Газета Спорт-Экспресс от 15 ноября 1997 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

15 ноября 1997

15 ноября 1997 | Хоккей на траве

ХОККЕЙ С МЯЧОМ

Сергей ЛОМАНОВ

ПРОТИВ ШВЕДОВ - СО СЛОМАННОЙ ЧЕЛЮСТЬЮ

Когда я собрался спросить Сергея Ломанова, какой именно эпизод его спортивной биографии ему больше всего запомнился, то перед глазами у меня начали проходить, словно кадры увлекательных кинофильмов, кинжальные проходы к воротам этого великолепного форварда, его пушечные удары, неожиданные ходы, ювелирные передачи партнерам. Порой он один решал судьбу самых важных матчей. И гнулись, казалось бы, несгибаемые шведы, плющился вроде бы стойкий "Болтик"...

Ну а что из всего этого наиболее отчетливо сохранилось в памяти у самого грозного нападающего, на счету которого более 1000 мячей, да еще две сотни, забитых в Швеции, где он завершал свою блистательную карьеру?

- Ну и задачку мне задали! - улыбнулся Ломанов. - Так сразу и не ответишь на ваш вопрос. Может, то, как в конце 70-х - начале 80-х некоторые зрители ночевали прямо у касс стадиона, чтобы купить билеты, а за два часа до начала матча ворота стадиона "Енисей" вообще закрывались, потому что все трибуны были переполнены?.. Да, славное было время.

Впрочем, памятны и не очень приятные, но весьма поучительные моменты. В 1981 году на чемпионате мира в Хабаровске наша сборная потерпела сокрушительное поражение от шведов. Температура воздуха тогда упала ниже минус 30, ветер с Амура продувал насквозь. На церемонию открытия шведы вышли, закутавшись в одеяла, натянув шапки на самые глаза. Нас же отправили на парад в легоньких футболках. Как ни просили дать нам хоть что-нибудь теплое, в ответ слышали: "Потерпите, вы же русские". Вот и терпели, померзнув более получаса. А потом сразу начался матч. И шведы нам, окоченевшим, еще в первом тайме голов пять безответных забили. Зато в повторной игре с ними мы взяли реванш.

Никогда не забуду и первенство мира-85, когда нам удалось вернуть себе звание чемпионов. Мне тогда пришлось сражаться в финале с теми же шведами со сломанной челюстью. Несмотря на это, и гол забил, и передачу результативную сделал. Только на уколах и держался. Ведь я фактически без челюсти играл: она просто повисла - ни открыть рот, ни закрыть. Помаялся потом со мной красноярский хирург Альберт Давыдович Каргер, но, слава Богу, все обошлось. Кстати, получил я эту травму во вроде бы прогулочном матче с дебютантами чемпионата - сборной США. Впрочем, для меня никогда не существовало понятия "проходная игра". Я зрителей очень уважал и не мог позволить себе выступать перед ними не в полную силу.

Константин СТЕПАНОВ

Красноярск