Газета Спорт-Экспресс от 11 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

11 октября 1997

11 октября 1997 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Тимур БАРАЕВ

из Сан-Себастьяна

РАЗДЕЛКА - ДЕЛО ЧЕСТИ ДЛЯ ПРОФИ

"Нет, мне не удастся стать первым велосипедистом, который выиграет на одном чемпионате обе гонки, - усталым, но очень твердым голосом сказал лучший велосипедист мира француз Лоран Жалабер, на груди которого висела золотая медаль за победу в гонке с раздельным стартом. - Я отдал сегодня столько энергии и сил, что мечтаю только об одном - доехать в воскресенье до финиша. Слава Богу, групповую гонку можно проехать за счет партнеров по команде".

Многие почему-то считают, что разделка незрелищна, и потому - чуть ли не самая скучная дисциплина велоспорта. Однако, уверен, те, кто видел, как развивалась в четверг эта гонка у профессионалов, изменили свое мнение.

Случайно выиграть разделку невозможно, и именно поэтому победа в ней для профи - доказательство его состоятельности, как для нового русского - шестисотый "Мерседес" или секретарша-супермодель. О победе в разделке мечтают все, но достается она только личностям. И далеко не все прославленные шоссейники решаются испытывать в ней свои силы.

Когда стало известно, что Вячеслав Екимов не успевает оправиться после падения накануне чемпионата, тренер мужской сборной России Николай Горелов даже не стал интересоваться у остальных велосипедистов нашей команды, хочет ли кто-нибудь поехать вместо травмированного. Даже если кто-то и захотел бы, выступить без специальной подготовки достойно все равно не смог бы. Так и вышло, что от России на эту 42,6-километровую гонку был заявлен только Евгений Берзин.

К старту Берзин приехал из Бильбао (в Сан-Себастьяне он жить отказался) на персональном мини-автобусе "Мерседес", этаком "моторхоуме" с личным механиком, врачом и директором итальянской команды Batik, за которую он выступает вот уже несколько лет. Бокс, который подобрал для него главный механик нашей сборной, Берзина устроил: в тени и от старта недалеко. Итальянский механик быстро привинтил колеса фирмы Воrа к раме De Rosa и принялся за настройку. Берзин в эти минуты был нарасхват. С ним мечтали сфотографироваться и журналисты, и полицейские, и толпы еще невесть откуда взявшихся на территории боксов людей. Несмотря на то, что берзинская команда занимает в командном рейтинге 24-е место, а сам он - 139-е, народ воспринимал 27-летнего россиянина как звезду самой что ни на есть первой величины.

Примерно так же были обставлены приезды швейцарцев Алекса Цулле и Тони Ромингера, француза Лорана Жалабера, англичанина Кристофера Бордмэна, итальянца Дарио Андреотто, ну и, конечно же, испанцев Мельчора Маури и Карлоса Домингеса. Идея объединить юниорский и профессиональный чемпионаты мира по шоссейным велогонкам пришла в очень светлую голову. До мужской гонки с раздельным стартом оставался час, и молодежь еще не закончила накручивать тренировочные круги по сан-себастьянским улицам, как ее вынудили сделать это толпы пишущей и снимающей прессы и болельщиков, бросившиеся к начавшим подъезжать к боксам профессионалам. Подавляющее большинство юниоров видело нечто подобное лишь по телевизору, но теперь смогло убедиться воочию: им есть к чему стремиться. Но с особой завистью юноши и девушки разглядывали велосипеды "больших", ибо их машины выглядели дирижаблями на фоне космических кораблей.

Гонка началась в 14.05 при 30 градусах жары и сильном, временами порывистом ветре. Горелов поставил корректировщиков на отметках 15 и 30 километров и попросил их уделить особое внимание последним 14 спортсменам (всего стартовало 47 человек), начиная с быстрого поляка Зенона Яскулы. Вслед за Яскулой через одного на трассу стали уходить фавориты итальянец Дарио Андреотто, испанцы Мельчор Маури и Карлос Домингес, французы Эдди Сеньор и Лоран Жалабер, Берзин, немец Уве Пешель, совершенно случайно затесавшийся в число последних украинец Сергей Гончар, англичанин Кристофер Бордмэн и, наконец, швейцарцы Тони Ромингер и Алекс Цулле.

Последним ушел третий номер мирового рейтинга Цулле, и, естественно, один из лидеров команды ONCE удостоился самого пристального внимания со стороны фотографов и телевизионщиков как 99-процентный победитель этой гонки. Однако стоило ему скатиться со стартовой эстакады и несколько раз резко крутануть педали, как лопнула трубка переднего колеса! Юркий механик пулей выскочил из машины и сменил колесо быстрее, чем это делают в "Формуле-1". В пресс-центре всеобщими усилиями выяснили, что эта заминка украла у Цулле не больше 20 секунд, и казалось, что судьба гонки все еще в руках опытного швейцарца. Но мы ошиблись, не приняв во внимание, что эта заминка украла у швейцарца не только мгновения, но и настрой. Обескураженный фаворит в итоге отстал от победного времени на целых 2.15,37.

Однако отнюдь не трагедия Цулле придала мужской разделке драматизм, а сумасшедший рывок украинца Сергея Гончара. Не знаю, кто оформлял ему визу в Италию, куда он два года тому назад уехал выступать за команду АKI, но, однажды въехав на территорию великой велосипедной державы, Гончар смог впервые покинуть ее пределы только сейчас. Да и то, как признался он мне после гонки, чисто случайно. Долгое лидерство "человека без имени" (а на первых двух промежуточных финишах он выигрывал у Жалабера 17 секунд!) очень нервировало гоночную элиту и держало судьбу разделки в неизвестности до самого конца. И только отсутствие опыта заездов на таких крупных гонках помешало Гончару сохранить победу за собой.

Что же до Берзина, то у него хоть ничего и не лопалось, но проехал он плохо: 22-е место и 4 минуты отставания - это очень много. Впрочем, Александр Кузнецов, под руководством которого Берзин состоялся как гонщик, такому результату не удивился. "Евгений почему-то расстроился, - пожал плечами знаменитый тренер. - Но лично я от него ничего и не ждал".

-Может, он не успел хорошо освоить трассу?

- Трасса здесь ни при чем. Она простая, силовая, на дистанции нужно лишь ознакомиться с двумя виражами. Берзин приезжал несколько раз и тренировался на ней. Я думаю, в данном случае дело состоит в том, что он далек от своей лучшей формы.

-Берзин собирается ехать групповую гонку?

- Да, и там у него есть небольшой шанс - если отсидится за чужими спинами и неожиданно выстрелит на финише.

БЕЗ "РОСЛОТТО", НО С "ЛОКОСФИНКСОМ"

В сезоне-98 в профессиональном велосипедном спорте станет одной командой больше. Ведущий российский тренер Александр Кузнецов, содержащий небольшую спортивную школу в испанской Тортосе, хочет создать на ее базе российскую команду "ЛокоСфинкс". Как сообщил мне сам Кузнецов, она будет зарегистрирована в ближайшее время. Таким образом, в международном клубном рейтинге Россия по-прежнему будет представлена двумя командами. Кроме приказавшей долго жить "Рослотто", 52-ю строчку в классификации UCI занимает клуб "Лада-ЦСКА-Самара".

"Первая часть названия "ЛокоСфинкс" - дань петербургскому обществу "Локомотив", частичкой которого мы продолжаем себя ощущать, а что касается "Сфинкса", то так называется моя фирма, - сказал Кузнецов. - Конечно, мы пока не сможем на равных конкурировать с такими командами, как, например, Mapei, ONCE и Telecom, так как я просто не в состоянии собрать деньги на огромный бюджет. Не сможем мы пригласить и оставшихся без работы рослоттовцев - им нужно платить очень большие деньги. Но миллиона полтора долларов, думаю, найти смогу. Ведутся переговоры с рядом спонсоров и к нашему названию, конечно же, добавится имя какой-нибудь фирмы.

ТЕ ЖЕ ПЛЮС ЗИНЧЕНКО

Неожиданное пополнение в российской сборной перед групповой гонкой. 25-летний гонщик Андрей Зинченко живет в Испании и выступает за команду Estepona En March. Зинченко связался с руководством сборной России и, получив согласие на выступление, сообщил, что приедет в Сан-Себастьян 11 октября, чтобы ознакомиться с трассой хотя бы за день до финальной групповой гонки чемпионата мира.

Чемпионат мира по велоспорту. Шоссе. Сан-Себастьян. 9 октября. Мужчины. Разделка на 42,6 км. 1. Лоран Жалабер (Франция) - 52. 04 (средняя скорость 49,135 км/час). 2. Сергей Гончар (Украина) - отставание 0.3. 3. Крис Бордмэн (Великобритания) - 0.20. 4. Тони Ромингер (Швейцария) - 0.24. 5. Уве Пешель (Германия) - 0.44. 6. Мельчор Маури (Испания) - 0.46... 9. Зенон Яскула (Польша) - 2.04 ... 11. Алекс Цулле (Швейцария) - 2.15... 17. Лаури Аус (Эстония) - 3.33... 21. Владимир Пульников (Украина) - 3.50... 22. Евгений Берзин (Россия) - 3.59... 25. Римигиус Лупейкис (Литва) - 4.37... 27. Руслан Иванов (Молдавия) - 4.42.