Газета Спорт-Экспресс от 19 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

19 февраля 1998

19 февраля 1998 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

NAGANO-1998

ХОККЕЙ

ЯГР И ГАШЕК: "ЯНКИ, ОТПРАВЛЯЙТЕСЬ ДОМОЙ!"

Евгений РУБИН

из Нагано

ЧЕХИЯ - США - 4:1 (0:1, 3:0, 1:0)

Чехия: Гашек. Шмехлик - Шлегр, Страка - Ружичка - Ягр. Свобода - Хамрлик, Ланг - Райхел - Ручински. Кучера - Шпачек, Моравец - Допита - Беранек. Патера - Калоун - М.Прохазка. Л.Прохазка, Хейдук.

США: Рихтер (Ванбисбрук). Лич - Д.Хэтчер, Герин - Модано - Ткачук. Челиос - Сутер, Леклер - Уэйт - Халл. Шнейдер - Карни, Дэдмарш - Реник - Лангенбрюннер. К.Хэтчер - Берард, Амонти - Лафонтэн - Отто.

1-й период. Модано (Амонти, Ткачук), 16:12 (0:1).

Удаления: Хейдук, 2:39. Реник, 11:43. Сутер, 13:34.

2-й период. Ружичка (Ягр, Страка), 8:21 (1:1). Ягр (Допита), 9:19 , (2:1). Ручински (Ланг, Шмехлик), 16:35 (3:1).

Удаления: Ткачук, 9:28. Шлегр, 11:37. Шлегр, 19:13.

3-й период. Допита, 19:21 (4:1).

Удаление: Амонти, 6:36.

Броски: 19 (5+8+6) - 39 (10+14+15).

Судьи: Маккрири, Скапинелло (оба - Канада), Поляков (Россия).

18 февраля. Нагано. Big Hat. 9822 зрителя (10 105).

На пресс-конференцию после матча США - Чехия пришло рекордное для хоккейного турнира число репортеров: в довольно вместительном зале не только сидеть, стоять было негде. И другой рекорд установлен на этой встрече тренеров с прессой, рекорд скорости: длилась она четверть часа. Похоже, все очень уж хотели получить от американца Рона Уилсона внятный ответ на единственный волновавший большинство аудитории вопрос - его задал корреспондент еженедельника Hockey News: "Не позорит ли это поражение североамериканский хоккей и не дискредитирует ли оно лигу вообще?" Уилсон что-то пролепетал, явно не зная, как обойти острые углы, и все разошлись.

И еще подслушанный отрывок разговора в ложе прессы группы газетчиков из США. Они наперебой бранили комиссара НХЛ Гэри Бэттмена. Смысл таков: вложил в поездку на Олимпиаду кучу денег, разрушил сезон, а его хваленые звезды выглядят бездарными посредственностями.

Конечно, во всех этих злых упреках проявилось чувство горечи от поражения своей команды. Целиком составленная из игроков, чьи имена болельщики во всем мире произносят со священным трепетом, она проиграла противнику, у которого лишь половина хоккеистов играет в НХЛ, а настоящих знаменитостей всего две - Яромир Ягр и Доминик Гашек.

Америка надеялась, что теперь-то, когда пришла пора плей-офф и отступать некуда, соотечественники выложат на стол все свои козыри. Но, как известно, каждая команда играет так, как ей разрешает противник. У чехов нашлись свои козырные карты, о существовании которых легкомысленные американцы не позаботились разведать. Так что исход справедлив. Критики, распространившие эту неудачу США на весь хоккей НХЛ, излишне погорячились. Все же их обвинения не вполне беспочвенны.

Но обратимся к матчу. Отправляясь на него, я, как наверняка и многие другие, пытался нарисовать в общих чертах его сюжет. И - не сочтите за бахвальство - почти угадал. Ошибся только в двух деталях: неправильно назвал победителя и счет. А так - все верно.

Сборная США, как и предполагалось, положилась на свои преимущества в росте, весе, умении вести силовую борьбу. На Гашека обрушился град ударов, точных и неточных, по льду и по воздуху. Бортики загудели от звука, издаваемого врезавшимися в них игроками. Чешская оборона прижималась к своим воротам, но не разваливалась даже тогда, когда один из ее организаторов - Милан Хейдук - был удален на две минуты. Гашек играл безупречно.

Его коллеге Майку Рихтеру довелось в первый раз коснуться перчаткой шайбы на рубеже 7-й и 8-й минут. Удар этот нанес Ягр. Был он легким, но послужил чехам сигналом: пора сбросить груз нервного перенапряжения. Они стали появляться на вражеской территории. Это рассердило американцев, и тут же сперва Джереми Реник, а вскоре Гэри Сутер сели на скамейку штрафников.

В эти минуты сборная США выстояла без труда. Более того, игра была равной. И едва последний из удаленных выскочил на лед, Майк Модано завершил голом стремительную, в одно касание, комбинацию. Бил он с границы вратарской площадки под верхнюю планку. Шайба пролетела над распластанным Гашеком.

Все шло по моему сценарию. Правда, чересчур скромным был результат первого, периода - 0:1. Что гол этот станет последним американским, я не допускал.

Чехи тоже шли по протоптанному пути. Это за океаном думают, что так называемые ловушки в нейтральной зоне, сбивающие темп наступления противника, изобрел тренер "Нью-Джерси Дэвилз" Жак Лемэр. На самом деле в Европе ими пользуются с незапамятных времен, и чехи тут могут считаться классиками. Они всегда прибегают к западням, играя с командами, которых побаиваются. Золотые медали эта тактика приносит им редко, но и без призов они на больших турнирах не остаются почти никогда.

Так действовали чехи и в этом матче. И чем чаще американские атаки уходили в песок, натыкаясь на их эшелонированную оборону, тем менее энергичными были новые. А европейцы, со своей стороны, стали все чаще беспокоить Рихтера. Во втором периоде он за две минуты, с 5-й по 7-ю, трижды парировал сильнейшие удары. А на 9-й, когда напряжение спало, Брайан Лич беспечно отбросил шайбу за свои ворота. Но там стоял не партнер, а чешский форвард Мартин Страка. Тот отдал пас Ягру, он мигом нашел открытого Владимира Ружичку, который и сравнял счет.

Видно, лавры россиян, забивших в их собственные ворота два гола за 10 секунд, не дают чехам покоя. И Ягр, едва шайбу ввели в игру, забросил ее в ворота.

Запахло паленым. Пока неотчетливо: впереди еще половина игры, а наверстывать надо сущий пустяк - нужен единственный точный удар, и все пойдет как должно. Развязка (будущее показало, что это была она) наступила на 37-й минуте: Рихтер пропустил, если пользоваться спортивным сленгом, "бабочку". Шайба и вправду напоминала в тот миг мотылька. Брошенная в сторону ворот Мартином Ручински, она вспорхнула со льда и неторопливо влетела в сетку над плечом Рихтера.

После этого американцы устраивают долгую осаду чешских ворот, которую те прерывают редкими вылазками. Гашек то мечется между штангами, то выбирается из груды упавших на него тел. Американцы, думая только о спасении, пытаются даже не забросить, а вместе со своими, чужими и Гашеком вдавить шайбу в сетку. Такой метод наступления называют навалом. Страшен он тем, что осажденные могут дрогнуть.

В отличие от хорошего вратаря Рихтера великий вратарь Гашек не дрогнул. Напротив, он вселил спокойствие в своих партнеров, а американцев заставил извериться в том, что ему можно забить. И к вящему их унижению, счет за полторы минуты до финальной сирены стал 4:1.

Тот, кто не видел матч, скорее всего, представит себе его концовку стереотипной: проигрывающие, как положено в этой ситуации, выпускают шестого полевого игрока и шайба влетает в их пустые ворота. Ничего подобного. На 58-й минуте Рихтера действительно заменили. Но тоже вратарем, Джоном Ванбисбруком. Он, видно, пошустрее своего напарника и, может, когда партнеры пойдут на последний штурм, скорее сменится с форвардом. Так и было, но перед этим он еще успел выиграть единоборство с Ягром один на один. И тут же вратарю опять пришлось занять свой пост - вбрасывание в зоне чехов. Вот тогда-то Иржи Допита забросил ему шайбу. Так что оправдание типа "пошли на риск" не годится.

И теперь вернемся на послематчевую пресс-конференцию, к вопросу, не унижена ли этим матчем НХЛ, в которой, получается, играют не небожители, а такие же смертные, какие в других лигах и на других континентах? Однако если и так, то это повод к оптимизму для европейцев: значит, они тоже не лыком шиты. Но, по-моему, это не так. Главные герои матча Ягр и Гашек - хоккеисты из НХЛ, гордость лиги. Благодаря им и таким, как они, заполняются в Северной Америке трибуны хоккейных стадионов, и в назначенные часы миллионы людей приникают к телеэкранам. А тот факт, что теперь крупнейшие, звезды НХЛ восходят не только на Западе, но и на Востоке, не может принести хоккею ничего, кроме блага.