Газета Спорт-Экспресс от 14 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

14 августа 1997

14 августа 1997 | Парус

ПАРУС

РОССИЙСКАЯ МАКСИ-ЯХТА СТАЛА БРОНЗОВЫМ ПРИЗЕРОМ ЧЕМПИОНАТА МИРА

Парусная регата Fastnet Race издавна считается одной из самых престижных и, пожалуй, наиболее представительных гонок в Европе. В нынешнем сезоне она была восьмым, заключительным этапом престижного "Адмиральского кубка". На старт Fastnet Race, проводимой Королевским океанским гоночным клубом (RORC), на этот раз вышли 240 океанских яхт разных классов и практически все ведущие шкиперы мира.

Гонка эта является действительно океанской и проходит в прибрежной зоне северо-восточной части Атлантического океана. Стартует регата в английском городе Коус на острове Уайт и движется в направлении знаменитой скалы Фастнет Рок, расположенной у Ирландского побережья, после него поворачивает назад и "упирается" в финишную точку - английский город Плимут.

На сей раз в стартовых протоколах гонки общей протяженностью 600 морских миль можно было увидеть длинный перечень известных имен ведущих мировых шкиперов, которые подали заявки на участие в "Фастнет"-97. На старт вышли три больших тримарана, уже известных нам по "Гонке вокруг Европы" в июне этого года - Primagaz, Fujicolor II и Banque Populare. В последний момент выбыл из состава участников регаты тримаран Corum, накануне старта получивший повреждение корпуса. Несомненно, гонку украсило участие яхт класса Open 60, которые в 1996/97 годах ходили в кругосветку нон-стоп Vendee Globe. Была здесь знаменитая одиночница - француженка Изабель Оттисье на P.R.B., а также Ив Парлье на Aquitaine Innovations. На этот раз его товарищем по команде был не кто иной, как Эрик Табарли - один из корифеев кругосветных плаваний.

Отдельный интерес представляли яхты класса Whitbread 60. В Фастнетской гонке стартовали восемь таких "шестидесятифутовиков", которые собираются в сентябре отправиться в традиционную кругосветную парусную регату Whitbread. В Коусе собрались Merit Cup (шкипер фант Далтон), Silk Cut (Лэрри Смит), "Тошиба" (Крис Диксон), EF Lanquege (Пол Кайар) и другие.

Но, пожалуй, особый интерес вызывали макси-яхты и, в частности, яхты класса Ericsson 80, для которых Фастнетская гонка являлась заключительным этапом чемпионата мира. Российская яхта Global Initiative (экс-Russian Team) собиралась отстаивать занимаемое ею к тому времени третье место в общем зачете. Практически обеспечила себе первое место шведская Nicorette, очень ровно прошедшая все этапы чемпионата мира.

Сразу же после старта шведы и возглавили гонку в классе макси-яхт, на второй позиции закрепилась BIL. Global Initiative и Flying Dutchman повели жесткую борьбу сразу со старта. Через несколько минут голландская яхта нарушила правила, и россияне подняли протестовый флаг. Jacob's Creek воспользовалась представившейся ей свободой и в первой части гонки заняла третью позицию.

Следует отметить, что Фастнетская гонка проходит в зоне действия сильных приливно-отливных течений, которые по нескольку раз в день меняют силу и направление. Прихотливый характер местной природы проявил себя уже в первую ночь, когда в условиях штиля яхтсменам пришлось бороться с усиливающимся течением. Значительно продвинуться вперед удалось тем яхтам, кто дольше других продержался в ветровой зоне. Меньше всего повезло австралийцам - команде с Jacob's Creek пришлось трижды заводить якорь, чтобы не оказаться снесенными течением.

Global Initiative стояла на якоре около двух часов, после чего, поймав бриз, устремилась к Фастнет Рок. Следующие сутки яхты шли полным курсом под спинакерами. Сила ветра менялась от 15 до 25 узлов. К утру следующего дня яхты вышли к маяку Фастнет Рок. Определились и лидеры. У однокорпусных яхт ими стали BIL и Nicorette. BIL пришла на 10 минут впереди Nicorette, еще через час к финишу подошел "Летучий голландец". Интереснейшая борьба развернулась на последних 50 милях между Global Initiative и Jacob's Creek, которая ночью в результате ряда удачных маневров настигла российскую яхту и обогнала ее на пару миль. К утру российская команда сократила расстояние и за несколько миль до финиша макси шли уже корпус в корпус. Судьба 4-го (а в случае положительного решения по поводу поданного россиянами протеста - и 3-го) места в гонке в классе Ericsson 80 решилась буквально на последних метрах дистанции. Global Initiative прошла вперед и вырвала у австралийцев победу. Секунды решили дело в нашу пользу.

После финиша состоялось награждение участников и победителей чемпионата мира в классе Ericsson 80. Победу одержали Nicorette (шкипер Людде Ингвалл), второе место BIL (Росс Филд), третье место - Global Initiative (Сергей Бородинов).