Газета Спорт-Экспресс от 22 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

22 ноября 1997

22 ноября 1997 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

ОСТАНЕТСЯ ЛИ Борис ИГНАТЬЕВ У РУЛЯ СБОРНОЙ РОССИИ?

Выигрывает команда, проигрывает тренер. Старая футбольная присказка кажется не слишком справедливой, но что поделать: так принято считать. Не все помнят, что последний чемпионат мира выиграл Карлос Алберто Паррейра, зато наверняка никто не забыл имя главного неудачника ЧЕ-96: Арриго Сакки. Хотя бывают и исключения. Самое свежее: нынешние успехи киевского "Динамо" ассоциируются всецело с именем Валерия Лобановского. Но исключения для того и существуют, чтобы подтверждать правила.

ИСТОРИЯ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: НЕ ДОВЕРЯЙ ТОМУ, КТО ОДНАЖДЫ УЖЕ ПРОВАЛИЛСЯ

С Борисом Игнатьевым сборная впервые за 20 лет не попала в финал чемпионата мира. Это случилось в третий раз из тех одиннадцати попыток, когда наша команда участвовала в отборочном турнире. Но если фиаско 73-го года (пусть даже условное, из-за отказа ехать на матч в Чили) обернулось отставкой Евгения Горянского, то Никита Симонян продолжал работать и после того, как спустя четыре года СССР уступил дорогу Венгрии. Скорее всего, останется у руля команды и Борис Игнатьев. "Не в моих правилах ограничивать тренера двухлетними рамками, - говорит президент РФС Вячеслав Колосков. - Бышовцу в 92-м я предлагал продолжить работу, но он грезил каким-то европейским клубом. Садырин не мог оставаться из-за конфликта с целой группой игроков, а других на тот момент просто не было. Перед Романцевым вопрос был поставлен ребром: либо клуб, либо сборная. И он выбрал "Спартак". Сейчас, считаю, Игнатьев получил огромный опыт, который поможет ему достойно завершить следующий отборочный турнир".

ВМЕСТЕ С КОЛЛЕГОЙ ИЗ АЛБАНИИ ИГНАТЬЕВ УСТАНОВИЛ ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕКОРД

Сегодняшняя сборная оказалась не только беспризорной, если иметь в виду отношение к ней, но и беспомощной с точки зрения игры в большинстве отборочных матчей. Единственное, что ставится Игнатьеву в заслугу, - это восстановление нормального микроклимата в команде. Но что толку, если, улыбаясь друг другу, тренерам и руководству РФС, футболисты проигрывали Болгарии, делали ничьи с Израилем и Кипром?

Стабильный состав - залог успеха. В отборочном цикле Россия наряду с Албанией установила общеевропейский рекорд - тренеры нашей команды использовали 37(!) футболистов. Наверное, многие уже забыли, что за сборную не так давно играли Минько, Мамедов, Тернавский, Харлачев, Зубко, Герасименко... Да кого только не было за эти 15 месяцев в национальной команде! Порой она напоминала полигон, где то проверялся ближайший резерв, то совместимость легионеров с теми, кто играет в России. Стоит ли говорить о том, что Игнатьев ни разу не повторил предыдущий состав. После первого матча поменялись двое, после второго - еще двое, после третьего - четверо. Наконец, сыграв вничью на Кипре, Игнатьев пошел на коренную перестановку. Спустя месяц в основном составе уже не было Черчесова, Попова, Канчельскиса, Карпина, Мостового, Цымбаларя, Колыванова. Пусть некоторые выбыли из-за травм, но именно этот момент можно считать переломным в турнире. Именно тогда Игнатьев сознательно принес качество игры в жертву духу коллективизма. Как считает он сам - слишком поздно.

Впрочем, шараханья от одного варианта состава к другому продолжались и дальше. Прошел еще месяц - и исчезли Чугайнов, Симутенков, Ковтун, не было, естественно, и Кечинова. К решающему матчу в Софии из состава убрали Радимова, Гришина, Бесчастных, Черышева. Потом вдруг появился ненужный прежде Юран, а в Неаполе, под занавес игры, на поле вышел Семак. Под номером "18", хотя ему стоило бы присвоить номер "38" - он стал последним, кого "проверили" за эти 15 месяцев.

РЕВОЛЮЦИЯ ОКАЗАЛАСЬ ЗАПОЗДАЛОЙ

Согласен, в сборной не так просто поставить игру. Это не клуб, с которым ты работаешь каждодневно. И все-таки жаль, что, кроме обнаружившихся к концу турнира бойцовских качеств, не удалось разглядеть и намека на коллективные действия. Увы, единой команды так и не появилось. Такой хотя бы, какая была при Романцеве. Пусть футбол той сборной выглядел несколько старомодным, пусть заряженность игроков была ниже нынешней, но тогда можно было сказать: "Да, это играет команда Романцева". Разрушать проще, чем строить. Хотя трудно корить Игнатьева за попытку коренной реорганизации игры. Та игра, которую исповедовал в сборной Романцев, не сулила никаких перспектив - нашим пределом был выход в финальную часть ЧЕ-96. Новый тренер решил в какой-то момент пойти по собственному пути, в большей степени отвечающему современным требованиям футбола. Но случилось это слишком поздно, а ломка состава и игры всегда сопряжена с риском.

КОСМЕТИЧЕСКИМ РЕМОНТОМ НЕ ОБОЙТИСЬ

Установив в команде нормальные отношения, Борис Игнатьев сделал то, что не удалось ни Садырину, ни Романцеву. Но кто сказал, что микроклимат так уж важен для достижения результата? Конфликты случались и в великом киевском "Динамо" середины 70-х, и даже суперзвезды из одной хоккейной тройки частенько ссорились друг с другом. В нашей же сборной обстановка была удивительно спокойной, совсем неадекватной неудачам. Пять тренеров, четыре администратора, три физиотерапевта, два врача - практически весь, за редким исключением, штаб команды, пребывал в хорошем настроении, какими бы ни были результаты. Люди, казалось, либо не держались за свои места, либо были уверены в том, что сохранят их независимо ни от чего.

Мало кто сомневается, что Игнатьев останется у руля команды. Разве что под давлением общественности, с которой у нас, впрочем, не слишком-то считаются, может возникнуть фигура, скажем, Анатолия Бышовца или, допустим, Евгения Кучеревского. Муссируемая в кулуарах кандидатура Юрия Семина скорее условна: Колосков, возможно, и не против, но сам Семин вряд ли оставит "Локомотив". И, наконец, Газзаев. Тренер амбициозный, способный встряхнуть команду, но заметно утративший авторитет в этом сезоне. Останется ли Игнатьев, появятся ли другие кандидатуры - в любом случае косметическим ремонтом уже не обойтись.

Борис Игнатьев не лукавил, когда говорил, что морально к отставке готов. И действительно в европейском футболе не так много примеров, когда проваливший "квалификацию" тренер оставался на своем посту. Если такое и случалось, то, как правило, благодаря его былым заслугам. В этом вы можете убедиться, взглянув на таблицу, в которой сфокусированы все провалы национальных команд в четырех предыдущих отборочных циклах ЧМ и ЧЕ. Нам показалось уместным дать информацию, как после этого сложилась судьба тренера и его сборной, а также о том, что происходит в странах, которые, подобно России, жаждали видеть свою команду во Франции, но такой возможности теперь лишены.

Михаил ПУКШАНСКИЙ