Газета Спорт-Экспресс от 2 февраля 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

2 февраля 1998

2 февраля 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

ЗНАКОМСТВО С УКРАИНСКИМ ФУТБОЛОМ ОКАЗАЛОСЬ КСТАТИ ДЛЯ ГАШКИНА

Нечасто сразу несколько игроков из одного провинциального клуба получают приглашение в именитую команду. Но вот на сей раз в ЦСКА пришли игроки, которые и в прошлом году были партнерами. Евгений Варламов и Алексей Бабенко играли в "КАМАЗе", а Александр Герасимов и Олег Корнаухов, принадлежавший "Торпедо", - в "Шиннике". Сегодня речь - о двух экс-камазовцах, появившихся в команде Александра Тарханова.

Варламова работавший в "КАМАЗе" Беньяминас Зелькявичюс назвал лучшим игроком команды в минувшем сезоне. Этот игрок не только много забил, но и был универсален. Он играл как на позиции либеро, так и на месте опорного полузащитника. И не случайно "охотились" за ним несколько команд высшей лиги. Но он предпочел ЦСКА.

Бабенко тот же Зелькявичюс называл самым талантливым игроком своей команды, однако свое умение он проявил лишь в нескольких матчах, в том числе и в Санкт-Петербурге, где сделал дубль.

Дмитрий ДЮБО

из Герцлии

ВАРЛАМОВ МОГ ОКАЗАТЬСЯ В БУНДЕСЛИГЕ

-Вы долго раздумывали перед тем, как принять приглашение ЦСКА?

- Ответ дал не сразу. Но вовсе не потому, что думал, какое из сделанных мне российскими клубами предложений заманчивее. Просто надеялся, что появится заграничный вариант. Словом, находясь в отпуске, тянул до последнего. В ЦСКА я всем доволен - и партнерами, и тренером. Но я мог оказаться и в Германии, причем не где-нибудь, а в бундеслиге. Именно на это рассчитывал, не подписывая контракт с ЦСКА. Но армейцы ограничили мое ожидание конкретным сроком, и в декабре я сделал окончательный выбор.

-А если бы вам предложили не бундеслигу, а второй немецкий дивизион?

- Ни за что бы туда не пошел.

-Вы вели переговоры с представителями других команд, которые вами интересовались?

- Звонили они регулярно, но ничего определенного я не отвечал. "Да" сказал только ЦСКА.

-И кто был его конкурентом?

- Думаю, сейчас говорить об этом не очень корректно. Скажу лишь, что было семь или восемь предложений.

-Сколько - из высшей лиги?

- Все - из высшей.

-Насколько я знаю, переговоры с вами армейские селекционеры начали вести давно, и вы вроде бы сразу дали предварительное согласие.

- ЦСКА действительно оказался первой командой, сделавшей мне приглашение. С начала осени представители армейского клуба подходили ко мне три раза, даже ездили на выездные матчи "КАМАЗа". Говорили, что очень рассчитывают на меня в следующем сезоне. Но ничего конкретного тогда я не обещал.

-Когда вы окончательно решили уйти из "КАМАЗа"?

- Еще перед началом прошлого чемпионата, когда подавал документы на КДК. Нам пообещали, что по сравнению с 1996 годом все в клубе будет организовано на более солидном уровне. До начала сезона оставалось совсем немного, однако дело с мертвой точки не двигалось. Кроме того, челнинский клуб не выполнил условий контракта. Вот тогда я и решил уйти, причем даже еще не знал, куда. После этого руководители команды наконец-то зашевелились и, предприняв определенные шаги, уговорили меня подписать контракт еще на один год. В то время мне как раз сделал предложение нижегородский "Локомотив".

-Почему же КДК вынесло решение не в вашу пользу?

- Если бы я сам более решительно был настроен на переход в "Локомотив", то, думаю, он состоялся бы. Но я все-таки решил помочь "КАМАЗу".

-Сейчас вам, наверное, не стоит жалеть: ведь "Локомотив" постигла та же участь, что и "КАМАЗ"?

- Вы правы. К тому же я очень многое почерпнул у такого прекрасного тренера, как Зелькявичюс.

-В ходе сезона вы играли на многих позициях. Какую из них считаете "своей"?

- Думаю, мне больше всего подходит роль переднего защитника атакующего плана. Или оборонительного полузащитника.

-В ЦСКА вам позицию на поле уже определили?

- Мне сказали то, что обычно говорят в таких случаях: "Вот тебе мяч, вот поле - играй и доказывай".

-Ваш партнер по "КАМАЗу" Бабенко тоже решил перейти в ЦСКА. Это повлияло на ваш выбор?

- В незначительной степени. В Москву на переговоры мы приезжали вместе, но затем, разъехавшись по домам, принимали решения самостоятельно. Алексей, например, сделал свой выбор раньше меня.

БАБЕНКО ВСЕГДА МЕЧТАЛ ИГРАТЬ В АТАКЕ

-По мнению такого авторитетного специалиста, как Зелькявичюс, вы - игрок с огромным потенциалом. На прошлогодних сборах показывали отличную игру, но в чемпионате выступили ниже своих возможностей. Почему? - спрашиваю у Бабенко.

- Мне кажется, что на это повлияла та финансовая лихорадка, которая сопровождала команду в предсезонный период и на старте чемпионата. С нами не рассчитались за предыдущий сезон, и поэтому мы хотели бойкотировать предсезонные сборы. Можно сказать, что игроков силком туда тянули. Зелькявичюсу приходилось даже нас уговаривать, и мы согласились во многом из-за того, что прекрасно к нему относились. Наш тренер, кстати, с пониманием относился к проблеме, и мы постоянно разговаривали с ним о том, когда будут погашены все задолженности.

-К середине первенства вы прибавили и даже сделали дубль в матче с "Зенитом". Это значит, что к тому моменту финансовые неурядицы завершились?

- Да, а кроме того, вся команда встряхнулась после победы над "Спартаком". Мы поняли, что можем быть в чемпионате далеко не статистами.

-После каждой победы Зелькявичюс повторял одни и те же слова: "Вот теперь я верю, что мы останемся в высшей лиге". Это была психологическая уловка?

- Нисколько не сомневаюсь, что он говорил искренне. Да и мы верили, что спасемся от вылета. Только после снятия с команды шести очков поняли, что худшего не избежать.

-Каким образом вы оказались в ЦСКА?

- У меня есть свой агент - Игорь Завгородний, имеющий статус агента ФИФА! Он занимается вопросами моего трудоустройства. Когда во втором круге после нашей игры с ЦСКА ко мне подошел тренер - селекционер армейцев Степан Крисевич и сделал предложение о переходе, я ответил, что в принципе не против, но все вопросы надо решать только через моего агента. Оказалось, что тренер армейцев с ним уже переговорил, поэтому моя дальнейшая судьба была практически решена.

-Волгоградский форвард Олег Веретенников, на мой взгляд, никак не может подписать стоящий контракт за границей как раз из-за отсутствия квалифицированного агента. Вы, стало быть, уже смотрите в будущее?

- Я не скрываю, что хотел бы уехать за границу. Года через два. Мне сейчас 25. Необходимо набраться опыта, почувствовать уверенность в своих силах. И ЦСКА - это как раз тот клуб, который мне нужен. Его хорошо знают в Европе. Играя в "КАМАЗе", даже с помощью агента я в лучшем случае мог бы рассчитывать лишь на клуб невысокого ранга.

-У вас уже была возможность туда попасть?

- В 95-м году я ездил на просмотр в Корею, но там, как оказалось, играют совсем в другой футбол. Мне такой не подходит.

-В это время вы как раз почему-то решили покинуть "КАМАЗ".

- У меня возникли разногласия с Четвериком, который тогда возглавлял команду. Позже Валерий Васильевич на страницах прессы сказал, будто я нарушил режим. Но это совсем не так. Просто после одного матча чемпионата мы поговорили с ним на повышенных тонах, то же самое повторилось и после следующего. Вот тогда я и понял, что надо уходить. Отправился домой в Геленджик, где тренировался с командами коллективов физкультуры. Затем возник вариант с Кореей, а когда я оттуда вернулся, мне сказали, что был звонок от Четверика, который попросил меня перезвонить. Когда я набрал его номер, то услышал: "Прошлого не вспоминаю. Приезжай и давай работать". Так я и вернулся в "КАМАЗ".

-Когда руководители армейской команды говорят о своих приобретениях, то вас они называют нападающим. Но вы ведь считались полузащитником.

- ЦСКА действительно пригласил меня как форварда. Да я и сам теперь получаю гораздо больше удовольствия именно в атаке. Игра в обороне - это не для меня. Что же касается "КАМАЗа", то раньше я действительно играл только в полузащите. Обычно на позиции правого полузащитника, а иногда - "под нападающими". Но пришедший в команду Зелькявичюс сделал большие перестановки и решил выдвинуть меня вперед. Мне понравилось быть нападающим.

-Именно в этом амплуа вы привлекли внимание к себе не только ЦСКА, но и "Черноморца". Можно сказать, вас приглашали домой, поскольку от Новороссийска до Геленджика всего час езды.

- Я очень удивился приглашению Долматова. Ведь в свое время - в 1994 году - уже был у него на просмотре, но он меня в команду не взял, отправив обратно в Анапу, где я играл за местную команду. Но дело было не в старых обидах. Я прекрасно понимал, что из "Черноморца" вряд ли удастся уехать в какой-нибудь солидный европейский клуб.

-Говорят, что у большинства новичков ЦСКА, и у вас в том числе, нет психологии победителей, а без этого больших вершин не достичь.

- Зря кто-то думает, что в "КАМАЗе" мы чувствовали себя обреченными. Выходя на игру, стремились только к победе, вот только выездные матчи нам не удавались. В ЦСКА настрой будет еще выше. Здесь и цели, и организация дела такие, что думаешь только об игре.

ТАРХАНОВ УКРЕПЛЯЕТ ОБОРОНУ

ТОРПЕДО-ЛУЖНИКИ - ТАВРИЯ - 3:0 (1:0)

Голы: Камольцев, 19 (1:0). Гашкин, 79 (2:0). Камольцев, 85 (3:0).

"Торпедо-Лужники" (Москва): Шанталосов, Бушманов, Самарони, Эгуавон, Малай (Мустафин, 60), Цуканов (Аленичев, 46, Цуканов, 68), Гашкин, Скрипченко, Зазулин (Киселев, 75), Призетко, Камольцев.

"Таврия" (Симферополь): Левицкий, Муравьев, Назаров, Демьяненко, Ветренников (Смигунов, 46), Митрофанов, Кунденок, Есипов, Опариц, Осипов, Гайдаш.

После матча главный тренер "Торпедо-Лужников" Александр Тарханов сказал мне, что раньше не особенно много внимания уделял защитным линиям своих команд, однако сейчас изменил этой традиции и придает обороне серьезное значение. По именам защита "Торпедо" смотрится довольно внушительно, и если в прошлом году самой крепкой обороной считалась динамовская, то в этом сезоне торпедовцы вполне могут посоперничать тут с бело-голубыми. Сейчас у Тарханова пять защитников, каждый из которых вправе играть в основном составе - либеро Бушманов еще недавно был игроком сборной России, Августин Эгуавон - футболист сборной Нигерии, игрок еще одной сборной - Белоруссии - Орловский в прошлом году блестяще отыграл на левом фланге торпедовской обороны, добротный уровень показывал Машкарин, а новичок Малай из "Балтики" играл на прошлом Кубке Содружества в сборной клубов России у Бориса Игнатьева. А ведь есть еще Самарони, который по необходимости, как в матче с "Таврией", может сыграть в защите. Кроме того, Тарханов совсем недавно пригласил из ташкентского "Динамо" защитника Суло, на которого претендовало киевское "Динамо". Вряд ли такие именитые клубы будут соревноваться за посредственного игрока.

В предстоящем чемпионате поспорить с "Торпедо" по игре в обороне может только "Динамо" и, возможно, ЦСКА. Армейцы в этом компоненте тоже усилились. Ведь у них теперь даже Минько не проходит в основной состав.

Торпедовцы даже без слегка травмированных Орловского и Машкарина не позволили "Таврии" создать у своих ворот ровным счетом ничего. За весь матч симферопольцы нанесли всего, два удара. Один, не очень опасный, со штрафного, а второй принял на себя Эгуавон, прекрасно играющий на "втором этаже". Обратило внимание и то, как дополняют друг друга торпедовские защитники, особенно центральная пара. У Бушманова великолепное позиционное чутье, а Эгуавон неуступчив в единоборствах и просто непобедим в воздухе.

СЧЕТ ДРУГОЙ, НО ПЕРЕВЕС ТОТ ЖЕ

Любопытно, что ровно год назад в тот же день - 31 января - на том же поле отеля "Дан Кейсария" эти команды уже встречались. Тогда со счетом 6:3 победило "Торпедо", а голы у москвичей забили Корнаухов, Семак, Янкаускас, Гашкин, Аваков и Икхеноба. Сейчас в составе торпедовцев из этой шестерки остались лишь Икхеноба и Гашкин, да и то нигерийца на этот матч не выставили. Зато Гашкин оказался несомненно лучшим игроком встречи. По-видимому, он неплохо знает "Таврию" и украинский футбол, поскольку после ухода из "Спартака" уже играл в Украине - в одесском "Черноморце". В отсутствие травмированного Булатова вся игра торпедовцев шла именно через правый фланг, где острота исходила от Ганшина. На 17-й минуте он с близкого расстояния нанес сильный удар, но мяч попал в штангу. Зато через 2 минуты Гашкин совершил стремительный рывок по своему флангу и выдал прекрасный пас Камольцеву, который и открыл счет. После забитого мяча москвичи несколько успокоились и обострили игру лишь в конце второго тайма. На 77-й минуте неутомимый Гашкин вышел с Левицким один на один, но замешкался, сблизился с вратарем и попал мячом прямо в него. Но на 79-й минуте он своего шанса не упустил. Эгуавон сделал длинный рывок к центру поля, переадресовал мяч Ганшину, а тот вроде бы решил сделать навес во вратарскую, однако мяч с ноги срезался и полетел "за шиворот" вратарю в верхний дальний угол. Третья голевая комбинация вновь состоялась при участии Гашкина. Он вышел на ударную позицию, должен был забивать сам, однако вратарь вновь среагировал на его удар, но вовремя подоспевший Камольцев направил мяч в уже практически пустые ворота. В итоге на счету Камольцева оказался дубль, а у Ганшина по системе "гол + пас" - 3 очка (1+2). "Торпедо" обыграло "Таврию" с той же разницей в счете, что и в прошлом году, - 6:3 против 3:0. Заметьте, и это сравнение в пользу нынешней торпедовской обороны.

КАМОЛЬЦЕВ ОБЕЩАЕТ ЗАБИТЬ В ЧЕМПИОНАТЕ 10 ГОЛОВ

Если Ганшин ярко сыграл в матче с "Таврией", то лучшим игроком всего сбора несомненно стал форвард. Вячеслав Камольцев. За две недели он забил пять голов, причем легких соперников в Израиле у москвичей не было.

- Раньше вы тоже отличались результативностью на сборах?

- Случалось, забивал немало, после чего неплохо шли дела и в чемпионате. Однако прошлый сезон мне явно не удался. У нас была, по сути, новая команда. Не смог я приспособиться. К тому же мы чаще всего играли с одним нападающим, и вся игра в атаке строилась "под Янкаускаса". Мне же отводили вторые роли, поэтому он в основном и забивал. Сейчас уже играю я - поэтому и забиваю.

-Вы почувствовали уверенность в своих силах?

- Да, я наконец-то привык к стилю команды. К тому же у меня состоялся очень важный разговор с Тархановым.

-И что же он вам сказал?

- Если я стану требователен к себе, то на протяжении всего сезона буду играть в основном составе.

-Наверное, вам, нападающему, не очень нравится, что Тарханов предпочитает играть с одним форвардом?

- Вы правы, не нравится. Во-первых, вдвоем впереди играть легче, а во-вторых, шансов попасть в основной состав при этом становится меньше. Но Тарханов проповедует несколько отличный от других стиль. Упор делается на среднюю линию.

-В прошлом году "Торпедо" часто играло с двумя нападающими?

- Только в начале чемпионата, и то я так и не мог понять, что от меня требуется. В отличие от Янкаускаса мне приходилось больше отходить назад, играть в средней линии. Поэтому я и выходил в основном на замену. Зато сыграл почти все матчи чемпионата, за исключением одного, когда отбывал дисквалификацию после красной карточки.

-В "Торпедо" вроде бы возвращается Аваков, а это значит - у вас появляется конкурент.

- Без конкуренции футбола не бывает. Аваков - мой хороший друг и сосед по дому. Мы ведь в свое время вместе пришли в "Торпедо". Я очень жалел, что в прошлом году с ним решили расстаться. Он, без сомнения, хороший нападающий.

-Тарханов может вернуться к игре с двумя нападающими?

- Я думаю, может. Тем более что сейчас он немного меняет стиль игры. Она становится более европейской, более атлетичной. Раньше ведь у нас акцент делался на контроль мяча, его розыгрыш, теперь же мы отрабатываем взаимодействие полузащитников с нападающими.

- Для вас сезон начинается удачно. Чувствуете, что и в чемпионате будете забивать?

- Я каждый сезон забиваю немало. Стыдно лишь за прошлый год: всего три гола на моем счету. У каждого человека бывает полоса невезения. Хочется надеяться, что у меня она позади. Думаю, сезон сложится успешно.

-Сколько голов для этого вы должны забить?

- Не менее 10. И я их забью.