Газета Спорт-Экспресс от 10 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

10 февраля 1998

10 февраля 1998 | Хоккей

ХОККЕЙ

ШАНСЫ КОМАНДЫ ЮРЗИНОВА: "ЗА" И "ПРОШВ"

До Олимпиады оставалось два месяца, когда российская хоккейная команда преподнесла приятный сюрприз своим конкурентам: отказалась выступать в Нагано группа игроков НХЛ, каждый из которых украсил бы своим присутствием любую сборную. Поближе к началу открытия хоккейного турнира последовала новая жертва качества, уже вынужденная: один за другим выбыли из строя из-за травм Алексей Ковалев и Александр Карповцев.

Евгений РУБИН

из Нагано

Эти, да и не только эти, обстоятельства дали повод американскому журналу Sports Illustrated, самому крупному и авторитетному спортивному изданию в Северной Америке, заранее исключить российских хоккеистов из числа призеров Олимпиады. В номере, посвященном Играм, журнал напечатал свои прогнозы на исход всех турниров, которые предусмотрены программой Нагано. О хоккее сказано так:

1. США. 2. КАНАДА. 3. ШВЕЦИЯ.

И двухстрочное обоснование:

"Американцы побили канадцев на Кубке мира. Почему бы им не сделать это снова?"

О России - ни слова. Даже в более обширном, на полстраницы, комментарии.

Проще всего сказать: ура-патриоты, пишут на потребу своим читателям - американцам и канадцам. Однако, знакомясь с прочими предсказаниями, убеждаешься: журнал не озабочен конъюнктурными соображениями. В том же номере есть статья его ведущего обозревателя Майкла Фарбера, который предостерегает от того, чтобы сбрасывать со счетов Швецию в качестве кандидата в чемпионы. Или, скажем, если Тодду Элдриджу вся американская пресса отдает первенство в соревнованиях фигуристов, то Sports Illustrated ставит его на третье место, первое и второе отдав соответственно россиянину Илье Кулику и канадцу Элвису Стойко. Что же касается российской хоккейной команды, то ее притязания на любые медали американские обозреватели всерьез не воспринимают.

Что ж, вольному - воля. Мне же эта безоглядная уверенность кажется необоснованной и поспешной. На мой взгляд, у нашей команды есть предпосылки к тому, чтобы взойти на олимпийский пьедестал, в том числе и на его высшую ступень.

"ПРОТИВ"

Есть еще одна фора, которую дают все олимпийские команды канадской. Хоть и говорится, что берут не числом, а умением, верна и другая истина - о переходе количества в качество. Почти 70 процентов хоккеистов сильнейшей лиги мира - канадцы. Конкуренция за право играть в сборной этой страны была жесточайшей, ее создателям пришлось оставить за бортом около дюжины мастеров высшего класса, даже самого Марка Мессье.

Сборная России по числу НХЛовцев - лишь третья, после американцев и впереди шведов. Но у шведов, рассуждают прогнозисты, есть то преимущество, что все их сильнейшие игроки выйдут на лед Нагано. А это, в частности, Петер Форсберг, который признается самым универсальным, то есть безупречно играющим и в нападении, и в обороне форвардом лиги, это Матс Сундин, бывший лучшим на Кубке мира, это Никлас Лидстрем - самый сильный защитник по показателям почти трех четвертей нынешнего чемпионата.

В команде России такие вот "самые-самые" играть отказались. Михаил Шталенков и Андрей Трефилов - хорошие вратари, в НХЛ плохих и даже посредственных не держат, но оба в своих клубах запасные, а единственный основной - Николай Хабибулин - не пожелал играть на Олимпиаде. Как и главный конкурент Лидстрема в споре снайперов среди игроков обороны Сергей Зубов, как сильнейший защитник "Монреаль Канадиенс" Владимир Малахов, как однажды забивший в чемпионате 76 шайб Александр Могильный, как наш российский Гретцки Игорь Ларионов. Правда, одного из "самых" Россия в последний миг все же заполучила - Сергея Федорова. Но он пропустил 4 месяца необходимой даже выдающемуся спортсмену соревновательной практики. Тот ли это сейчас Федоров, каким мы его себе представляем?

Скорей всего и со всеми названными суперзвездами не так просто было бы набрать столь же полноценный и равноценный состав, как у канадцев и американцев. Кстати, все они играли на Кубке мира, а результат получился сами знаете, какой.

А что будет теперь? Ведь полдюжины вошедших в нынешнюю команду, в канадскую или американскую не попали бы, даже если бы разрешалось привлекать не 23 хоккеиста, а в полтора раза больше.

"ЗА"

Спорт - не арифметика, где надо разместить столбиком слагаемые, подвести черту и получить сумму. Игровой спорт - тем более. Слабости выступавшей полтора года назад на Кубке мира сборной, составленной из великолепных слагаемых, были не объективными, а субъективными. Люди, которым было поручено ее создавать, делали это на моих глазах и встречали такое неприятие со стороны как раз тех, кто должен был стать ее вожаком, что их пришлось почти накануне турнира заменить. Но это ничего не решило. Сумма слагаемых была, а команды как единого организма, где важнее всего совместимость частей, нет. И потому сборная была обречена. Возможно, именно опыт Кубка мира сыграет в Нагано ключевую роль. Только те, кого не испугала кубковая неудача и кто рвется доказать миру, что мы не хуже, а лучше других, сказали новому руководству "да". Эти-то, согласившиеся, можно не сомневаться, будут стоять до конца. А все ли из них обладают такими же звучными именами, как их соперники, вопрос не главный. Они с этими соперниками не раз встречались на льду, побеждали их и никакой робости перед ними не испытывают.

Считается - и не станем с этим спорить, - что европейский хоккей, и российский в частности, уступает североамериканскому в жесткости. Действительно, второго Владимира Константинова среди здешних россиян нет. Однако не будем забывать: заводил-грубиянов не пригласили и в другие команды. Вольно или невольно, но все хотят показать миру свой хоккейный товар лицом. В сочетании же таких свойств, как техничность, изобретательность, умение сделать неожиданный ход, российская сборная в целом не уступает никому.

Эти достоинства приобретают дополнительную ценность в условиях широких, сравнительно с североамериканскими хоккейных площадок. Здесь трудней ловить противника на силовые приемы, здесь не так просто заставить его вести столь привычную и изученную во всех тонкостях питомцами хоккея Западного полушария борьбу у бортов.

Сказав, что команда - не сумма вошедших в нее людей, я имел в виду не только игроков, но и тренеров. Об этой составляющей не вспомнил - не знаю уж, почему - ни один прогнозист. Не исключено, потому не вспомнил, что имеет смутное представление о том, какой тренер Владимир Юрзинов. Среди откликнувшихся на его призыв много хоккеистов, которым он, работая в московском "Динамо", а потом и за границей, дал путевку в НХЛовскую жизнь. Они до сих пор летом наезжают в Финляндию, веря, что после тренировок под его руководством подойдут к началу нового сезона в наилучшем виде.

Они верят ему, он верит им. Они достаточно изучили друг друга, чтобы друг в друге не разочароваться.

И в помощники Юрзинов привлек своих учеников и соратников - Петра Воробьева и Зинэтулу Билялетдинова. Оба у него играли, Воробьев работал под его руководством и доказал на деле, что вырос в крупного специалиста, Билялетдинов трудился в клубе НХЛ и по долгу службы досконально знает сильные и слабые стороны каждого, с кем предстоит встретиться в Нагано россиянам.

В отличие от мяча шайба - снаряд не абсолютно круглый. Но и она имеет свойство в играх между соперниками одного класса влетать в сетки обоих ворот. В чьи чаще будет она влетать на олимпийском катке Нагано? Поживем - увидим. Размахивать кулаками до драки - не порок. Но и победы этот процесс не гарантирует. Возможно, даже наоборот: когда два бойца видят достойных себе конкурентов только друг в друге, а на прочих глядят без должного уважения, эти прочие получают определенное преимущество.