Газета Спорт-Экспресс от 23 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

23 февраля 1998

23 февраля 1998 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

НАГАНО-1998

ХОККЕЙ

СВЕРКАЯ АМЕРИКА - ДАЖЕ БЕЗ БРОНЗЫ

За 3-е место

КАНАДА - ФИНЛЯНДИЯ - 2:3 (1:2, 1:0,0:1)

Канада: Руа. Бурк - Блэйк, Рекки - Гретцки - Примо. Пронгер - Фут, Линден - Линдрос - Корсон. Маккинис - Стивене, Замунер - Нуиндайк - Флери. Шэнахэн - Айзерман - Бриндамор. Дежарден.

Финляндия: Суландер. Нумминен - Нинима, Пелтонен - Койву - Лехтинен. Берг - Лумме, Тикканен - Курри - Ниеминен. Тимонен - Лаукканен, Капанен - Хелминен - Илонен. Торманен - Линд - Ринтанен. Гронман.

1-й период. Курри (Тикканен, Ниеминен), 3:33 (0:1). Бриндамор (Фут), 16:50 (1:1). Лехтинен, 17:23 (1:2).

Удаления: Айзерман, 3:22. Берг, 4:28. Гронман, 11:20. Койву, 14:32. Линден, 18:52.

2-й период. Шэнахэн (Гретцки, Рекки), 2:47 (2:2).

Удаления: Курри, 1:45. Айзерман, 3:57. Пелтонен, Хелминен, 5:55. Замунер, 9:22. Фут, 19:44.

3-й период. Пелтонен (Койву), 0:17 (2:3).

Удаления: Пронгер, 15:37.

Броски: 34 (11+13+10) -15 (5+4+6).

Судьи: Фрэзер (Канада), Поляков (Россия), Бросекер (США).

21 февраля. Нагано. Big Hat. 9875 зрителей (10 105).

Игорь РАБИНЕР

из Нагано

Саку Койву катился по льду, ликующе размахивая финским флагом. Теему Селянне, в цивильном костюме выскочивший на площадку, обнимался с Яри Курри и выплясывал какой-то немыслимый танец. Главный тренер Ханну Аравирта не мог скрыть слез счастья. Да и вся финская команда сразу после финальной сирены устроила такую кучу-малу на бедном вратаре Ари Суландере, как будто выиграла не бронзу, а золото.

Медали финнам вручали отдельно, а не вместе со всеми в воскресенье: после проигранного нашим полуфинала НХЛовцы из Суоми решили улететь в свои клубы на сутки раньше.

В пресс-центре спустя пятнадцать минут после матча голос главного тренера канадцев Марка Крофорда заметно дрожал - тоже из-за подступивших к горлу слез, но совсем иных. Крофорда было жалко, а канадцев - нет. Еще три дня назад хотелось увидеть, как в старые добрые времена, финал Россия - Канада. Но хотелось ровно до того момента, когда в третьем периоде полуфинального матча Канада - Чехия нападающий канадцев Тревор Линден умышленно и нагло ударил клюшкой по рукам Доминика Гашека. Когда команда пытается добыть победу такими средствами, она не заслуживает ни места в финале, ни вообще медалей. И хоккейный Бог, вначале позволивший тому же Линдену отквитать счет в том матче, все-таки воздал Канаде за вандализм - она осталась четвертым лишним.

Кто мог предположить до Олимпиады, что на пьедестале в Нагано североамериканцев не окажется вообще - ни Канады, ни США? Что Игры станут мигом торжества европейского хоккея? В Америке последние несколько месяцев ни о каком другом варианте финала, кроме как США - Канада, даже не помышляли. Лишь единицы робко называли кандидатом на место в финале Швецию.

"Только не надо говорить про большие площадки, - говорил после полуфинала Россия - Финляндия Владимир Юрзинов. - А говорить надо о том, что в Европе очень хороший хоккей. Очень интересные и разнообразные школы игры, прекрасные тренеры, отличные сборные. Может быть, теперь на европейцев будут смотреть не свысока, а как на равных. Я вижу в происшедшем очень позитивное для развития хоккея явление".

Финны свою радость полностью заслужили. Весь турнир они показывали яркий, завораживающий хоккей, были единственной командой, которая рискнула дважды с открытым забралом сыграть против сборной России (Владимир Юрзинов рассказывал, что в такой же захватывающей открытой борьбе проходили все матчи чемпионата Финляндии между его ТПС и аравиртовским "Йокеритом"). И тот полуфинал мы будем вспоминать еще долго благодаря не только нашей команде, но и ее соперникам. Можно себе представить, сколько энергии - и физической, и нервной - отнял он у финнов, у которых к тому же было на подготовку к матчу за бронзу всего 18 часов - на четыре меньше, чем у канадцев. А когда перерыв между матчами составляет меньше суток, важен не то что каждый час - каждая минута. "У нас была точно такая же ситуация четыре года назад в Лиллехаммере, - вспоминал Ханну Аравирта. - Мы тоже проиграли в ожесточенной борьбе в полуфинале, на подготовку к матчу за бронзу тоже было меньше суток, но мы его тоже выиграли. Только с соперниками все было наоборот - в полуфинале мы уступили канадцам, а в матче за третье место обыграли Россию".

Но самое неприятное для финской команды выяснилось только на предматчевой разминке, за полчаса до начала игры. Теему Селянне, внесенный в заявку и вышедший на раскатку, понял, что играть не сможет. "У него еще раньше были проблемы со спиной, а во время игры с Россией он почувствовал боли в паху, - объяснил ситуацию после матча Аравирта. - Но мы никак не предполагали, что это настолько серьезно, да и ему самому до выхода на раскатку казалось, что все в пределах допустимого. Для нас, откровенно говоря, это был шок". Можно добавить, что в кулуарах пошли разговоры - мол, если бы финны вышли в финал, то Селянне играл бы, несмотря ни на какую травму, а поскольку предстоял только матч за бронзу, снайпер решил уберечь себя от более серьезного повреждения и во всеоружии подойти к продолжению НХЛовского сезона.

Что сделал Аравирта после травмы Селянне? Воссоединил тройку так называемых "могучих утят", которые на чемпионате мира 1995 года выиграли для финнов золото, а затем, уехали в НХЛ, - Саку Койву, Йере Лехтинена, Вилле Пелтонена. Первые двое из них уже и за океаном за два с половиной года превратились в звезд и участвовали в недавней All-Star Game в Ванкувере. Третьему повезло меньше - в "Сан-Хосе Шаркс" этому не обладающему богатырской статью форварду просто не дали нормального шанса проявить себя, и он прошлым летом несолоно хлебавши вернулся в Европу.

Но в этот день Пелтонен сполна расквитался с Канадой за свою несложившуюся североамериканскую карьеру. На 18-й секунде третьего периода он после паса Койву продрался сквозь оцепление из двух соперников, сделал вираж на пятачок и резким броском пробил Патрика Руа, сделав счет 3:2. Этому голу было суждено стать победным.

Руа, кстати, провел далеко не лучший свой матч. Крофорд, правда, на пресс-конференции заявил, что претензий к вратарю у него нет. А на вопрос, почему на Олимпиаде так и не дали шанса сыграть великолепному Мартину Бродеру, ответил, что с самого начала турнира было решено: в воротах до конца Игр стоит Руа, Бродер же выйдет только в случае травмы первого голкипера.

А счет в игре открыл Яри Курри. Этот гол оказался единственной шайбой финской легенды на Олимпиаде. Все европейцы растут с мечтой об Олимпийских играх, но Курри так рано уехал в НХЛ, что попросту не успел в них поучаствовать. Он получил свой шанс в возрасте 37 лет, за четыре месяца до того, как повесит коньки на гвоздь. И надо было видеть, как играл Курри в Нагано! Он был совсем не похож на уходящего ветерана - ему бы еще играть и играть. Два его великолепных паса привели к двум голам в ворота сборной России, а канадцам он забил сам.

Очень хотелось, чтобы забил и старинный соратник Курри по "Эдмонтон Ойлерз" - Уэйн Гретцки. Последний шанс для этого у Великого был на шестой минуте третьего периода, когда он сделал мощный щелчок, но Ари Суландер оказался, начеку. Гениальным голевым пасом Гретцки отличился и на сей раз, как и во многих других матчах олимпийского турнира, - на сей раз Шэнахэну, сравнявшему в начале второго периода счет - 2:2. Но забить самому ему так и не удалось. Гретцки, обладатель всех возможных титулов и рекордов в Национальной хоккейной лиге, никогда не станет олимпийским чемпионом и никогда не забьет на Олимпиаде свой гол. "В том, что свой последний матч за сборную я провел против Гретцки, есть какая-то ирония судьбы, - сказал Курри. - Мне даже немного жаль, потому что я хотел всегда видеть Уэйна побеждающим".

На гол Курри канадцы с большой натугой ответили лишь спустя 13 минут - забил Бриндамор. Но финнам не потребовалось и минуты, чтобы восстановить статус-кво: Койву изящно обманул Стивенса и из-за ворот непринужденным, даже чуточку вальяжным движением скинул шайбу на пятачок под бросок Лехтинену, - 2:1. Кстати, Лехтинен - как и Койву, ученик Владимира Юрзинова, - поразил меня вот чем. После матча Россия - Финляндия, как обычно, были пресс-конференции - сначала тренеров, потом игроков. От финнов пришли Курри и Лехтинен. Последний, увидев окруженного толпой журналистов Юрзинова, не постеснялся растолкать локтями всех попавшихся ему под руку, чтобы пожать руку тренеру соперников и минуту-другую с ним пообщаться. А может быть, поздравить с днем рождения.

Второй период, в самом начале которого забил Шэнахэн, прошел с подавляющим преимуществом канадцев. Но во многом этому поспособствовал НХЛовский судья Фрэзер, на шестой минуте периода удаливший сразу двух финнов, придумав нарушение Хелминену, которого в тот момент даже не было на площадке! Забей канадцы, выйди впервые в матче вперед - и финны могли бы уже не отыграться. Но в те две минуты героические Курри, Тикканен, Берг, а потом другая тройка все-таки выстояли. Однако на это ушло столько сил, что все оставшееся до второго перерыва время финны мечтали только об одном - отбиться. И сделали это.

А во втором перерыве Аравирта нашел нужные слова для своих игроков - и закончилось это решающим голом Пелтонена на 18-й секунде третьего периода. Голом, который поставил на бронзовую ступень пьедестала почета того, кто это действительно заслужил.

Марк Крофорд, к его чести, не стал жаловаться на большие площадки, буллиты как способ определения победителя и т.д. Резюмируя итоги Олимпиады, он сказал: "В этом конкретном турнире лучшими командами были чехи, русские и финны, которые и получили медали. Может быть, в следующий раз на пьедестале окажемся мы. Я уверен, что в один прекрасный день Канада станет олимпийским чемпионом".