Газета Спорт-Экспресс от 28 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

28 октября 1997

28 октября 1997 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-98. Отборочный турнир. Первый стыковой матч

Борис ИГНАТЬЕВ

1:0 - ЭТО ТО, ЧТО НАМ НАДО

После Валерия Лобановского каждому следующему тренеру нашей сборной отводилось два года. Анатолий Бышовец работал в национальной команде с 90-го по 92-й, Павел Садырин - с 92-го по 94-й, Олег Романцев - с 94-го по 96-й. И хотя команды всех этих трех образцов были похожи друг на друга, каждый тренер привнес, конечно же, что-то свое. Четвертый вариант команды - Бориса Игнатьева - все еще формируется. Однако 15 месяцев, в течение которых он ею уже руководит, срок немалый. Так что вполне можно делать сравнения.

-В чем, на ваш взгляд, основные отличия этой сборной от предыдущих?

- Мне сложно говорить на эту тему. Одно могу утверждать: положение мое - не из простых. Сложность его заключается в том, что многие футболисты, чья квалификация не вызывает сомнений, оказались вне сборной. Пришлось проводить реконструкцию команды, а это никогда не проходит безболезненно. Посмотрите, сколько новых людей прошло через нее! В этом, пожалуй, и заключается главное отличие моей работы от работы предшественников.

Если говорить о вопросах организационного характера, то тут ситуация в последнее время стала более стабильной. Нет разговоров о зарплате, о премиальных, хотя по ходу турнира игроки не получили ни копейки. Такая нормальная, на мой взгляд, обстановка выгодно отличает нынешнюю сборную.

-Прежняя команда ассоциировалась с именами Харина, Шалимова, Добровольского, Карпина, Мостового... Сегодня, в канун самых важных событий, их места заняли Семак, Соломатин, Веретенников, Есипов, Кечинов. Нет ли в том парадокса?

- Конечно, нет. О каждом из названных вами легионеров я могу сказать отдельно, но думаю, что и так ясно: смена поколений - нормальное для футбола явление. Сегодня у Есипова нет опыта, завтра появится. У Овчинникова он уже появился, но небогатый. Или Аленичев. Разве мы часто видели его в сборной? А сейчас он уже ведущий ее игрок, без которого команду трудно представить. Начинать все равно когда-то надо. Тренер, пришедший мне на смену, получит возможность продолжить начатое, у разбитого корыта он не окажется.

-И все-таки если говорить о конкретной фигуре Мостового: неужели он может быть лишним?

- Я нормально отношусь к этому футболисту. Все остальные, вами названные, уже отъезженный материал. Шалимов не играет, Харин не может восстановиться после травмы, Карпин отказался сам. Его никто за язык не тянул, и он мог вернуться точно так же, как это сделал Юран.

-Что же мешает вернуться Мостовому? Неужели действительно так трудно съездить в Испанию на один из матчей "Сельты"?

- Я не лукавлю, проблемы с визами у нас то и дело возникают. Можете спросить у Мостового, который знает, что мы направляли в "Сельту" соответствующий запрос. Перед ответным матчем с итальянцами посмотрим его обязательно - "шенгенские" визы уже стоят.

-Мостовой, как и многие другие, обижается: вдруг перестали вызывать, ни одного звонка из Москвы. Разве это по-человечески?

- Когда я окажусь вне сборной, думаю, обо мне забудут все, многие перестанут здороваться. Такое в жизни случается. Ну а если о Мостовом... Я всегда старался поддерживать отношения с теми, кто временно оказался не у дел. Сашу знаю с детских лет, прежде относился к нему с теплом, но люди меняются, и мое отношение к ним меняется тоже. Поэтому я уже не звоню ему по-дружески, как это бывало раньше.

-Стартового состава сборной на матч с итальянцами вы мне, естественно, не назовете. Попрошу только расставить некоторые акценты. Будет ли, например, при определении первого номера учитываться неудачная игра Черчесова против итальянцев на европейском первенстве?

- Думаю, что нет. Черчесов - такой опытный вратарь, что не стоит вспоминать о тех детских ошибках. Это черная страница в его биографии, не более того.

-В то же время Овчинникову не хватает игровой практики.

- Это проблема. Однако, уже не играя за "Бенфику", он прекрасно отработал в московском матче с болгарами. За дни новогорского сбора мы решаем, насколько этот простой повлиял на готовность Овчинникова. Сегодня, иэто откровенно, основного вратаря назвать не могу.

-В Софии центральными защитниками были Никифоров и Цвейба, в Москве - Чугайнов и Цвейба. Можно ли говорить, что в отсутствие Никифорова последний вариант - единственно возможный?

- Прорабатываем и другие, поскольку действия этой связки нас не устроили. Играя против болгар дома, мы допустили много ошибок - и в центре, и на флангах.

-Если на месте либеро сыграет, допустим, Онопко, не ослабит ли это среднюю линию?

- Возможно, ослабит, поскольку Онопко привык играть в центре у себя в "Овьедо". Да и мы его уже несколько раз использовали на этой позиции. Поэтому не могу сейчас безоговорочно утверждать, что Онопко должен непременно играть в защите. Хотя не стоит забывать, что у нас есть Хохлов. С его помощью мы можем прибавить в атакующих действиях.

-А вас не смущает его нестабильность?

- У нас с ним на эту тему разговор был. Я сказал: "Не хочется, Дима, чтобы про игрока с таким потенциалом плохо говорили после 29 октября".

-Попов играет у вас справа в защите. Надо думать, не от хорошей жизни? Ведь в "Компостеле" он - левый хавбек.

- Не от хорошей жизни взяли мы и персональщика Хлестова. У него удовлетворительное функциональное состояние, но в то же время - явный недостаток игровой подготовки. А Попов еще по "Спартаку" зарекомендовал себя неплохим правым защитником. Это опытный игрок, с хорошим движением и объемом работы. При определенной дисциплине, он может справиться с этими обязанностями.

-Аленичев наверняка будет играть в центре, а не слева, как это было в Софии?

- Да, Аленичев должен играть там, где у него это лучше получается, где он способен принести максимум пользы. Меня очень волнует его состояние, как и состояние Тихонова. Игровой практики у них явный перебор, при этом матчи шли в таком плотном режиме и требовали такой мощной отдачи, что не было случая перевести дыхание. Надо сделать все возможное, чтобы они не потеряли игрового тонуса, чтобы футбол приносил им радость. Такую, как игра против "Сьона". Это был шедевр.

-Стоит ли рассчитывать на Канчельскиса?

- У него все еще болит нога. Он много работает, хочет помочь, но пока еще далек от прежних кондиций. Очень хотел бы видеть его в составе: итальянцы Канчельскиса хорошо знают и наверняка побаиваются.

-Форварды, надо полагать, получат в среду вечером какое-то особое задание?

- Поскольку итальянцы сильны в линейной обороне, будем думать, что им противопоставить.

-Вы уже посмотрели о них все, что считали нужным?

- Меня интересовали пять матчей: четыре отборочных и товарищеский, против венгров, который игрался в Будапеште еще до чемпионата Европы. Естественно, речь идет о выездных играх "Скуадры адзурры".

-Если говорить об отборочных встречах с молдаванами, англичанами, поляками и грузинами, в них вы нашли много общего?

- Достаточно. Не так трудно подытожить сильные и слабые стороны соперника. Скажем, лондонский матч против англичан наглядно показал, что прессинг в игре против итальянцев - действенное оружие. Естественно, при наличии необходимого запаса физической готовности. Там они потеряли нити управления игрой и победили не совсем заслуженно. В Грузии, Молдавии и Польше итальянцы, напротив, владели территорией, но выиграли из трех матчей только один, в Кишиневе.

-Не провоцируют ли такие наблюдения отдать сопернику инициативу?

- Искусственно? Нет, это слишком большой риск. К тому же игра без мяча лишает положительных эмоций, выхолащивает нервную энергию. А контролировать мяч - значит, управлять процессом.

-В то же время игровая инициатива таит опасность быть пойманным на контратаке.

- Надо сыграть так, как сыграли в Риме англичане. Мячом они владели не меньше итальянцев, но возможность чужой контратаки практически исключили.

-Вы готовы предугадать состав, который выставит Мальдини?

- Наверное, да. Есть некоторые вопросы, но они до самой игры так и останутся без ответа. Например, рискнет ли Мальдини поставить трех форвардов, отдав кому-то из них место на фланге?

-Вы сказали, что итальянцы играют в линию. Но разве Костакурта не выполняет обязанностей либеро?

- Скорее обозначает их выполнение. Это такая модная особенность игры. Как правило же, "чистильщика" не существует. И Костакурта, и Каннаваро разбирают форвардов, приходящих в центральную зону.

-Не спутают ли нам карты перемещения Ди Маттео, который не то центральный полузащитник, не то левый крайний?

- Как правило, левую зону занимает защитник. Обычно - Мальдини, в данном случае - Бенарриво или Пессотто. Ди Маттео действует по ситуации. Думаю, понять это не так сложно. Справа Неста не так активен, как Бенарриво, так что Фузеру или Ломбардо придется больше заниматься своим флангом. Хотя возможен вариант, при котором Дзола сыграет слева, как и в последней встрече с англичанами. Тогда ни Фузера, ни Ломбарде в составе не будет. Зато появится Раванелли.

-Не Кьеза?

- Думаю, все-таки Раванелли. Хотя Кьеза очень удачно вошел в игру против англичан. И все же вариант с тремя форвардами вряд ли возможен.

-Вьери, который с интервалом в три дня сделал два хет-трика, вы прикроете персонально?

- По всей вероятности. Он очень опасен наверху и здорово бьет с левой ноги.

-От кого еще можно ждать угрозы с воздуха?

- От Дино Баджо. Костакурта тоже любитель приходить в чужую штрафную.

-Возможны ли в нашей игре фрагменты прессинга?

- Это направление должно быть определяющим, тем более что сами итальянцы только так и играют. Это их основополагающий принцип: не дать сопернику разбежаться.

-Нулевой счет на "Динамо" вас устроит?

- Не думаю.

"Лучше забить гол и отбиться",- добавил включившийся в разговор Юрий Семин. И оба тренера сошлись во мнении: 1:0 - это то, что надо.

Михаил ПУКШАНСКИЙ