Газета Спорт-Экспресс от 20 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

20 декабря 1997

20 декабря 1997 | Олимпиада

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

ОТ ШЮССА ДО СНОУЛЕТС

ИЛИ РАССКАЗ ОБ ОЛИМПИЙСКИХ ТАЛИСМАНАХ

Четыре забавных совенка Сноулетс стали талисманом XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано.

Почему именно совята? Потому что почти во всем мире сов почитают за мудрость, и еще древние греки полагали, что эти ночные птицы помогали богине мудрости Афине. Почему совят четверо? Потому что Олимпиада - это четыре года, завершающиеся грандиозным праздником Игр.

В слове "сноулетс" заключено несколько понятий. Snow - по-английски "снег". Lets можно перевести как "давайте делать вместе". То есть, давайте разделим вместе радость зимних Игр. Ну a owlets - просто "совята". Кстати, у каждого совенка свое имя - Сукки, Нокки, Лекки и Цукки. Если в такой последовательности прочесть первые две буквы каждого имени, то как раз и получится "совята" по-японски.

Во французских словарях слово "талисман" - mascotte - появилось только в конце XIX века и означало предмет, якобы наделенный злой или доброй силой. Постепенно mascotte стали называть только то, что приносит исключительно удачу, счастье.

Первый олимпийский талисман, хотя и неофициальный, обрел жизнь в 1968 году в Гренобле. Им стал созданный фантазией художницы мадам Лафарг маленький человечек на лыжах - Шюсс. Официальное же олимпийское признание получила через четыре года такса Вальди, шуточный символ мюнхенской Олимпиады. С тех пор талисман стал обязательным атрибутом всех Олимпийских игр.

Выбрать его - дело далеко не простое. Он должен не только быть забавным и симпатичным, но и сочетать национальный колорит страны-организатора Игр с простотой и универсальностью. Сначала талисманами становились в основном животные - популярные фольклорные персонажи или наиболее типичные представители животного мира той страны, где проходила Олимпиада. Это и канадский бобер Амик, и американский енот-полоскун Рони, и тигренок Ходори, и бурый медвежонок Миша, и волчонок Вучко... Но постепенно положение стало меняться. В олимпийском Калгари талисманов было уже два - белые медвежата Хайди и Хоуди. В Альбервилле в 1992 году впервые появился "абстрактный" талисман - звездный человечек Мажик, придуманный Филиппом Мэресса. Через 4 года в Лиллехаммере гостей снова принимала парочка - Хакон и Кристи, впервые воспроизводившие исторические персонажи Норвегии. Вслед за "звездой" Олимпиады-92 стопроцентным французом Мажиком появился нарисованный художником Хавьером Марискалем смешной барселонец Коби - щенок, словно пришедший из мультяшки. А за ним - совершенно фантастический, ни на кого не похожий, но при этом типичный американец Иззи.

Видимо, на пороге нового тысячелетия семья олимпийских талисманов резко увеличится. После четырех японских совят ее пополнят сразу три представителя австралийской фауны - ехидна Милли, утконос Сид и кукабарра Олли. Если так пойдет дальше, то кандидатов в талисманы Игр в XXI веке ждет не только жестокая конкуренция, но и борьба между реальным и фантастическим. Между прочим, разноцветные, похожие на мягкие игрушки совята не сразу получили почетное право быть символом Олимпийских игр в Нагано. Первоначально роль талисмана прочили белому горностаю, обитающему в горах Японии и особо почитаемому жителями префектуры Нагано. Забавный зверек, нарисованный художником Сусуму Мацушита по идее Мазако Ооцука успел даже появиться во многих изданиях, посвященных подготовке Нагано к Играм. Но...

В олимпийский талисман вложено много фантазии и труда художников и дизайнеров, с ним связан целый период жизни тех, кто готовил праздник и кто жил предощущением новых рекордов. И потом становится жаль, что у талисмана такая короткая жизнь.

Елена СТРЕЛЬЦОВА