Газета Спорт-Экспресс от 1 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

2 октября 1997

2 октября 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ПРОФЕССОР КАСПАРОВ ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕНЫ

В третьем туре "счастливчик" Таль, по фамилии Шакед, чемпион мира среди людей, которым нет еще 20 лет, встречался с Гарри Каспаровым, чемпионом мира среди людей без ограничения возраста, цвета кожи и вероисповедания - или же "просто" чемпионом мира .

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Тилбурга

Каспаров начал партию минут через десять после звоночка главного судьи Герта Гейссена, возвещающего начало тура. Гарри опоздал на пять минут, а потом еще столько же думал над первым ходом: редкий, если не единственный случай в практике чемпиона! Разница в возрасте у участников "матча поколений" была равна 15 годам, разница в рейтинге - 320 единицам Эло. А разница в классе измерялась расстоянием от Москвы до южной окраины штата Аризона в США, откуда "счастливчик" Таль родом.

Почему он "счастливчик", напомню: Шакеду достался №2 в таблице, который позволял сыграть белыми и с Крамником, и с Каспаровым. Крамник после своей партии с Талем Шакедом сказал: "Для меня теперь выражение "сыграть в стиле Таля" заиграло новыми красками". И добавил: "Шутка!".

А Каспаров после его партии с Шакедом произнес небольшую речь, изредка прерываемую нашими вопросами. "Просто чемпион" зашел к нам в пресс-центр от нечего делать: он не ожидал, что партия закончится так быстро (она длилась 2 часа 29 минут вместо отпущенных семи часов), назначил свидание жене Юле (она приехала вместе с Гарри на турнир позже, чем следовало) и теперь скучал.

Кстати, турнир носит "семейный" оттенок: с женами приехали и Майкл Адамс, и Йерун Пикет, Юдит Полгар приехала с мамой, а Шакед прибыл в компании девушки юного возраста.

В партии Шакед - Каспаров было сделано всего-то 20 ходов, причем Шакед сдался в позиции, где белый ферзь был пойман черными фигурами в центре доски.

- Вы не представляете, как трудно мне было играть сегодня! - сказал Каспаров после партии. - Я применил в защите Грюнфельда ход, уровень которого можно сравнить со взрывом маленькой шахматной бомбы. Этот бы ход (13... Лd8!) применить на чемпионате мира - тогда любой соперник "заснул" бы на час . После 13... лd8! у белых большие проблемы, грозит 14... Кс5 или 14... Ке5. Фигуры белых провисают, непросто найти нормальный ответ! Обычно в позиции, где этот ход последовал, все автоматически делают рокировку, а этот ход радикально меняет оценку положения. Я ведь почему так поздно начал партию? Все сомневался: пойти - не пойти на этот вариант...

- Но как иначе выиграть такую позицию черными? Ведь белые ставят мощный центр, пойди взломай его без риска для жизни...

- В том-то и дело! Применять секретное оружие было необходимо, но очень не хотелось это делать в партии с Шакедом! В результате получилось "атомной бомбой" - по воробьям... Нет, все же нельзя пускать в такой турнир игроков столь низкого уровня!

-Вы действительно не знали, когда соглашались играть в турнире, что там будет Шакед? - спросил я у Гарри.

- Я и в мыслях не мог представить такое! Барбара Шол говорила мне, что ведет переговоры с Топаловым... Когда я соглашался на участие в турнире, было 11 игроков, Шакеда не было. Нет, это все же скандал! - не унимался Гарри. - Должен же все-таки быть какой-то уровень приличия.

-Но ведь Шакед выиграл чемпионат мира среди юношей!

- Ну что это был за чемпионат... Петр Леко, например, не играл...

-Говорят, что это был один из сильнейших юношеских чемпионатов последнего времени! Один Александр Морозевич чего стоит! И вообще все в один голос говорят про Таля Шакеда, что это талант!

- Мы сегодня с Юрой Дохояном посмотрели его партии. Нет, не производят впечатления... Вернее, производят впечатление сильного любителя. Я недавно давал сеанс одновременной игры в Аргентине, так, думаю, Шакед там на шестую доску с трудом бы попал... Кроме того, его появление в турнире взвинтило мой "ожидаемый" результат: теперь я, чтобы не понизить свой рейтинг, должен набирать "плюс пять".

-Вам осталось набрать "плюс два" в восьми партиях, задача не столь невыполнимая, вы можете даже перевыполнить норму и, чего доброго, рейтинг повысить...

Последнее замечание несколько смягчило чемпиона мира, он широко улыбнулся и уже миролюбиво закончил речь:

- Да уж, последний раз я играл в турнире, где было так много "подающих надежды", в 1987 году в Брюсселе... А вот после этого не приходилось...

Все то время, пока Каспаров общался с нами по-русски, Шакед стоял неподалеку - руки по швам, бледный - и ждал, когда Гарри удостоит его хотя бы взгляда. Гарри, не глядя на Таля, сказал ему по-английски, какого уровня ход ему довелось сегодня испытать на себе. Шакед только во все глаза смотрел на чемпиона и переминался с ноги на ногу... Каспаров уже ушел из пресс-центра, а Шакед все еще продолжал стоять в сомнамбулической задумчивости - он глядел на экран монитора. Его ждала еще одна маленькая пытка: на экране застыла позиция, в которой он сдался Каспарову. Король белых на мониторе был перевернут короной вниз. Так доходчиво данная шахматная программа изображала поражение. Черный король занимал обычное положение. И целых четыре часа Таль Шакед стоял в пресс-центре, робко наблюдал за анализом других участников, а на экране монитора видел своего перевернутого вниз головой короля.

Гарри, конечно, слишком суров. Не знаю, справедлив ли? Но суров - это точно. Для Таля из Аризоны этот турнир - подарок судьбы и огромная школа. Для Каспарова - может быть, лишь занятный эпизод, один из сотни эпизодов. Ну, понизит он свой рейтинг - или повысит... В конце концов, чемпион и сам прекрасно понимает, что не одними единицами Эло живы шахматы, есть же еще, слава Богу, лица, характеры, жизнь... Она должна дать шанс и Талю Шакеду. Хотя тем временем в турнире появилась еще одна маленькая интрига: всех интересует, кто первый сыграет с Талем вничью. То, что это произойдет, совершенно очевидно: не так слаб Шакед, как говорит Каспаров. На чемпионате мира он выиграл "по заказу" решающую партию у основного конкурента - Александра Морозевича, а на турнире в Нью-Йорке, когда ему надо было выполнить норму гроссмейстера, так же, "по заказу", победил Артура Юсупова. Так что Шакед, уверен, еще не сказал своего последнего слова в Тилбурге.

Главный конкурент Каспарова Владимир Крамник играл в этот день черными с Петром Свидлером, своим товарищем по прогулкам в Тилбурге. Оба приехали на турнир в гордом одиночестве и скрашивают его в компании друг друга. Ничего особенного. Обычное дело. Возраст у них примерно одинаковый: Свидлеру - 21, Крамнику - 22.

Партнеры разыграли челябинский вариант сицилианской защиты, оцениваемый в теории как ничейный. Оба поступили в высшей степени практично: "плюс два" сохранилось у Крамника, "плюс один" - у Свидлера. И их "партнерство во имя мира" тоже, естественно, сохранилось.

- Все правильно, так и надо, делать, это нормальный профессиональный подход, - сказал по этому поводу Каспаров. - В турнире, где так много "подающих", иначе и нельзя. Только вот интересно, что по этому поводу напишет тренер Крамника Сергей Долматов, который нашу партию с Шортом из новгородского турнира назвал "профессионально расписанной ничьей". Как он назовет ЭТУ партию, вот что интересно!

Ядовитый все же человек Каспаров! Ведь если объективно посмотреть на встречу друзей-приятелей, то никакая это была не "расписанная" партия. Объективно трехкратный чемпион России и чемпион города Петербурга Петр Свидлер пока не готов дать полномасштабный бой Владимиру Крамнику, превосходящему его на 110 единиц Эло. Да и необходимости такой пока нет. Объективно и Крамник не готов играть на победу - черными! - с таким сильным и удачливым шахматистом, как Петр Свидлер. Вот и получилась объективная ничья. А что не анализировали ее партнеры? Так чего там анализировать? Лучше подышать свежим воздухом.

Самая захватывающая партия была в этот вечер сыграна между Жоэлем Лотье и Петром Леко. Головоломный вариант защиты Грюнфельда был хорошо изучен обоими соперниками, но Леко знал его явно лучше. Он играл превосходно! Жертвовал качество (14... Лf3!), не взял фигуру, чтоб сохранить атаку (16... d3!), и в конце концов блестяще выиграл. В заключительной позиции, достойной кисти Айвазовского, фигуры белых напоминали картину после кораблекрушения - все разбито, все запатовано, надо сдаваться. Партнеры мирком-ладком сидели себе, анализировали партию в пресс-центре, когда туда вновь заглянул "профессор" Каспаров и сообщил Лотье радостную новость, от которой тот чуть не свалился со стула: оказывается, этот вариант защиты Грюнфельда Гарри изучал (и какой он только не изучал?) еще в 1986-м году, готовясь к матчу с Анатолием Карповым. Так вот белые не должны были допускать жертву качества, не надо было и отступать ферзем, а надо было играть 14.gh+Kph8 и 15.Kh4!

- И черным надо сдаваться, - сказал Каспаров.

- А если я возьму пешку - 15... Kp:h7? - дерзко спросил Леко.

- Че-е-го-о-о?!!!

Вы бы слышали это "чего?!!!", вы бы видели выражение лица Каспарова! Так смотрит профессор на студента, когда тот на экзаменах несет несусветную чушь. "И ты попираешь своими стопами хрустальный храм науки?!" - словно говорит профессор.

После своего саркастического, продолжительного "че-е-го-о-о?!!!" Гарри ничего не говорил, он только с веселым изумлением смотрел на Леко и чуть-чуть покачал головой: ну-ну, сыграй со мной в этом турнире 15... Kp:h7, посмотрю я на тебя потом!

Очень лихую партию выиграл Алексей Широв у голландца Люка ван Вели. Выиграл в очень острой борьбе, пройдя через ничью. Причем после этой партии наследник бессмертного кудесника Таля ("того самого", гениального волшебника комбинаций из Риги, а не из Аризоны), испанский гроссмейстер Широв на чистом русском языке дважды повторил: "Ну что ж, очки не пахнут".

Сей афоризм должен был означать только то, что Широв игрой своей недоволен, а очком в таблице доволен весьма. Справедливости ради надо, однако, заметить, что в этой партии Широв для того, чтобы победить, сделал гораздо больше, чем ван Вели для того, чтобы добиться ничьей. То есть один творил (и вытворял), а другой только реплики подавал. Каждый получил по вложенному риску.

А вот от украинского гроссмейстера Александра Онищука удача отвернулась. Накануне он выиграл затяжной - в 63 хода - ладейный эндшпиль у Лотье, а в третьем туре не спас 107-ходовый - тоже ладейный - эндшпиль против Юдит Полгар. Правда, прежде, чем получить этот незавидный эндшпиль "без двух", Онишук подзевнул очень важную пешку в середине партии (испанской, надо заметить). Юдит, недолго переживавшая тяжелое поражение от чемпиона мира, использовала свой шанс с Онищуком на все сто. Это был тяжелый семичасовой марафон, но невозмутимую Юдит, как видите, такие трудности не смущают.

Когда англичанин Майкл Адамс против голландца Йеруна Пикета в испанской партии на 8-м ходу сыграл крайней пешечкой на одно поле 8.а3, голландский гроссмейстер Геннадий Сосонко на чистом русском языке воскликнул с юношеским запалом: "Вы посмотрите, как сыграл Адамс! Так, кажется, первым играл Алексей Суэтин!".

Этот ход, конечно, не слишком популярен и современен, но еще удивительнее было, когда через четыре хода Адаме продвинул эту же пешку еще на одно поле. Такими темпами партия и развивалась дальше, пока, к обоюдному удовольствию, партнеры не подписали мир. Короли на экране монитора, где демонстрировалась эта партия, как бы кивнули друг другу - и застыли неподвижно, повернувшись на бок. Маленькие хитрости шахматной программы.

Итак, на турнире появился единоличный лидер. Профессор Каспаров. Что по этому поводу думает бакалавр (или магистр? доктор? академик?) Крамник, мы узнаем уже в ближайшем туре.

3 тур. Широв - ван Вели - 1:0. Полгар - Онищук - 1:0. Шакед - Каспаров - 0:1. Лотье - Леко - 0:1. Ничьи: Свидлер - Крамник и Адамс - Пикет.

После трех туров: Гарри Каспаров - 3 очка, Владимир Крамник - 2,5, Петр Свидлер (все - Россия), Майкл Адаме и Петер Леко - по 2, Юдит Полгар (оба - Венгрия) и Алексей Широв (Испания) - по 1,5, Люк ван Вели, Йерун Пикет (оба - Нидерланды) и Александр Онищук (Украина) - по 1, Жоэль Лотье (Франция) - 0,5 и Таль Шакед (США) - 0.