Судья не смог справиться с давлением 120-тысячной аудитории. Ни одно из нарушений Йерро не заслуживало карточки. Но даже сейчас я не верю, что мы можем уступить "Барсе" первое место в чемпионате.

Лоренсо САНС,президент "Реала": - Судья был лучшим в команде "Барселона". Если за первое нарушение Йерро получил желтую карточку, то арбитр по аналогии должен был за такие же проступки наказывать как минимум еще 20 игроков.

Президент поверженного "Реала" улыбнулся, словно ничего страшного не произошло. Но можно только догадаться, какой ценой далась ему эта улыбка.