Газета Спорт-Экспресс от 6 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

6 декабря 1997

6 декабря 1997 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

СУПЕРЛИГА. Игрок ноября по версии "СЭ"

Захар ПАШУТИН

БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ ОШИБИТЬСЯ

В последние годы российский баскетбол нечасто радует нас появлением настоящих звезд международного класса. В нынешнем сезоне такая звезда уже зажглась - Захар Пашутин стал лучшим снайпером саратовского "Автодора" и всерьез борется за титул самого результативного игрока суперлиги. Если бы звание лучшего баскетболиста чемпионата России-97/98 присуждалось сейчас, в середине сезона, то, по мнению экспертов "СЭ", первым претендентом на него был бы именно Пашутин-младший.

ВОСХОЖДЕНИЕ Захара ПАШУТНИА

В ЧЕМПИОНАТАХ СУПЕРЛИГИ

м

И

3-х

ШТ

ПД

ПР

ПХ

ПТ

БШ

Ф

О

94/95

32,1

45,1

25,0

78,3

5,0

4,1

2,5

2,9

0,3

3,6

17,8

95/96

28,0

46,4

27,9

76,9

4,1

5,1

2,2

2,2

0,2

2,6

13,4

96/97

33,0

51,1

41,2

78,5

4,4

3,7

1,6

2,8

0,2

2,6

17,0

97/98

28,2

56,5

38,1

76,1

4,9

4,3

2,2

2,1

0,5

2,6

22,0

М - минуты, И - броски с игры, 3-х - трехочковые, ШТ - штрафные, ПД - подборы, ПР - передачи, ПХ - перехваты, ПТ - потери, БШ - блокшоты, Ф - фолы, О - очки.

В СБОРНОЙ РОССИИ

Игры

Очки

Ср.

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ-97

Отборочный турнир

5

14

2,8

Финальный турнир

9

36

4,0

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ-99

Отборочный турнир

3

26

8,7

Всего

17

76

4,5

РОДИОНОВ НЕ ДАЕТ РАССЛАБИТЬСЯ НИ НА СЕКУНДУ

В основном составе "Автодора"-97/98 Захар Пашутин единственный игрок, выступавший за клуб во всех чемпионатах суперлиги. За эти годы менялись не только игроки, но и тренеры. Юрий Селихов, Александр Сидякин, Римантас Эндрияйтис, наконец, Владимир Родионов. У каждого из них свой взгляд на баскетбол, каждый внес в становление Пашутина как игрока свой вклад.

- В первый раз по-настоящему уверенно я почувствовал себя только в прошлом сезоне, когда команду возглавил Эндрияйтис. Тогда же впервые были собраны вместе игроки, выходящие сегодня в стартовой пятерке. Эндрияйтис очень грамотно определил место и функции каждого. В то же время он никого не загонял в жесткие рамки. Под его руководством я себя как бы открыл заново. При Сидякине было совсем по-другому - никто не имел права отходить от разработанных схем.

Правда, главной задачей всех этих тренеров был высокий результат команды, и серьезно моим обучением никто не занимался. Все-таки возраст уже не тот. В 22-23 года учиться баскетболу поздновато - можно только шлифовать мастерство и вместе с командой подниматься на более высокие ступени.

-Месяц назад главным тренером "Автодора" стал Владимир Родионов. Как работается при нем?

- По сравнению со своими предшественниками он более серьезно относится к каждому игроку. При нем все стараются быть предельно собранными и по-настоящему профессионально относятся к каждой тренировке. Если мы могли позволить себе сыграть не в полную силу, то Родионов не дает расслабиться ни на секунду. Впрочем, он всегда оказывал серьезное влияние на игроков - когда Родионов появлялся в зале во время тренировок, каждый старался проявить себя с лучшей стороны.

-Претерпел ли при Родионове-тренере изменения тренировочный процесс?

- Нет, все комбинации и упражнения сохранились. Впрочем, когда он видит, что физическое состояние игроков оставляет желать лучшего, сразу дает более интенсивные нагрузки. В принципе, при Эндрияйтисе была похожая ситуация. На нашей игре в начале сезона сказался месяц, прожитый в Москве. Условия для тренировок тогда были плохие. Утром мы приезжали в холодный зал - только разомнешься, и пора уходить.

Владимир РОДИОНОВ,главный тренер "Автодора":

- Порой у нас с Захаром возникают определенные разногласия. Но такова специфика отношений практически, с каждой звездой. Причем в стартовой пятерке "Автодора" он наиболее уравновешенный. Серьезных проблем у нас никогда не возникало.

ЛУЧШЕ ПУСТЬ "АВТОДОР" СТАНЕТ ЧЕМПИОНОМ, ЧЕМ Я ЛУЧШИМ ИГРОКОМ

-Ваши требования к себе по сравнению с прошлым сезоном изменились?

- В принципе, нет. Стараюсь настраиваться на любого соперника. Ведь если выступаешь за сборную России, необходимо поддерживать высокий уровень в каждой игре.

-В прошлом сезоне в первых снайперах команды ходили Эйникис, Лукминас и Мальцев. Сегодня ситуация изменилась - в "Автодоре"-97/98 больше всех забивает Захар Пашутин. Причем все три месяца вы провели стабильно - ни в одном матче не набирали меньше 10 очков.

- У меня нет стремления забивать больше всех. Порой случается, что я стараюсь сыграть на себя, но главное - чтобы выиграл "Автодор". Не забывайте, что у Лукминаса перед началом сезона была очень сложная ситуация в семье, и для того чтобы прийти в себя, ему потребовалось немало времени. Да и Эйникис никак не мог набрать хорошую форму.

-Раньше в вашей игре было больше расчета, чем красоты. Например, вы предпочитали не бросать сверху, а аккуратно забивать мячи от щита. Теперь же не боитесь атаковать даже через игроков, превосходящих вас в росте и прыгучести. Достаточно вспомнить матч в Москве с ЦСКА, когда вашему полету не смогли помешать сразу несколько соперников во главе с Маркусом Уэббом.

- Трудный вопрос. Может, я достиг того уровня, при котором перестаешь бояться, что можешь допустить ошибку. Теперь я чувствую себя более раскрепощенно, да и партнеры стали больше доверять. Сказалось и то, что за лето прибавил физически. Когда я выступал за молодежные сборные, обычно занятий со штангой не было - в основном кроссы. В первой же сборной приходится поднимать "железо" каждый день. Да и дома в Саратове стараюсь самостоятельно поддерживать хорошую форму. Как говорится, чтобы ноги не "проваливались". Для этого можно работать и без штанги. Скажем, приседать, держа на плечах другого игрока.

-Эйникиса, например?

- (Смеется.) Нет, стараюсь выбрать кого-нибудь полегче.

-Какое влияние на ваше восхождение оказал старший брат?

- Сейчас осталось мало разыгрывающих, которые в первую очередь стараются сыграть на партнера: каждый норовит сам набрать побольше очков. Женя же любит раздавать передачи, постоянно подгоняет остальных. И прогресс каждого игрока "Автодора" во многом зависит от него. Без помощи моего брата Эйникис, например, никогда бы не стал лучшим игроком чемпионата России.

-А вам по силам стать лучшим в России?

- Честно говоря, не хотелось бы загадывать.

-Тогда что, на ваш взгляд, для этого необходимо? Может быть, обыграть ЦСКА в финале плей-офф?

- Если "Автодор" этого добьется, то и лучшим игроком становиться не обязательно.

-Как вы себя чувствуете вместе с сильнейшими игроками страны в сборной России?

- Пока до конца не освоился. В сборной для того, чтобы завоевать доверие партнеров, необходимо постоянно демонстрировать игру высокого качества. У меня же до сих пор сохраняется некоторая неуверенность.

Владимир РОДИОНОВ:

- Резкий скачок в игре Захара произошел в прошлом сезоне. Сегодня для него главное приобрести стабильность. Особенно это касается бросков по кольцу. Хотя уже сейчас он превосходит некоторых игроков, входящих в основной состав сборной. Таким кинжальным проходом в нашем баскетболе не владеет, пожалуй, никто. Это один из самых перспективных российских молодых игроков, и через несколько лет он будет задавать тон в главной команде страны. А может, это произойдет и раньше - к примеру, уже в следующем сезоне.

НАШ МАТЧ С "ПАО" БЫЛ ЛУЧШИМ В ЭТОМ СЕЗОНЕ

Ноябрь по праву можно считать месяцем "Автодора". Саратовский клуб провел за это время 7 матчей - 4 в чемпионате суперлиги и 3 в Кубке Европы - и ни разу не покинул площадку побежденным. Причем "жертвами" волжан оказались и чемпион России ЦСКА, и лучший, по мнению многих специалистов, клуб Европы "Панатинаикос".

-Какой ноябрьский матч - с ЦСКА или "Панатинаикосом" запомнился вам больше?

- Конечно, с "Панатинаикосом". Это была особая игра: соперник был силен, но и мы показали неплохой баскетбол. Плюс дополнительная пятиминутка. На мой взгляд, это был вообще самый интересный матч в нынешнем сезоне. По крайней мере, для "Автодора".

-Получается, что благодаря этой победе разгром ЦСКА (90:67- П.О.) как бы стал для "Автодора" рядовым событием?

- Ни в коем случае. Просто тот матч сложился для нас на удивление спокойно. Никто не ожидал, что ЦСКА способен проиграть "Автодору" больше 20 очков. Кроме того, нам гораздо важнее было победить именно "Панатинаикос", особенно в психологическом плане. После того как греческий суперклуб разбил нас в Афинах с разницей в 40 очков, некоторым показалось, что мы вообще не умеем играть в баскетбол.

-Вас не пугает встреча на площадке с такими игроками, как, например, Байрон Скотт, который раньше выступал за знаменитый "Лос-Анджелес Лейкерс" - сильнейший клуб НБА 80-х годов?

- Волнение было перед матчем в Греции - тогда громкие имена соперников действительно давили. А после игры, несмотря на крупное поражение, мы поняли: против нас играли обычные живые люди, которые не могут побеждать постоянно. В Москве нам удалось показать разумный баскетбол и взять у греков реванш. Жаль только, что "Автодор" не может проводить такие серьезные игры так же часто, как ЦСКА. Все-таки к такому высокому уровню необходимо привыкнуть.

-В прошлом сезоне "Автодор" дважды имел шанс пробиться в Евролигу. Но сначала уступил в 1/8 финала Кубка Европы польскому "Шленску", а затем проиграл ЦСКА финал плей-офф чемпионата России.

- В случае с поляками мы сами виноваты, а вот в серии против ЦСКА борьба была равной. Однако для того, чтобы играть в Евролиге, необходимо иметь хороший зал, а мы до сих пор проводим международные матчи не в Саратове, а в Москве.

-Ноябрьский разгром ЦСКА стал, наверное, расплатой за прошлогоднюю неудачу?

- В тот день никто и не думал о какой-то мести. Просто на игры с ЦСКА мы всегда выходим с потрясающим настроем - это происходит само собой, чисто автоматически. На мой взгляд, в России сейчас нет более принципиальных соперников, чем ЦСКА и "Автодор". И не стоит делать далеко идущие выводы из нашей победы - вся борьба еще впереди.

Владимир РОДИОНОВ:

- К матчам с такими клубами, как "Панатинаикос", Захар в полной мере не готов. В первую очередь - к борьбе с игроками уровня НБА.

Так и хочется поправить Родионова: "Пока не готов".

Павел ОСИПОВ

Символическая пятерка месяца. Вариант "СЭ"

ЭЙНИКИСАвтодор, ПОТТЕР Са мара,З. ПАШУТИНАвтодор, ЛУКМИНАСАвтодор, ВАСИНСКА-Урал